Королева Элизабет и её свита

Наука и техникаОбщество

Авианосцы постройки Великобритании и Франции. Часть 1. Великобритания

Каторин Юрий

Английский авианосец «Куин Элизабет» в достройке

Во второй половине 1990-х годов ВМС Великобритании включали три легких авианосца типа «Инвинсибл» («Инвинсибл» R05, «Илластриес» R06 и «Арк Ройял» R07), построенные в 1980–1985 годах. Это были наиболее крупные корабли английского флота. В конце 1980-х – начале 1990-х годов они подвергались модернизации, в ходе которой совершенствовалось оборудование полетной палубы, устанавливались современные зенитно-ракетные и зенитно-артиллерийские комплексы. Однако 28 августа 2014 года последний из них, «Илластриес» R06, был списан.

Впрочем, совсем без авианесущих кораблей страна не осталась. Великобритания является единственным в мире государством, в составе флота которого находится специализированный учебный авианосец. В 1987 году английским ВМС был передан учебный авианесущий корабль «Аргус» (HMS «Argus»), переоборудованный из контейнеровоза «Котендер Безант» («Kotender Besant») итальянской постройки 1981 года. С началом Фолклендского конфликта этот контейнеровоз был временно зафрахтован министерством обороны Великобритании, судно совершило два рейса в Южную Атлантику и доставило в район боевых действий девять вертолетов «Чинук» и четыре самолета вертикального взлета и посадки (СВВП) «Харриер». После окончания военных действий контейнеровоз вернули владельцу – компании «Си контейнерз», но в начале 1984 года ВМС приняли решение выкупить судно за 13 млн фунтов стерлингов и переоборудовать его в учебный авианосец.

Учебный авианосец «Аргус»
Боковая проекция учебного авианосца «Аргус»

Реконструкция проходила с 1984-го по июнь 1988 года в Белфасте на верфи фирмы «Харланд энд Вульф». Ее стоимость составила 50 млн фунтов стерлингов. По своей архитектуре, отличающейся развитой носовой надстройкой и отсутствием сплошной по всей длине корабля полетной палубы, «Аргус» весьма сильно напоминает крейсер-вертолетоносец. Однако по своему назначению, а также в связи с отсутствием у него ударного ракетно-артиллерийского вооружения он ближе к легким авианосцам, правда, необычной архитектуры. Командование английских ВМС полагает, что корабль по своим характеристикам может успешно решать широкий круг задач, в том числе: служить учебной плавбазой для подготовки летно-технического состава морской авиации, участвовать в десантных операциях, принимать на борт морских пехотинцев и др.

При реконструкции в кормовой части корабля была оборудована полетная палуба длиной 113,5 м, под которой размещен ангар, вмещающий 8 самолетов и 3 вертолета. В носовой части корабля по его правому борту и в кормовой по левому борту имеются самолетоподъемники. Носовая надстройка в процессе работ была значительно расширена для размещения оперативного поста, поста связи, стартового командного пункта (для управления полетами авиации), помещения для предполетной подготовки, хранилища зенитных боеприпасов, а также оборудования жилых помещений для возросшего экипажа. Вместо двух труб, расположенных побортно, была сделана одна на правом борту в небольшой надстройке, передвинутой ближе к середине корпуса. В движение корабль приводят 2 дизеля по 11700 л.с. Запасы авиационного топлива составляют 1000 м3. При переоборудовании была значительно увеличена мощность источников электропитания, корабль оснащен успокоителями качки, системой передачи топлива на ходу и др.

Водоизмещение – 28480 т, длина – 175 м, ширина – 30,5 м, осадка – 8,1 м, экипаж – 401 чел. (137 авиационная группа), скорость – 19 узлов, запас хода – 20 тыс. миль. Вооружение: четыре 30-мм зенитных установки, до 18 самолетов и вертолетов. Обычно на нем базируется 6 вертолетов «Си Кинг», однако возможно применение учебного авианосца в качестве легкого ударного авианесущего корабля. В этом случае на нем могут разместиться до 12 СВВП «Харриер».

«Аргус» в море, фото 2000 г.

Впрочем, опыта применения корабля в этом качестве нет: в 1991 году в ходе войны в Персидском заливе «Argus» выполнял роль госпитального и ремонтного судна, а во время операций в Боснии действовал как десантный корабль-вертолетоносец. Таким образом, в «одном флаконе» мы имеем: учебный авианесущий корабль, медицинское судно, десантный корабль и авиатранспорт. Отнести «Аргус» к определенному типу сложно, поэтому, базируясь на основной классификации, его, по большому счету, следует считать учебным кораблем. Ожидалось, что «Argus» уйдет со службы в 2024 году. Однако в 2022 году министр оборонных закупок указал, что срок его службы будет продлен до 2030-го. Предполагается, что его функции будут переданы новым многоцелевым кораблям.

После окончания холодной войны в Европе и Азии вдруг стало очень популярным строительство авианесущих десантных кораблей. Сначала в массовом порядке пошли десантные вертолетоносцы корабли-доки (ДВКД). А за ними стали строиться и универсальные десантные корабли (УДК), хотя часто и под другими названиями. При этом европейские десантные корабли гораздо меньше американских «коллег»: европейские УДК примерно равны по размерам американским ДВКД, а европейские ДВКД чуть ли не вдвое меньше (по водоизмещению) своих американских «братьев по классу».

Дело в том, что нынешние европейские концепции, в отличие от американских, никакого штурма берега не предусматривают. Европа собирается проводить разного рода «миротворческие операции», в которых их противниками будут иррегулярные формирования, не имеющие ни флота, ни авиации, ни даже нормальных сухопутных войск. Соответственно, европейские УДК представляют собой своеобразные плавучие базы морской пехоты, где действующие на берегу силы получают расходные материалы для ведения боевых действий, а также могут подлечиться и отдохнуть. Заодно УДК становятся плавучими пунктами управления операциями, проводящимися на берегу. Собственное оборонительное вооружение этих кораблей является чисто символическим, эскорт им тоже ни к чему, ведь противник не способен их достать. Тем не менее некоторые УДК могут выполнять функции легких авианосцев.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Слайд-шоу Слайд-шоу

Космические корабли, инновационные мотоциклы и складные дома

ТехИнсайдер
В пазырыкском могильнике нашли монголоидную женщину В пазырыкском могильнике нашли монголоидную женщину

Палеоантрополог исследовал останки из памятника Берел

N+1
В поисках равновесной посадки В поисках равновесной посадки

Приборы, отвечающий за живучесть аварийного корабля

Наука и техника
6 орехов с сомнительной репутацией 6 орехов с сомнительной репутацией

Не все орехи одинаково полезны, а некоторые даже могут быть опасны!

ТехИнсайдер
Бизнесменская зорька Бизнесменская зорька

Вероника Романова – ведущая утренней программы «Стартап» на канале «РБК»

Maxim
Дождевые облака в голове: роман о жизни девушки с аутизмом Дождевые облака в голове: роман о жизни девушки с аутизмом

Глава из романа «Прекрасная, как река» о «солнечной» Фабьене

Forbes
От Бэкона до Бэнкса: британская научная культура и принцип «общего блага» От Бэкона до Бэнкса: британская научная культура и принцип «общего блага»

Начиная с XVII века, Англия гордилась своими учеными и их научными достижениями

Знание – сила
Песнь льда: как богатая наследница Луиза Арнер-Бойд покоряла Арктику Песнь льда: как богатая наследница Луиза Арнер-Бойд покоряла Арктику

Луиза Арнер-Бойд: женщина, которая не боялась ни холода, ни предубеждений

Forbes
«Тушкино семейство» «Тушкино семейство»

Ту-204 – среднемагистральный пассажирский самолет

Наука и техника
Обаяние антуража Обаяние антуража

Суперъяхта Amels 60 Entourage, второе судно линейки Amels 60 Limited Editions

Y Magazine
Онейроген ибогаин уменьшил отдаленные последствия черепно-мозговых травм Онейроген ибогаин уменьшил отдаленные последствия черепно-мозговых травм

Как онейроген ибогаин помогает при черепно-мозговых травмах

N+1
Великий кофейный путь. Как зерно доставляют в Россию Великий кофейный путь. Как зерно доставляют в Россию

Как и откуда кофе в зернах привозят в Россию

СНОБ
Как открыть примерзшую крышку багажника: 2 проблемы и 14 способов решения Как открыть примерзшую крышку багажника: 2 проблемы и 14 способов решения

Как бережно и быстро освободить багажник ото льда?

ТехИнсайдер
Владимир Зотов, ГК «Агро-Белогорье»: «Чем больше мы занимаемся социальными проектами, тем лучше у нас дела в агробизнесе» Владимир Зотов, ГК «Агро-Белогорье»: «Чем больше мы занимаемся социальными проектами, тем лучше у нас дела в агробизнесе»

После завершения инвестиционного периода ставка делается на социальную сферу

Агроинвестор
Подборка самых глубоких афоризмов великих людей о ценности счастья: а вы счастливый человек? Подборка самых глубоких афоризмов великих людей о ценности счастья: а вы счастливый человек?

Что такое счастье? Этот вопрос всегда будет актуальным

ТехИнсайдер
«Танцуй, селедка!»: как комедия с Сашей Бортич исследует травму брошенной дочери «Танцуй, селедка!»: как комедия с Сашей Бортич исследует травму брошенной дочери

«Танцуй, селедка!»: по-хорошему странное, но терапевтическое кино

Forbes
Стойкий Физтех* Стойкий Физтех*

Проректор МФТИ Виталий Баган — МФТИ создал уникальную образовательную систему

Монокль
Как завести бензопилу после зимовки — готовим инструмент к началу сезона Как завести бензопилу после зимовки — готовим инструмент к началу сезона

Делимся инструкцией, как завести бензопилу после простоя

CHIP
«Мне без кофеина, пожалуйста». Что такое декаф и как его получают «Мне без кофеина, пожалуйста». Что такое декаф и как его получают

Как делают кофе без кофеина? Как выбрать самый вкусный декаф?

РБК
Как прочистить унитаз без вантуза: 5 простых способов Как прочистить унитаз без вантуза: 5 простых способов

Как понять, что туалет засорился и как его прочистить?

VOICE
Как работает проекционный дисплей – и 3 вещи, которые вы о нем не знали Как работает проекционный дисплей – и 3 вещи, которые вы о нем не знали

Какой проекционный дисплей выбрать и нужна ли вам вообще эта опция?

ТехИнсайдер
Внутренний покой: как сохранять равновесие дома, на работе и в дороге Внутренний покой: как сохранять равновесие дома, на работе и в дороге

Что может сделать каждый, кто хочет улучшить свое состояние?

Psychologies
«Мастер и Маргарита»: русская классика с иностранными консультантами «Мастер и Маргарита»: русская классика с иностранными консультантами

Новая экранизация «Мастера и Маргариты»: едва ли Булгаков, но захватывающе

Правила жизни
Оранжевое небо: почему Россия почти 20 лет крупнейший импортер мандаринов в мире Оранжевое небо: почему Россия почти 20 лет крупнейший импортер мандаринов в мире

О любви россиян к мандаринам рассказывает Forbes

Forbes
Что делать, когда скучно: самые необычные варианты развлечь себя Что делать, когда скучно: самые необычные варианты развлечь себя

Интересные и полезные занятий, которые точно не дадут вам «умереть от скуки»

ТехИнсайдер
«Анатомия падения»: гендерная сегрегация на рынке труда как повод для сюжета «Анатомия падения»: гендерная сегрегация на рынке труда как повод для сюжета

История семьи, в которой каждый из супругов вынужден идти на жертвы

Монокль
9 самых красивых самолетов: не читать перед началом серьезной работы 9 самых красивых самолетов: не читать перед началом серьезной работы

Самые необычные дизайны самолетов

ТехИнсайдер
Высшее образование значительно сокращает риск смерти Высшее образование значительно сокращает риск смерти

Образование спасает жизни независимо от возраста, пола и местоположения

ТехИнсайдер
Археологи разобрались в производстве костяных пронизок из Денисовой пещеры Археологи разобрались в производстве костяных пронизок из Денисовой пещеры

Новосибирские археологи исследовали 28 костяных пронизок Денисовой пещеры

N+1
«Царь дефицита»: как и за что судили директора «Елисеевского» гастронома «Царь дефицита»: как и за что судили директора «Елисеевского» гастронома

На судебном заседании по делу Гастронома №1 собрались сотрудники КГБ...

ТехИнсайдер
Открыть в приложении