Уйдут ли заповедники в прошлое или, наоборот, станут более востребованными?

Наука и жизньПрирода

Заповедники: «Умный дом» для природы

Беседу ведёт Наталия Лескова

Для чего нужны заповедники, что представляет собой наука, которая там делается, удаётся ли в масштабах заповедника совершить какие-то важные открытия, уйдут ли заповедники в прошлое или, наоборот, станут более востребованными, — наш разговор с человеком, проработавшим в заповеднике почти сорок лет. Виктор Павлович Иванчев — заместитель директора по научной работе Окского государственного природного биосферного заповедника, кандидат биологических наук, человек, который не мыслит без заповедника своей жизни.

— Виктор Павлович, в Окском биосферном заповеднике вы работаете с 1982 года. Как вышло, что вы стали работать здесь, а, например, не в каком-нибудь академическом институте, где можно защищать диссертации, избираться в Академию?

— Мы с женой изначально хотели работать в заповеднике, поэтому колебаний тут не возникало. А что касается возможностей защиты диссертаций и всего прочего — почему нет? Этого нам никто не запрещает. Да, сотрудники заповедников не становятся академиками. Но ведь можно к этому стремиться.

— Заповедная наука — мало кому известный, самобытный пласт знаний. Действительно ли у вас делается настоящая наука?

— Безусловно. Заповедная наука — звучит, конечно, красиво, но правильнее назвать её наукой в заповедниках: если вы откроете классификатор биологичеcких наук, таковой там не найдёте. Мы здесь занимаемся биологическими науками. У нас есть орнитологи, териологи, ихтиологи — представители всех специальностей, необходимых в заповеднике. Вы правы в том, что это целый пласт научных знаний. Наша наука по-своему уникальна, потому что в других странах мира такого нет. С одной стороны, это наша заслуга, с другой — наша беда.

Виктор Павлович Иванчев.

— Почему же беда?

— Потому что у нас в стране в последнее время принято ориентироваться не на то, чего мы достигли, и стараться это продолжать, а на то, как всё происходит «там» — в Западной Европе, в Америке. А там науки в заповедниках нет. Поэтому у нас намечается тенденция сомневаться, нужна ли такая наука у нас. А может, науке в заповедниках не место, и она должна быть, где «положено» — в академических институтах, в вузах?

— То есть наука выжимается из заповедников?

— Откровенно таких действий никто не производит, но заработная плата у нас настолько низкая, что молодые люди просто не идут на работу. На эти деньги не прожить. Сейчас те, кто уже работает, фактически дорабатывают, а нового пополнения ребят-выпускников университетов, кого я называю «молодыми, длинноногими», у нас давно нет.

— Видела у вас на сайте объявление о вакансии специалиста по обслуживанию компьютерной техники с зарплатой в двенадцать тысяч рублей. Речь именно о таких деньгах?

— И даже меньше. Двенадцать тысяч — это минимум, который установило государство. На самом деле оклад старшего научного сотрудника — восемь с небольшим тысяч рублей. Раньше, в советские времена, тоже были небольшие зарплаты, но было понятно: человек работает, со временем поднимается по должностной лестнице, защищает диссертации, и у него к определённому моменту получалось 220 рублей. Для сравнения — у инженера в городе было 250 рублей, то есть вполне сопоставимо. Если у кого-то имелась склонность к исследованиям, то они шли в заповедник, не задумываясь о завтрашнем дне. С годами они достигали порога, позволяющего жить вполне прилично. Сейчас этого нет. Даже если ты будешь работать очень много, нормальных денег не заработаешь.

Так цветёт багульник.

— Ваш заповедник существует давно, с 30-х годов прошлого века. Давайте вспомним, какие тогда были поставлены задачи, удалось ли их выполнить?

— Изначально заповедники в нашей стране создавались под конкретные задачи, обычно для сохранения какого-то объекта. В частности, наш заповедник возник по той причине, что начала исчезать выхухоль, и встал вопрос сохранения этого эндемичного для нашей страны вида. Одновременно с нами создали Клязьминский и Хопёрский заповедники, и всё это для сохранения выхухоли. А Воронежский заповедник, например, создавался для сохранения бобра.

Заповедник наш называется Окским, потому что рядом протекает Ока, у которой очень много пойменных лугов, но изъять их из народного пользования государство сочло невозможным. Ведь пойменные луга — это ценность, они дают много сена. Поэтому нашли компромиссный вариант: создали заповедник, выделили под него лесную часть, а чтобы сохранять выхухоль, ради которой он и создавался, организовали охранную зону. Она простиралась на многие километры. Там заповедник как-то регламентировал хозяйственную деятельность человека, но очень условно. Землепользователь считает: раз это мои луга, я могу их использовать, и никто этому помешать не может. Постепенно заповедник увеличивался, а охранная зона, где обитает выхухоль, уменьшалась. Сейчас концепция охранного дела изменилась: мы охраняем не один объект, а весь комплекс в его естественной динамике.

— А что же выхухоль?

— Её мы все эти годы сохраняли — проводили учёты, контролировали численность, и в настоящее время пойма среднего течения Оки — наиболее устойчивый очаг обитания выхухоли в стране. Вообще же численность выхухоли сейчас катастрофически уменьшается. Последние годы засушливые, осадков мало, водоёмы пересыхают, и при нормальных зимах всё промерзает до дна. Выхухоли становится негде жить. Проблема сохраняется.

— Какие ещё виды животных вы сохраняете?

— У нас много кто живёт, хотя, наверное, мы не всех ещё знаем. Вся фауна животных средней полосы у нас представлена, за исключением антропофилов — видов, которые предпочитают жить в преобразованных человеком местах. Например, грач в заповеднике не гнездится, потому что это птица не лесная, она больше тяготеет к населённым пунктам. А сейчас это особенно важно, поскольку развелось много хищников.

Заслуга заповедника в том, что в нём существует саморегулирующееся стадо крупных копытных животных — это лось, кабан, косуля. У нас также существует устойчивая группировка хищных млекопитающих — волка, рыси, лисицы. Заходит к нам и медведь. Мы никакого воздействия ни на какие виды не оказываем — они находятся в естественной природной среде, живут по своим законам.

Из редких животных у нас постоянно обитает орлан-белохвост, большой и малый подорлики, филин, отмечается высокая численность тетеревиных — например, глухарей, рябчиков. Много эксклюзивных видов (например, чомга, малый погоныш, серый сорокопут, ястребиная славка), про которых обычные люди могут даже не подозревать.

Молодой лось.

— Вы сказали, что не всех своих обитателей знаете. Удаётся ли открывать какие-то новые виды?

— Это, конечно, не новые для науки виды, а новые для территории, знаменующие собой некие тенденции. Вот пример. Заповедник существует с 1935 года, а с конца сороковых здесь всегда работал учёный-ихтиолог, то есть проводилось изучение рыб. И только в 2014 году мы обнаружили новый вид — озёрного гольяна, вид лучепёрых рыб семейства карповых. Это было совершенно неожиданно. Причём, что интересно, всего один экземпляр. На следующий год их было уже 500.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На пиковых перекрёстках Гороховой улицы На пиковых перекрёстках Гороховой улицы

Магическое притяжение Гороховой улицы в Санкт-Петербурге

Наука и жизнь
Здравствуйте, я ваша травма Здравствуйте, я ваша травма

Фильм «Конференция» как инструмент работы с коллективной памятью

Weekend
Престо, модерато, адажио Престо, модерато, адажио

Фантастическая повесть Игоря Вереснева

Наука и жизнь
Сама себе косметолог Сама себе косметолог

Домашние аналоги популярных салонных процедур для омоложения и выравнивания кожи

Лиза
«Мне не в чем оправдываться» «Мне не в чем оправдываться»

26 декабря 2020 года в возрасте 98 лет ушёл из жизни Джордж Блейк

Дилетант
Как молоды мы будем! Как молоды мы будем!

Что нужно знать, прежде чем решиться на пластическую операцию?

Лиза
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
Оттеночная стоимость Оттеночная стоимость

Институту Pantone принадлежат все цвета и оттенки, которые вы когда-либо видели

GQ
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
«Надо помнить о том, что чума проходит, а Рим — вечен»: каким был «итальянский рай» Иосифа Бродского «Надо помнить о том, что чума проходит, а Рим — вечен»: каким был «итальянский рай» Иосифа Бродского

Интервью с автором книги «Иосиф Бродский в Риме» Юрием Левингом

Forbes
Кремний с нанопорами — материал с неисчерпаемыми возможностями Кремний с нанопорами — материал с неисчерпаемыми возможностями

Нанопористый кремний — перспективный материал для микроэлектроники и биомедицины

Наука и жизнь
Феминизм: реальная поддержка женщин или скрытая игра в пользу мужчин? Феминизм: реальная поддержка женщин или скрытая игра в пользу мужчин?

Психолог комментирует две противоположных точки зрения на феминизм

Psychologies
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Откуда взялась фраза «не читал, но осуждаю» Откуда взялась фраза «не читал, но осуждаю»

Прочитай текст, прежде чем ругать нас

Maxim
Адель Вернер Адель Вернер

Адель Васильевна Вернер — создательница характерных скульптур в стиле модерн

Наука и жизнь
Карьера дипломата и еще 9 малоизвестных фактов о жизни Макса Коржа Карьера дипломата и еще 9 малоизвестных фактов о жизни Макса Коржа

Молодой, талантливый и перспективный исполнитель — все это о Максе Корже

Cosmopolitan
Из Дубая – на Марс Из Дубая – на Марс

Оригинальная российская технология конструкторов пробивает себе дорогу

Популярная механика
Пуха не будет? Что нужно знать о кератиновом выпрямлении волос: плюсы и минусы Пуха не будет? Что нужно знать о кератиновом выпрямлении волос: плюсы и минусы

Что нужно знать тем, кто решил пойти «прямой дорогой» к красивым волосам?

Cosmopolitan
«Люди людей еши» «Люди людей еши»

Неурожайные года и голод на Руси

Дилетант
Как съездить вместе в «Икею» и не расстаться Как съездить вместе в «Икею» и не расстаться

Собираешься со своей девушкой в IKEA? Сначала изучи эти правила

Maxim
Остров сокровищ Остров сокровищ

Алмазные старатели Борнео

Вокруг света
Не вылечим, так помучаем: 7 необычных древних медицинских методов Не вылечим, так помучаем: 7 необычных древних медицинских методов

Медицина далеко не всегда была такой же гуманной, как и сейчас

Популярная механика
6 необычных детективных сериалов 6 необычных детективных сериалов

Детективные сериалы порой способны преподносить сюрпризы

Maxim
6 стереотипов о мужчинах и женщинах, подтвержденных наукой 6 стереотипов о мужчинах и женщинах, подтвержденных наукой

Не спорьте, когда в очередной раз услышите эти факты о мужчинах и женщинах

Популярная механика
Ну ты и фрукт! Ну ты и фрукт!

Часто причиной лишнего веса становится чрезмерное потребление фруктов

Худеем правильно
Бремя перемен: как перевоплощения влияют на мозг и психику актеров Бремя перемен: как перевоплощения влияют на мозг и психику актеров

Работа актера представляет опасность для его психического и физического здоровья

Psychologies
Нужен ли человеку короткий дневной сон Нужен ли человеку короткий дневной сон

Отрывок из книги Кристиана Бенедикта «Сон в XXI веке»

СНОБ
«Сердце из стекла» — автобиография легендарной солистки группы Blondie Дебби Харри. Публикуем ее фрагмент «Сердце из стекла» — автобиография легендарной солистки группы Blondie Дебби Харри. Публикуем ее фрагмент

Отрывок из автобиографии Дебби Харри, в котором она узнает о смерти Уорхола

Esquire
Здесь русский дух Здесь русский дух

Елизавета Боярская отвечает на 10 важных вопросах о русских ценностях

Grazia
#ГЕОРГИЙЗАКАДРОМ #ГЕОРГИЙЗАКАДРОМ

О своей работе со знаменитостями рассказывает звездный фотограф Георгий Кардава

ЖАРА Magazine
Открыть в приложении