Маленькие детки и их конфликты
С какого возраста можно учить ребенка чем-то делиться? Как научить его не обижать других и не драться? Как правильно реагировать, если обижают ваших детей? Как вообще решать конфликты на площадке и в детском саду?
2–3 года: делятся одно-клеточные, а мы – сложно-организованные
«Мия, ну что ты кричишь, девочка просто хочет кусочек твоего печенья! Девочка, как тебя зовут? Адель? Мия, смотри, какая Адель хорошая девочка, угости ее своим печеньем! Что значит «нет»? Ну-ка немедленно поделись! Стой! Куда пошла! Вернись немедленно и поделись печеньем! Вот ведь жадина какая, ну я тебе задам!»
(Все рыдают, Мию уносят с площадки, Адель озадаченно сосет палец, остальные дети вообще ничего не успели понять. Возраст участников – 2 года.)
Мама Мии: «Вот видите, я же говорила, она совершенно неуправляемая и очень агрессивная. Что нам делать?»
Во-первых, дети в два года не умеют «делиться» по очень простой причине: все, что находится в их руках, воспринимается малышами как часть их самих. Предлагая ребенку отдать что-то, что он держит или во что играет, прямо сейчас, означает буквально: отломи, отдели кусок себя и отдай безвозвратно другому человеку (которого ты к тому же впервые видишь). И пик этих душераздирающих сцен приходится на возраст 2–2,5 года, когда у детей протекает так называемый кризис сепарации.
Кризис сепарации – фаза психического развития, во время которой ребенок должен осознать, что, во-первых, он и мама – два разных человека (а до того малыш убежден, что они – единое целое), а во-вторых, не он управляет взрослыми, а родители – им. Это сложное время, наполненное слезами, истериками, битвами за власть.
Если в этот момент добавлять еще и воспитательные эксперименты под девизом «Наш ребенок – не жадина!», и так не уверенный в своем положении кроха совсем теряет почву под ногами.
И – вполне объяснимо – рыдает и упирается.
Кстати, вторая участница конфликта, Адель, скорее всего, даже не заметила, что печенье держит Мия: она видела только печенье, а не то, в чьей оно руке.
Что надо делать?
- Не позволять нападать на своего ребенка. Защищать его от требований других (неграмотных) взрослых «поделиться игрушкой, если ты хороший мальчик/девочка». Они решают свои задачи (защитить своего ребенка от разочарования), вы – свои (не дать в обиду).
- Предлагать альтернативы: поменяться (если все согласны), играть по очереди (если ваш ребенок заинтересован в игрушке соседа).
- Если ваш ребенок настаивает, что он сам хочет владеть своим имуществом, без дольщиков, поддержать его и выразить свою позицию дружелюбно, но определенно: «Я понимаю, что тебе, Елисей, хочется покатать этот самосвал, но Яша очень любит свою машинку и пока не готов делиться».