Этот фильм сулил Чаплину одни неприятности, но вовсе не от германских властей

СНОБСобытия

Цена смеха над Гитлером. 80 лет фильму «Великий диктатор»

В октябре 1940 года на экраны вышла одна из самых знаменитых пародий на Адольфа Гитлера, созданная Чарльзом Чаплином. Этот фильм сулил Чаплину одни неприятности, причем вовсе не от германских властей. Съемки картины были доведены до конца лишь из-за упорного желания артиста сделать Гитлера смешным

Станислав Кувалдин

6f177df73495769119953cc5ec7daa4397c3aed1cc351b21c5b1a2688ff81f93.jpg
Чарли Чаплин в роли Аденоида Хинкеля. Фото: Hulton Archive/Getty Images

80 лет назад, в октябре 1940 года, в Нью-Йорке состоялась премьера фильма Чарльза Чаплина «Великий диктатор». Сцена танца с надувным земным шаром, пародирующая Гитлера, давно стала классической. И кажется, что высмеивание Гитлера — вполне естественное занятие для Америки в годы Второй мировой войны. Однако, история «Великого диктатора» спустя 80 лет скорее заставляет задуматься о том, насколько неочевидным было для тех лет затеянное Чаплином предприятие. Закономерно, видимо, и то, что из двухчасового фильма широко тиражируется лишь одна сцена.

Битва усов

Можно назвать много причин, почему в конце 1930-х годов Чаплин решил снять фильм о Гитлере. Однако одна из них буквально бросалась в глаза. Чаплин и Гитлер действительно имели сходство. Точнее, о таком сходстве приходится говорить в связи с персонажем «Маленького бродяги», на протяжении десятилетий воспроизводимым Чаплином во всех его фильмах. Короткие усы над верхней губой были одним из узнаваемых признаков Чарли, а также неизменной деталью образа нацистского вождя.

Первые фильмы с Чарли появились за много лет до того, как Гитлер приобрел политическую известность, и довольно быстро завоевали популярность во многих странах. Это даже давало поводы для предположений, что Гитлер сознательно решил подражать персонажу Чаплина из-за позитивного отношения немецкой публики к этому узнаваемому образу. Оснований так думать, впрочем, не так уж много. Едва ли Гитлер, желавший говорить от имени германской нации и сильно заботившийся о том, чтобы его воспринимали всерьез, стал бы заимствовать детали облика у бродяги из комедийных фильмов (тем более у него был собственный опыт скитания по ночлежкам). Кроме того, по общему убеждению тех лет, сам Чарли Чаплин был евреем, а также придал своему немому персонажу еврейские черты (во всяком случае бедные еврейские иммигранты в США довольно быстро признали Чарли «своим»). Никаких подтверждений еврейства Чаплина при этом не существует, но сам он никогда не считал нужным отрицать эти слухи. С учетом того, что Чаплин родился в достаточно неблагополучной семье, о которой можно было рассказать не так уж много, предположительные еврейские корни встраивали его в какой-то понятный контекст, тем более в Голливуде. В 1920-е годы в Америке вышла книга «Кто есть кто в американском еврействе», раскрывшая глаза общественности на еврейское происхождение некоторых знаменитостей. В ней, разумеется, без каких-либо подтверждений, утверждалось, что настоящее имя и фамилия Чарли Чаплина — Исраэль Торнштейн.

Сложно сказать, верили ли нацистские вожди в эту версию, однако во всяком случае не считали демонстрируемое Чаплином искусство арийским. Чаплин упоминался в различных пропагандистских материалах, издаваемых в Третьем рейхе — в частности, в книге «Евреи смотрят на тебя», где давались характеристики различным известным политикам, ученым и деятелям искусства еврейского происхождения. Чаплин был назван в ней «псевдоевреем», чей юмор отражает еврейское стремление к низкому жанру, а персонаж «Маленького бродяги» — образец героя-скитальца без роду и племени, нарушающего социальные устои и живущего не в ладах с законом (известно, что Чаплину передали эту книгу). С приходом Гитлера к власти все фильмы Чаплина — «отвратительного еврейского акробата», тоже одна из характеристик Чаплина в нацистской критике — были запрещены к показу.

Против здравого смысла

Подобный запрет на прокат в Германии произведенных в США фильмов не был уникальным явлением, но все же встречался не так часто. Вплоть до начала Второй мировой войны крупные студии Голливуда воспринимали Германию как очень важный и большой рынок, который им крайне не хотелось терять. Желание не раздражать лишний раз нацистские власти приводило к появлению особых негласных требований к фильмам: в частности, в них не допускалось появление еврейских персонажей, а также затрагивание каких-либо политических вопросов, которые могли показаться недопустимыми германским идеологическим цензорам. Подобный «рыночный фактор» в 1930-е годы был весьма существенным. Делать фильм, в котором фюрер немецкой нации оказывается главным объектом сатиры, значило заведомо сократить свою аудиторию и быть готовым к скандалу. Но Чаплин оказался готов.

Считается, что работа над сценарием «Великого диктатора» началась в марте 1938 года. В это время Гитлер уже считался серьезным возмутителем спокойствия в Европе, однако далеко не все, тем более в Америке, были готовы считать его главным олицетворением мирового зла. Разумеется, о суровой политике государственного антисемитизма в Германии было известно. Сценарий был закончен в ноябре 1938-го, когда мир уже узнал о беспрецедентном общегерманском еврейском погроме Хрустальной ночи. Но это, несмотря на все заметные отвратительные проявления, считалось, скорее, внутренним государственным делом. В конце концов, список стран, которые по каким-то причинам дискриминировали и объявляли внутренними врагами часть своих жителей, Германией тогда не ограничивался. Когда началась работа над сценарием, Германия уже захватила Австрию, ко времени его окончания к Рейху была присоединена часть Чехословакии, но кого в Америке должна была волновать судьба каких-то небольших государств в Европе, где всегда передвигали границы. Да, многие понимали, что нацистская Германия далека от идеалов свободы и демократии, а местный лидер несколько экстравагантен, но всегда можно было сказать: что вы хотите от Старого Света, где в половине стран сидят на троне короли, а в России вообще устроили коммунистическую революцию. В этих условиях открытые насмешки над нацистской диктатурой были далеко не самым очевидным выбором темы для голливудского фильма.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жизнь в кислотных облаках Жизнь в кислотных облаках

Как могла бы выглядеть венерианская жизнь?

Наука и жизнь
Мария Куликова: Каждый получает ровно то, что заслуживает Мария Куликова: Каждый получает ровно то, что заслуживает

Интервью со звездой сериала «Склифосовский» Марией Куликовой

Добрые советы
С новым ядом С новым ядом

«Черный дрозд» — семейная драма об эвтаназии

Weekend
Чем мы дышим Чем мы дышим

Как оцифровать весь воздух в городах

Популярная механика
Генетические вариации заставили принять вонь тухлой рыбы за запах карамели Генетические вариации заставили принять вонь тухлой рыбы за запах карамели

Обнаружены последовательности, которые меняют восприятие запаха тухлой рыбы

N+1
Как осветлить волосы в домашних условиях быстро и безопасно Как осветлить волосы в домашних условиях быстро и безопасно

Полный гид по всем способам осветления волос!

Cosmopolitan
Древняя Армения: несправедливо забытая история Древняя Армения: несправедливо забытая история

В силу многих причин Армения не попала в должном объеме в учебники по истории

Naked Science
Как развить критическое мышление у детей? Как развить критическое мышление у детей?

важно учить детей критическому мышлению, причем чем раньше, тем лучше

Reminder
10 способов манипулировать человеческим мозгом 10 способов манипулировать человеческим мозгом

Ученые постоянно изучают, как работает человеческий мозг

Популярная механика
Ветра и тающие льды изменили цикл питательных элементов в Байкале Ветра и тающие льды изменили цикл питательных элементов в Байкале

Эти факторы способствовали интенсивному даунвеллингу в Байкале

N+1
Михаил Галустян. История смешного мальчишки Михаил Галустян. История смешного мальчишки

Главы из книги Михаила Галустяна «Знак отличия. История смешного мальчишки»

Караван историй
Навальные и Путин. Новое оружие в руках оппозиционера Навальные и Путин. Новое оружие в руках оппозиционера

В видеофильме явился живым и ироничным тот, кто был на грани жизни и смерти

СНОБ
12 способов отказать женщине, не произнося слово «нет» 12 способов отказать женщине, не произнося слово «нет»

О премудростях вежливого отказа читай тайком, чтобы она не подглядела

Maxim
Кого и в каком количестве убивают сексизм и гомофобия Кого и в каком количестве убивают сексизм и гомофобия

Глава из книги Васи Дж. Балакина «Спасибо бабе за победу!»

СНОБ
Как дизайнер покупает старые пленки и воссоздает по ним семейные истории Как дизайнер покупает старые пленки и воссоздает по ним семейные истории

Дизайнер рассказывает историю семьи, которую он узнал, купив старые пленки

РБК
Охота на своих Охота на своих

Что стояло за громкими отставками в датских спецслужбах

Огонёк
Пещера костей: самая странная археологическая находка Пещера костей: самая странная археологическая находка

Среди гротов Атапуэрки «Пещера костей» — самая зловещая

Популярная механика
В Нью-Мексико найден самый длинный маршрут древнего человека В Нью-Мексико найден самый длинный маршрут древнего человека

Ученые рассказывают о путешествии матери и ее ребенка через грязное русло реки.

Популярная механика
От помидора до человека: чем опасна и на что способна ГМО От помидора до человека: чем опасна и на что способна ГМО

Что наука думает о генетически модифицированных организмах

Популярная механика
Секс, любовь и тактильный контакт: как они связаны? Секс, любовь и тактильный контакт: как они связаны?

Прикосновения — особая форма общения

Psychologies
Vita nuova: Станислав Савицкий о восприятии искусства в эпоху online Vita nuova: Станислав Савицкий о восприятии искусства в эпоху online

Cпособно ли искусство быть самим собой без подлинников?

Школа Masters
«Степень поджарки — well done»: сложная судьба огнеметного танка «Степень поджарки — well done»: сложная судьба огнеметного танка

Реальные драконы XX века

Maxim
Art&Science Art&Science

Можно ли объединить науку и искусство

Популярная механика
ВИЭ в России: первый шаг сделан, что дальше? ВИЭ в России: первый шаг сделан, что дальше?

Энергетика на возобновляемых источниках уверенно теснит традиционную

Forbes
«Homo Mutabilis» «Homo Mutabilis»

Отрывок из книги Насти Травкиной о нейробиологии «Homo Mutabilis»

N+1
«Это его личные заморочки»: что думают врачи и ученые о секретах молодости Павла Дурова «Это его личные заморочки»: что думают врачи и ученые о секретах молодости Павла Дурова

Что думают о рекомендациях бизнесмена Павла Дурова врачи и ученые

Forbes
Скольких жизней стоила первая высадка человека на Луну Скольких жизней стоила первая высадка человека на Луну

За победу в лунной гонке Штаты дорого заплатили, и речь не только о деньгах

Популярная механика
Специальная теория относительности помогла компьютеру предсказать будущее Специальная теория относительности помогла компьютеру предсказать будущее

Этот алгоритм поможет в разработке стратегий лечения в медицине

N+1
12 психологических приемов, которые позволят мгновенно посмотреть на мир иначе 12 психологических приемов, которые позволят мгновенно посмотреть на мир иначе

Снизить стресс, найти решение проблемы, вдохновиться — и все это за одну минуту

Reminder
Слушай, а не смотри: как всего за 10 лет появилась индустрия российских подкастов Слушай, а не смотри: как всего за 10 лет появилась индустрия российских подкастов

Подкасты уверенно идут к тому, чтобы занять в сердцах слушателей место радио

Esquire
Открыть в приложении