«Черная пятница» умирает, но не сдается

ОгонёкОбщество

Шопинг без контакта

«Черная пятница» умирает, но не сдается. В эпоху коронавируса предновогодним распродажам все равно быть, пусть и по новым правилам. Почему ни коронавирус, ни экономические неурядицы не могут отучить людей от шопинга, разбирался «Огонек»

Материал подготовил Кирилл Журенков

На фоне пандемии праздничный шопинг, похоже, стал рискованным развлечением

Потребительские традиции пали жертвой коронавируса: в этом году праздничные распродажи в США стартуют без былого размаха. Один из крупнейших заокеанских ритейлеров — Walmart уже объявил, что в День благодарения его магазины работать не будут. А ведь именно с вечерней распродажи в Walmart в США уже более 30 лет подряд стартовал сезон шопинга! Или вот еще тревожный звонок. Для многих американцев старт распродаж связан и с ежегодным парадом, проводимым сетью универмагов Macy’s. Однако в нынешнем году он будет «переработан под телевизионную аудиторию». Людям намекают: «Оставайтесь дома!»

На этой стороне Атлантики, в Старом Свете, тоже вынуждены отказаться от привычных радостей. Даже британцам, известным своей приверженностью традициям, и то пришлось пойти на уступки эпидемии. Обычно начало сезона распродаж в Лондоне отмечают торжественным включением праздничной иллюминации на Оксфорд-стрит — самой длинной торговой улице Европы. Но в этом году обошлось без торжественной церемонии, огни зажгли раньше, да к тому же тематически «привязали» к коронавирусу и борьбе с ним. Одним словом, на войне как на войне. Не зря в СМИ все чаще задаются вопросом: переживут ли предпраздничные распродажи 2020 год? Ответ парадоксален: полностью отказаться от шопинга люди не намерены, просто покупают они теперь… по-другому.

Вот прогноз Adobe Analytics: расходы американцев на покупки через интернет в сезон распродаж составят 189 млрд долларов — это на 33 процента больше, чем в 2019‑м. А при определенных условиях (среди которых закрытие обычных магазинов из-за карантина) эта сумму может превысить 200 млрд! Вывод, на котором сходятся все эксперты, прост: коронавирус окончательно сдвинул предпочтения потребителей в сторону онлайн-покупок — так безопаснее и сподручнее.

Тут надо пояснить. Крен в сторону интернета был заметен и раньше: ну, к примеру, в 2019‑м «черную пятницу» даже назвали… «скучной пятницей». Мол, очередей в магазинах и эпических сражений за новые телевизоры больше не видно — все ушли в онлайн. По данным компании JLL, 40 процентов магазинов в США рапортовали об уменьшении числа посетителей в прошлом году, еще до пандемии. И вот коронавирус, кажется, окончательно закрепил эту тенденцию: шопинг теперь происходит в тиши семейных гостиных на экранах компьютеров и смартфонов.

Еще одна показательная тенденция — удлинение периода распродаж. Многие магазины уже предупредили, что будут проводить их несколько дней, чтобы избежать очередей и соблюсти социальное дистанцирование. Острословы даже предложили переименовать «черную пятницу» (27 ноября) в «черный ноябрь», раз уж охотиться за скидками можно целый месяц.

Причем не стоит думать, что все это происходит лишь на Западе. У нас тенденции те же: как сообщает ТАСС со ссылкой на Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ), на эту «черную пятницу» онлайн выйдет еще больше отечественных продавцов. Что же касается традиционных российских магазинов, то они, как и их зарубежные коллеги, растянут распродажи на несколько дней — словом, перемены налицо.

Однако драматургия момента в другом. Как получается, что денег нет, а люди тратят? Вроде и сокращения идут, и бизнес закрывается, а распродажи по расписанию. «Огонек» обратился за комментариями к экспертам.

— Около 80 процентов американских покупателей собираются оставить в магазинах как минимум столько же денег, сколько и в 2019‑м,— подтверждает Барбара Стюарт, профессор в сфере человеческого капитала и потребительской науки Технологического колледжа Университета Хьюстона (США).— А вот то, как они это делают, действительно изменилось. Когда весной этого года магазины были закрыты, 90 процентов потребителей перешли на форматы онлайн-торговли и curbside pickup (когда можно забрать заказанные заранее товары, не выходя из машины.— «О»). Эти практики останутся актуальны и во время праздничного шопинга. Почти 90 процентов потребителей говорят, что они будут совершать больше покупок в интернете, причем практически половина планирует в основном там и покупать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

26 из ларца и все в погонах 26 из ларца и все в погонах

Суммы штрафов с аграрников сопоставимы с субсидиями АПК

Огонёк
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Право рубля Право рубля

Как «деревянный» превратился в мировую валюту

Огонёк
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Обонятельное прошлое Обонятельное прошлое

Запахи древней Европы как часть культурного наследия

Огонёк
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Легенда об айве Легенда об айве

О тонком аромате под толстой шкурой

Огонёк
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Как брали Крым Как брали Крым

Леонид Млечин — о завершающем этапе Гражданской войны на юге России

Огонёк
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Именной фонд Именной фонд

Как Таруса запустила по России вторую волну переименований улиц и площадей

Огонёк
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
С очностью до наоборот С очностью до наоборот

Дистанционное образование есть, но юридического статуса у него нет

Огонёк
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Битва за Бунина Битва за Бунина

Отечественные архивы приоткрыли тайны кремлевского проекта «Репатриация Бунина»

Огонёк
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Забытый защитник Москвы Забытый защитник Москвы

В 1382 году оборону Москвы возглавил литовский князь, внук Ольгерда

Дилетант
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Таёжное проклятие Таёжное проклятие

В начале 1930-х в Кремль стали поступать тревожные сообщения с Дальнего Востока

Дилетант
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Ко Дню влюбленных: оригинальные ромкомы и мелодрамы 2020-х Ко Дню влюбленных: оригинальные ромкомы и мелодрамы 2020-х

Оригинальные и нашумевшие романтические комедии и мелодрамы

СНОБ
Уголь теряет рынки Уголь теряет рынки

Из-за чего сокращается объем экспорта российского угля

Ведомости
Южный Урал — сказочный край России Южный Урал — сказочный край России

Давно мечтала я побывать на Урале и вот стою у ворот парка «Таганай»...

Знание – сила
Борьба за пятое измерение Борьба за пятое измерение

Россия наметила свой путь освоения технологий — в стороне от мировой схватки

Монокль
Вячеслав Богдан: Мы уже обошли нишевых конкурентов и сейчас соревнуемся с универсалами Вячеслав Богдан: Мы уже обошли нишевых конкурентов и сейчас соревнуемся с универсалами

Гендиректор Flowwow — как нишевые маркетплейсы конкурируют с универсальными

Ведомости
Здоровый образ мысли Здоровый образ мысли

Какие мысли помогают нам быть в тонусе?

Лиза
Как выбрать зубную пасту: правила, о которых вам никто не говорил Как выбрать зубную пасту: правила, о которых вам никто не говорил

Как выбрать подходящую зубную пасту и каких результатов от нее ждать?

ТехИнсайдер
Юлия Пересильд: «Для меня первичен даже не персонаж, а сценарий» Юлия Пересильд: «Для меня первичен даже не персонаж, а сценарий»

Юлия Пересильд о том, стоит ли бояться ИИ и какие фильмы любит пересматривать

Ведомости
Когда БУМЕР встречает ЗУМЕРА Когда БУМЕР встречает ЗУМЕРА

Почему конфликт поколений — сомнительная теория и какая польза от их объединения

Afternoon Seasons of life
4 простых способа узнать человека по-настоящему 4 простых способа узнать человека по-настоящему

Как узнать человека быстро и без тестов от спецслужб?

Psychologies
Открыть в приложении