Пакет указующий
После оглашения президентского послания Федеральному собранию на прошлой неделе крепнет ощущение: пакет очередных «майских указов» может появиться сразу после выборов. Пока он еще не сверстан, самое время поговорить о такой модели управления экономикой
В своем послании Федеральному собранию президент, упоминая «майские указы», принятые на старте истекающей ныне каденции на этом посту, был критичен: мол, многое сделано, но в целом достичь всех запланированных результатов не удалось. Но важно, что цели были заданы, и цели — амбициозные! Ориентация на высокие планки, словом, верна. А вопрос, стоит ли продолжать, похоже, не стоит.
Вопросы к исполнению
Напомним: «майские указы-2012» — это свод задач, обнародованный президентом после победы на выборах, затрагивающий 11 сфер обустройства страны и включающий 218 поручений. «Общероссийский народный фронт» (ОНФ) еще прошлой весной подсчитал: из 179 поручений президента, находившихся у него «на контроле», выполнены 35, частично реализованы — 100, а 44 — нет. Правительство представило иную цифру — выполнены 76 процентов «указов». Какая отчетность верна?
Постановка вопроса, впрочем, может показаться не слишком корректной: если верить документам, и там, и тут все верно. Но если присмотреться внимательней, то обнаружится, что в процессе исполнения указов бюрократия прибегла к разного рода ухищрениям, позволившим добиться нужных цифр в отчетности. Рассмотрим, какой задействован арсенал.
Как пояснила «Огоньку» эксперт Центра Cулакшина Людмила Кравченко, в нескольких случаях составители победных отчетов подменили понятия. Например, согласно тексту указов, зарплату бюджетников требовалось довести до средней по региону. Довели. Но только не среднюю зарплату, а среднемесячный доход от трудовой деятельности («Огонек» писал о манипуляциях со статданными в № 38, 2017). Или другой пример: в указах говорилось о создании 25 млн «высокопроизводительных рабочих мест». В его исполнении продвинулись, но изменили методику определения этой самой «высокой производительности». Если в 2012-м под этим понимался «средний уровень ВВП в расчете на рабочее место по шести крупнейшим экономикам мира», то всего год спустя — средний уровень зарплаты на предприятии, которая должна была превышать среднюю по региону. Почувствовали разницу? Впрочем, заметим, и это не помогло: согласно данным «Росстата», число «зарплатных» «высокопроизводительных» мест выросло до 16 млн, а не до искомых 25 млн.
Кстати, такое понятие, как «среднее значение», когда речь идет о зарплате — неиссякаемый источник для бюрократических ухищрений. Его повышения можно добиться, например, серьезно подняв зарплаты руководству. Что и было проделано, например, в системе здравоохранения, где оклады свыше 50 тысяч рублей получают, согласно статистике, 5,7 процента врачей, а около 50 процентов зарабатывают порядка 20 тысяч рублей в месяц.
Зато задача снизить смертность от болезней кровообращения (как было заявлено в указах) и от туберкулеза была достигнута. Здесь удалось добиться показателя 614,1 на 100 тысяч населения в первом случае еще в 2016 году, и почти вдвое «перевыполнили» план во втором. Но получить такие же блистательные результаты в борьбе с онкологическими заболеваниями и смертностью от ДТП не получилось. А оптимистичные цифры ползущей, пусть и медленно, но вниз кривой смертности эксперты объясняют так: тут помогло… присоединение Крыма, увеличившее число россиян разом на 2 млн человек.
Не обошлось и без банальных «приписок». Данные соцопроса, проведенного в апреле 2017 года соцсетью «Врачи РФ», свидетельствуют: только 26 процентов врачей на вопрос «Производятся ли, на ваш взгляд, в вашем учреждении манипуляции с диагнозами для улучшения статистики по посмертным диагнозам?» ответили «не замечали ничего такого». Остальные подтвердили, что такое имеется (34 процента врачей ответили «да, постоянно», 40 процентов уверены, что статистику пытаются улучшить, а 74 процента согласились, что имеют дело с высокопоставленным жульничеством).