Параллельные истории. Как фильм про Анну Франк объединяет Холокост и современные проблемы миграции
Итальянский документальный фильм «Анна Франк. Параллельные истории» о жертвах Холокоста с участием Хелен Миррен выходит в российский прокат 6 февраля. Кинообозреватель Forbes Woman Юлия Шампорова рассказывает, почему история маленькой девочки на страшной войне напоминает нам о проблемах сегодняшнего дня

Амстердам. Огромное, во всю стену многоэтажного здания, пестрое и разделенное на геометрические фигуры, как бы преломляющееся граффити с портретом маленькой девочки с ироничной улыбкой — один из самых ярких кадров этого фильма: разноцветные квадраты и треугольники — синие, зеленые, красные образуют лицо, которое знает весь мир.Кажется, что если четыре версии этого изображения нанести на холст и поменять цвета квадратов, то получится вполне себе картина Энди Уорхола — «размноженный» человек — символ, имя которого так много обсуждается, что личность его уже сложно понять. Стоит лишь поменять цвет — и перед вами именно та Анна, которую вы себе вообразили.
Имя Анны Франк, ее история и дневник чрезвычайно известны и востребованы современным обществом. В одной только Москве, если вы захотите вспомнить историю этой девочки в деталях, можно посетить спектакль в театре Вахтангова или выставку в Еврейском музее (перечислять можно бесконечно). Из-за этого Анна начинает восприниматься как литературный персонаж, героиня своего собственного творения. Да, кто-то скажет — героиня массовой культуры, а кто-то — символ борьбы с геноцидом, объединяющий всех людей, от него пострадавших (не зря итальянские неонацисты осквернили именно фотографию Анны, чтобы провозгласить свои принципы).
Поэтому и говорить об Анне сложно (сложно и автору, которому нужно найти новую, неизбитую форму повествования, которая тронет сердца людей; сложно и зрителю, который, зная историю Анны Франк в деталях, открывает свое сердце для того, чтобы поговорить по-новому о боли и смерти). Тем интереснее выглядит попытка итальянских режиссеров и сценаристов фильма Сабины Федели и Анны Миготто вновь рассказать об этой маленькой и удивительной еврейской девочке.