Храм раскрытого образа
Свое 70-летие музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева отмечает, во-первых, расширением — под уникальные экспонаты ему передают усадьбу Хрящевых, а во-вторых, обновлением экспозиции. «Огонек» узнал, как спасают древние иконы и что им угрожает сегодня
В мастерской музея перед реставратором лежит огромная икона — она занимает весь стол, и поднять ее, кажется, можно только обеими руками.
— Это начало XVII века. Мы работали с ней около полутора лет, а расчистить удалось только вот этот фрагмент,— Михаил Казнов, реставратор и заместитель заведующего мастерской, обводит рукой небольшой квадрат в левом углу иконы.— Из этого же монастыря есть еще одна, с которой мы работали еще дольше.
Он показывает икону с изображением ветхозаветного пророка из монастыря в Карелии и объясняет: обычное дело — потратить лет шесть на то, чтобы раскрыть икону, удалить позднейшие наслоения и обнаружить: несколько веков назад она вышла из-под кисти мастера совершенно другой. Так было и с этим образом: изначально и сейчас, после реставрации, на ней изображен пророк Малахия, но в XIX веке его превратили в Иеремию. Соображения для таких перевоплощений были обычно самые практические: например, изменился иконостас и имеющиеся иконы могли соединить одну с другой или переписать детали, сюжет, а то и самого святого.
Сегодня вся экспозиция единственного государственного музея в России, полностью посвященного древнерусскому искусству, умещается в трапезной палате и нескольких отреставрированных залах церкви Архангела Михаила на территории Спасо-Андроникова монастыря. Музейщики сетуют: пока невозможно показать целиком его уникальное собрание, которое охватывает древнерусскую иконопись и декоративно-прикладное искусство XIII–XIX веков (почти 10 тысяч объектов), собранные со всей страны в послевоенные годы.
Свое 70-летие музей встретил расширением экспозиционных площадей — ему отдают расположившуюся неподалеку усадьбу Хрящевых. И завершением колоссальной работы, которая шла с 1950 года,— 52 иконы XVII века из суздальского Спасо-Ефимиева монастыря отреставрированы и впервые представлены посетителям. Еще среди впервые представленных шедевров — заново отреставрированная рукопись «Лествица» 1510 года, созданная писцом Ферапонтом в Иосифо-Волоцком монастыре. А также деревянная скульптура «Христос в темнице» — редкий памятник конца XVIII — XIX века предположительно из Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. В центре обновленной экспозиции самая древняя икона из собрания и визитная карточка музея — Спас Вседержитель, написанная под Ярославлем в начале XIII века, то есть в первые годы монгольского нашествия.
Собрание музея уникально не только потому, что охватывает самые разные иконописные стили и школы, включая старообрядческие. Сам музей стал иллюстрацией к редкому сегодня компромиссу между церковью и хранителями древнерусского искусства: оставаясь в руках специалистов, иконы, по сути, не покидают храма, при этом перед некоторыми особо чтимыми иконами из собрания музея стоят живые цветы и служатся молебны.