Седна, блуждающая во тьме
Представьте себе мир, где царит вечная ночь. Мир, над которым простирается на почти абсолютно чёрном фоне сияющая дорожка Млечного Пути, украшенная тёмными прожилками космической пыли, настолько плотными, что сквозь них не пробивается свет звёзд. Это мир, откуда Солнце кажется далёкой и яркой звездой, отличающейся от тысяч других лишь золотистым сиянием. Это мир, скованный льдом и холодом. Это Седна — карликовая планета, один из наиболее удалённых объектов Солнечной системы среди всех известных астрономам.
В поисках новых миров
С незапамятных времён астрономам были известны пять планет, видимых с Земли невооружённым глазом: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Сатурн считался последним обитателем Солнечной системы, медленно странствующим по её границе. Однако в 1781 году во время очередных наблюдений английский астроном немецкого происхождения Уильям Гершель открыл Уран. Это только укрепило подозрения, что и Уран — не последняя планета, ведь если мы чего-то не видим, это вовсе не означает, что этого нет: наверняка за орбитой Урана прячется что-то ещё!
Логика не подвела учёных. Несколько десятилетий спустя французский математик и астроном Урбен Леверье на основе анализа возмущений орбиты Урана сделал вывод о том, что за ним скрывается ещё одна массивная неоткрытая планета. Леверье даже рассчитал местоположение предполагаемого объекта и не ошибся: 24 сентября 1846 года в Берлинской обсерватории был открыт Нептун. Совершили открытие немецкие астрономы Иоганн Галле и Генрих Луи д′Арре именно в том месте, которое указал в своих расчётах Урбен Леверье.
Идея поиска новых планет завладела умами учёных: сколько же на самом деле их в Солнечной системе? Как далеко распространяется гравитационное влияние нашей звезды?
Состоятельный житель Бостона, американский бизнесмен, востоковед, астроном и математик Персиваль Лоуэлл (кстати, его можно назвать ещё и астробиологом — он первым поставил вопрос о существовании внеземной жизни и попытался ответить на него средствами тогдашней науки) в 1894 году основал собственную обсерваторию, а в 1906-м начал систематическую работу по поиску девятой планеты Солнечной системы. Он был уверен, что это таинственное небесное тело скрывается за орбитой Нептуна, и, поскольку оно очень далеко, найти его будет не так-то просто. Загадочному объекту Лоуэлл придумал то самое имя — «Планета Х», которую астрономы ищут по сей день.
Удача улыбнулась молодому американскому астроному Клайду Томбо. В 1930 году он открыл Плутон, и тогда разговоры о таинственной Планете Х на какое-то время затихли, ведь, казалось, заветная цель найдена! Но недолго Плутон носил гордое звание планеты. В начале XXI века, благодаря более мощным телескопам, пытливые астрономы рассмотрели далеко за орбитой Плутона множество других аналогичных ему объектов. Поэтому научное сообщество сочло бессмысленным называть все эти небольшие тела планетами. Для них ввели особый термин — карликовая планета, к ним отнесли Плутон и другие, подобные ему объекты.
Карликовые планеты, вытесненные основными планетами на задворки и не ставшие ничьими спутниками, населяют Пояс Койпера — область каменно-ледяных глыб — строительного материала, оставшегося после формирования Солнечной системы. Пояс Койпера располагается на расстоянии от 30 до 55 а. е. от Солнца (а. е. — астрономическая единица, примерно равна среднему расстоянию от Земли до Солнца или около 150 млн км), а Плутон — крупнейший принадлежащий ему объект.