О создании первой самоходной машины на паровом двигателе

Наука и жизньАвто

На всех парах

Максим Абаев

Паромобиль Stanley Steamer выпуска 1920 года, произведённый американской компанией Стэнли.

Динамично развивающийся, стремительно меняющийся, век бескрайних технологических возможностей — примерно такими эпитетами обычно награждают современный мир. И мы можем наблюдать, как одним из символов этого бурного развития становится электротранспорт. Речь, конечно, не о троллейбусах и электричках, на которых с успехом передвигались ещё в те времена, когда пассажиров первым делом волновало, отапливается ли вагон, а не есть ли в нём бесплатный вай-фай. У жителей современных городов уже не вызывают удивления обладатели моноколёс, а электросамокат стал удобным средством, чтобы добраться в хорошую погоду до места работы или учёбы. «Короли» же современного личного парка электроустройств на колёсах — это, безусловно, электромобили. Лучшие их представители быстры, мощны, бесшумны и не источают вредные выхлопные газы. А сложности с зарядкой и некоторые особенности эксплуатации владельцами электрокаров воспринимаются как трудности, связанные лишь со слишком рано наступившим будущим. Однако есть некоторая ирония в том, что то же самое можно было бы сказать об автомобилях столетней давности, автомобилях, приводимых в движение паровыми двигателями…

Создание первой самоходной машины на паровой тяге приписывают французскому изобретателю и инженеру Николя-Жозе Кюньо. Его трёхколёсная телега с примитивным паровым котлом преодолела первые метры по парижским улицам в 1769 году. В дальнейшем паровые двигатели развивались в двух основных направлениях. Одни благодаря усилиям инженеров становились больше и мощнее, поселившись в итоге в паровозах и пароходах, в то время как другие, наоборот, стремились стать легче и пытались прижиться, как бы мы сейчас сказали, на дорогах общего пользования. По прошествии лет уже можно сказать, что построить хороший большой паровоз оказалось в каком-то смысле даже проще, чем хороший и небольшой паровой автомобиль, по крайней мере, это сделали раньше. Так что лишь к концу XIX века начали появляться машины с паровым двигателем, более или менее приспособленные к обычным городским и сельским улицам. Одним из первых подобных автомобилей и стала паровая машина французского инженера Леона Серполле, о которой говорилось в статье журнала «Наука и жизнь» за 1890 год.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Подписание акта о капитуляции Японии Подписание акта о капитуляции Японии

Токийский залив, борт линкора «Миссури», 2 сентября 1945 года

Дилетант
10 зданий, построенных в рекордные сроки 10 зданий, построенных в рекордные сроки

Сегодня даже самые большие и помпезные здания строятся буквально в мгновение ока

Популярная механика
На пиковых перекрёстках Гороховой улицы На пиковых перекрёстках Гороховой улицы

Магическое притяжение Гороховой улицы в Санкт-Петербурге

Наука и жизнь
Слепая зона и черная зависть. Оскар Хартманн о пяти ситуациях, когда деньги отнимают радость и счастье Слепая зона и черная зависть. Оскар Хартманн о пяти ситуациях, когда деньги отнимают радость и счастье

Зачастую деньги не приносят счастья

Forbes
Ладан для народа Ладан для народа

Благовония как национальное достояние Йемена

Вокруг света
Игорь Синельников: «Меланома почти всегда выглядит необычно, второй такой Игорь Синельников: «Меланома почти всегда выглядит необычно, второй такой

Можно ли распознать у себя меланому и куда бежать с подозрительной родинкой

Здоровье
Тайна завитка под буквой «Д» Тайна завитка под буквой «Д»

История раскрытия, изложенная в двух частях с предисловием

Наука и жизнь
Вакцинация: как работают прививки и почему их надо делать Вакцинация: как работают прививки и почему их надо делать

Прививки — большое зло или наше спасение?

Популярная механика
Сера: из отходов в материал будущего Сера: из отходов в материал будущего

В мире ежегодно производится почти 80 миллионов тонн серы

Наука и жизнь
Взрослые в доме Взрослые в доме

Неравная борьба с европейским «глубинным государством»

kiozk originals
Горшочек, вари! Горшочек, вари!

Китайцы уже несколько столетий самой полезной утренней едой считают рисовую кашу

Вокруг света
Неизбежно Неизбежно

12 технологических трендов, которые определяют наше будущее

kiozk originals
Мельницы богов Мельницы богов

Как технологии обработки персональных данных перевернули мир

Вокруг света
Секс-символ и мать-кукушка: удивительная история актрисы Брижит Бардо Секс-символ и мать-кукушка: удивительная история актрисы Брижит Бардо

Вспоминаем самые интересные моменты биографии Брижит Бардо

Cosmopolitan
О чём умолчали классики О чём умолчали классики

Давайте рассмотрим произведения русских писателей с точки зрения математики

Наука и жизнь
5 «абсолютно безопасных» автомобилей 5 «абсолютно безопасных» автомобилей

Подборку самых уродливых ESV-автомобилей в истории

Популярная механика
Борьба за «пояс верности» не ускорила эволюцию бабочек Борьба за «пояс верности» не ускорила эволюцию бабочек

«Война полов» служит одним из факторов эволюции этих насекомых

N+1
История колёс без центральной оси: хаблесс или осмос История колёс без центральной оси: хаблесс или осмос

В 1989 году швейцарский автомобильный дизайнер Франко Сбарро произвел фурор

Популярная механика
Древних волков заподозрили в заботе о больных сородичах Древних волков заподозрили в заботе о больных сородичах

Ученые сделали такой вывод, обнаружив ископаемые останки животных

N+1
Выбирайте выражения: хотел ли Дмитрий Медведев раздать деньги всем поровну Выбирайте выражения: хотел ли Дмитрий Медведев раздать деньги всем поровну

Возможно ли введение в России безусловного базового дохода?

Forbes
Как научиться водить машину с нуля Как научиться водить машину с нуля

Стереотипы о женщинах за рулём отправляем на свалку. Как легко научиться водить

Cosmopolitan
Я вижу, о чем вы думаете Я вижу, о чем вы думаете

Как агенты ФБР читают людей

kiozk originals
«Я никогда не ем перед переговорами». Приметы и суеверия предпринимателей «Я никогда не ем перед переговорами». Приметы и суеверия предпринимателей

Странные иррациональные привычки российских предпринимателей

Inc.
Часики тикают Часики тикают

Даня Милохин и другие звезды TikTok точно знают, что время — деньги

GQ
Богини удачного ракурса: 11 звезд с асимметричными чертами лица Богини удачного ракурса: 11 звезд с асимметричными чертами лица

Лица знаменитых красоток вовсе не так пропорциональны, как кажется

Cosmopolitan
Регуляторные генетические элементы помогли рыбкам отрастить новые плавники Регуляторные генетические элементы помогли рыбкам отрастить новые плавники

Обнаружены гены и другие последовательности, активные во время регенерации

N+1
Роман с тираном и откровенные фото: победы и поражения Марины Александровой Роман с тираном и откровенные фото: победы и поражения Марины Александровой

Самые интересные моменты из жизни талантливой актрисы Марины Александровой

Cosmopolitan
Алла Горбунова Алла Горбунова

Алла Горбунова: для всех и ни для кого

Собака.ru
У спорта на рогах: 4 истории создания экстремальных фотографий У спорта на рогах: 4 истории создания экстремальных фотографий

Люди с камерой подчас рискуют ничуть не меньше, чем их модели. Как им удается

Maxim
«Секс-игрушка из Парижа»: вибратор стал секретным талисманом принцессы Дианы «Секс-игрушка из Парижа»: вибратор стал секретным талисманом принцессы Дианы

Принцесса Диана брала в заграничные поездки гаджет из секс-шопа

Cosmopolitan
Открыть в приложении