Этот фильм сулил Чаплину одни неприятности, но вовсе не от германских властей

СНОБСобытия

Цена смеха над Гитлером. 80 лет фильму «Великий диктатор»

В октябре 1940 года на экраны вышла одна из самых знаменитых пародий на Адольфа Гитлера, созданная Чарльзом Чаплином. Этот фильм сулил Чаплину одни неприятности, причем вовсе не от германских властей. Съемки картины были доведены до конца лишь из-за упорного желания артиста сделать Гитлера смешным

Станислав Кувалдин

6f177df73495769119953cc5ec7daa4397c3aed1cc351b21c5b1a2688ff81f93.jpg
Чарли Чаплин в роли Аденоида Хинкеля. Фото: Hulton Archive/Getty Images

80 лет назад, в октябре 1940 года, в Нью-Йорке состоялась премьера фильма Чарльза Чаплина «Великий диктатор». Сцена танца с надувным земным шаром, пародирующая Гитлера, давно стала классической. И кажется, что высмеивание Гитлера — вполне естественное занятие для Америки в годы Второй мировой войны. Однако, история «Великого диктатора» спустя 80 лет скорее заставляет задуматься о том, насколько неочевидным было для тех лет затеянное Чаплином предприятие. Закономерно, видимо, и то, что из двухчасового фильма широко тиражируется лишь одна сцена.

Битва усов

Можно назвать много причин, почему в конце 1930-х годов Чаплин решил снять фильм о Гитлере. Однако одна из них буквально бросалась в глаза. Чаплин и Гитлер действительно имели сходство. Точнее, о таком сходстве приходится говорить в связи с персонажем «Маленького бродяги», на протяжении десятилетий воспроизводимым Чаплином во всех его фильмах. Короткие усы над верхней губой были одним из узнаваемых признаков Чарли, а также неизменной деталью образа нацистского вождя.

Первые фильмы с Чарли появились за много лет до того, как Гитлер приобрел политическую известность, и довольно быстро завоевали популярность во многих странах. Это даже давало поводы для предположений, что Гитлер сознательно решил подражать персонажу Чаплина из-за позитивного отношения немецкой публики к этому узнаваемому образу. Оснований так думать, впрочем, не так уж много. Едва ли Гитлер, желавший говорить от имени германской нации и сильно заботившийся о том, чтобы его воспринимали всерьез, стал бы заимствовать детали облика у бродяги из комедийных фильмов (тем более у него был собственный опыт скитания по ночлежкам). Кроме того, по общему убеждению тех лет, сам Чарли Чаплин был евреем, а также придал своему немому персонажу еврейские черты (во всяком случае бедные еврейские иммигранты в США довольно быстро признали Чарли «своим»). Никаких подтверждений еврейства Чаплина при этом не существует, но сам он никогда не считал нужным отрицать эти слухи. С учетом того, что Чаплин родился в достаточно неблагополучной семье, о которой можно было рассказать не так уж много, предположительные еврейские корни встраивали его в какой-то понятный контекст, тем более в Голливуде. В 1920-е годы в Америке вышла книга «Кто есть кто в американском еврействе», раскрывшая глаза общественности на еврейское происхождение некоторых знаменитостей. В ней, разумеется, без каких-либо подтверждений, утверждалось, что настоящее имя и фамилия Чарли Чаплина — Исраэль Торнштейн.

Сложно сказать, верили ли нацистские вожди в эту версию, однако во всяком случае не считали демонстрируемое Чаплином искусство арийским. Чаплин упоминался в различных пропагандистских материалах, издаваемых в Третьем рейхе — в частности, в книге «Евреи смотрят на тебя», где давались характеристики различным известным политикам, ученым и деятелям искусства еврейского происхождения. Чаплин был назван в ней «псевдоевреем», чей юмор отражает еврейское стремление к низкому жанру, а персонаж «Маленького бродяги» — образец героя-скитальца без роду и племени, нарушающего социальные устои и живущего не в ладах с законом (известно, что Чаплину передали эту книгу). С приходом Гитлера к власти все фильмы Чаплина — «отвратительного еврейского акробата», тоже одна из характеристик Чаплина в нацистской критике — были запрещены к показу.

Против здравого смысла

Подобный запрет на прокат в Германии произведенных в США фильмов не был уникальным явлением, но все же встречался не так часто. Вплоть до начала Второй мировой войны крупные студии Голливуда воспринимали Германию как очень важный и большой рынок, который им крайне не хотелось терять. Желание не раздражать лишний раз нацистские власти приводило к появлению особых негласных требований к фильмам: в частности, в них не допускалось появление еврейских персонажей, а также затрагивание каких-либо политических вопросов, которые могли показаться недопустимыми германским идеологическим цензорам. Подобный «рыночный фактор» в 1930-е годы был весьма существенным. Делать фильм, в котором фюрер немецкой нации оказывается главным объектом сатиры, значило заведомо сократить свою аудиторию и быть готовым к скандалу. Но Чаплин оказался готов.

Считается, что работа над сценарием «Великого диктатора» началась в марте 1938 года. В это время Гитлер уже считался серьезным возмутителем спокойствия в Европе, однако далеко не все, тем более в Америке, были готовы считать его главным олицетворением мирового зла. Разумеется, о суровой политике государственного антисемитизма в Германии было известно. Сценарий был закончен в ноябре 1938-го, когда мир уже узнал о беспрецедентном общегерманском еврейском погроме Хрустальной ночи. Но это, несмотря на все заметные отвратительные проявления, считалось, скорее, внутренним государственным делом. В конце концов, список стран, которые по каким-то причинам дискриминировали и объявляли внутренними врагами часть своих жителей, Германией тогда не ограничивался. Когда началась работа над сценарием, Германия уже захватила Австрию, ко времени его окончания к Рейху была присоединена часть Чехословакии, но кого в Америке должна была волновать судьба каких-то небольших государств в Европе, где всегда передвигали границы. Да, многие понимали, что нацистская Германия далека от идеалов свободы и демократии, а местный лидер несколько экстравагантен, но всегда можно было сказать: что вы хотите от Старого Света, где в половине стран сидят на троне короли, а в России вообще устроили коммунистическую революцию. В этих условиях открытые насмешки над нацистской диктатурой были далеко не самым очевидным выбором темы для голливудского фильма.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не мешайте себе жить: 7 типичных моделей саморазрушительного поведения Не мешайте себе жить: 7 типичных моделей саморазрушительного поведения

Как перестать мешать самому обрести любовь или достичь успеха?

Forbes
Таруса Bien Sûr Таруса Bien Sûr

Дом, сад и хозяйка — это все как будто иллюстрации из книги об идеальной России

Seasons of life
6 типов энергетических вампиров, которых нужно избегать (они тебя съедают) 6 типов энергетических вампиров, которых нужно избегать (они тебя съедают)

Такие люди опаснее вымышленных кровопийц

Playboy
Остановись, старение! Остановись, старение!

7 мифов об активном долголетии

Добрые советы
“Заткнул ребёнку рот носком”: кто такие “яжеотцы”? “Заткнул ребёнку рот носком”: кто такие “яжеотцы”?

Наша колумнистка Екатерина Попова рассказывает, из чего сделаны “яжеотцы”

Cosmopolitan
Глеб Глинка — о посвященном жене кино и таланте доктора Лизы помогать Глеб Глинка — о посвященном жене кино и таланте доктора Лизы помогать

Интервью с мужем Елизаветы Глинки: о жене, фильме о ней и благотворительности

РБК
У вакит не нашли генетической предрасположенности к вымиранию У вакит не нашли генетической предрасположенности к вымиранию

Вакиты были немногочисленными на протяжении последних трехсот тысяч лет

N+1
Парадоксы аскорбинки Парадоксы аскорбинки

Стоит ли принимать витамин С в таблетках?

Здоровье
Питаемся правильно: как выбрать блок питания для компьютера Питаемся правильно: как выбрать блок питания для компьютера

На какие параметры обратить внимание при выборе блока питания

CHIP
Стержни, спринклер, контейнмент: как устроена система безопасности АЭС Стержни, спринклер, контейнмент: как устроена система безопасности АЭС

Развиваем мифы о вреде атомной энергетики

Популярная механика
Мифы о богах Мифы о богах

Рената Литвинова разговаривает с Дэмной Гвасалией о грехах, страстях и моде

Vogue
Нобелевскую премию по химии присудили за метод редактирования генома Нобелевскую премию по химии присудили за метод редактирования генома

Лауреатами Нобелевской премии по химии 2020 года стали две женщины

N+1
10 лучших скандинавских детективных сериалов 10 лучших скандинавских детективных сериалов

Скандинавские сериалы: от наименее лучшего к совершенно прекрасному!

Maxim
Miyagi Miyagi

Что рэпер Miyagi думает о русском хип-хопе, дорогих студиях и лейблах

ЖАРА Magazine
Не терпи ПМС! Что такое предменструальный синдром и как он лечится Не терпи ПМС! Что такое предменструальный синдром и как он лечится

С ПМС знакома не понаслышке чуть ли не каждая девушка

Cosmopolitan
Взгляд изнутри Взгляд изнутри

Зачем клиники красоты нанимают на работу эндокринологов и гастроэнтерологов

Vogue
Пробы на жалкую роль Пробы на жалкую роль

Игорь Гулин о дневнике Юрия Нагибина как литературном проекте

Weekend
«Мы сделаем крутой проект, просто помогите нам»: издатель VTimes рассказывает о медиа бывших журналистов «Ведомостей» «Мы сделаем крутой проект, просто помогите нам»: издатель VTimes рассказывает о медиа бывших журналистов «Ведомостей»

Почему команда VTimes верит в пожертвования читателей вместо подписки

VC.RU
«Ни один человек не должен видеть такого количества смертей»: Оливер Стоун о войне во Вьетнаме, аресте за контрабанду и опыте тюрьмы «Ни один человек не должен видеть такого количества смертей»: Оливер Стоун о войне во Вьетнаме, аресте за контрабанду и опыте тюрьмы

Публикуем отрывок из мемуаров режиссера Оливера Стоуна

Forbes
Предприниматели боятся активизма сотрудников, потому что не хотят делиться властью в компании. Артём Темиров отвечает Брайану Армстронгу Предприниматели боятся активизма сотрудников, потому что не хотят делиться властью в компании. Артём Темиров отвечает Брайану Армстронгу

Правда ли то, что активизм сотрудников ведёт к расфокусу и разобщению команды?

Inc.
«Оглашать не будем» «Оглашать не будем»

Об опознании тела Гитлера и расследовании обстоятельств его смерти

Дилетант
Научи ученого Научи ученого

Как наука сталкивалась с лженаукой и причем здесь кино

Weekend
Игорь Дуардович: Поэзия как этап взросления. Можно ли вырасти из стихов, как из пеленок, игрушек и субкультур Игорь Дуардович: Поэзия как этап взросления. Можно ли вырасти из стихов, как из пеленок, игрушек и субкультур

Почему, говоря о поэзии, мы так или иначе затрагиваем тему возраста?

СНОБ
Зачем нам нужен тотем? Взгляд психолога Зачем нам нужен тотем? Взгляд психолога

Как предметы и животные влияют на нашу жизнь?

Psychologies
Работа не на дядю Работа не на дядю

Как Наум Бабаев создал компанию «Дамате», крупнейшего производителя индейки

Forbes
5 самых важных искусственных интеллектов в 2020 году 5 самых важных искусственных интеллектов в 2020 году

Современные ИИ начинают выполнять задачи, которые человеку не под силу

Maxim
Краткая, но поучительная история кампучийских красных кхмеров Краткая, но поучительная история кампучийских красных кхмеров

За четыре года правления Пол Пот истребил каждого седьмого камбоджийца

Maxim
Главное – не победа Главное – не победа

Жизнь устроена так, что в ней не могут побеждать все

Лиза
Сокровище семьи Фаберже Сокровище семьи Фаберже

Какие открытия готовит собрание документов и личных вещей знаменитого ювелира?

Огонёк
Вожди не играют в театр. Почему Владимир Путин боится проявлять эмоции Вожди не играют в театр. Почему Владимир Путин боится проявлять эмоции

Демонстрацию семейных ценностей президент России считает не более чем показухой

СНОБ
Открыть в приложении