Ту-204 – среднемагистральный пассажирский самолет

Наука и техникаHi-Tech

«Тушкино семейство»

Дмитрий Гайдай

Ту-154. Источник: Википедия

Введение

Ту-204 – среднемагистральный пассажирский самолет, одно из последних детищ советского авиапрома. Это передовой на время своего создания лайнер, разработанный с использованием современных технических решений и подходов к проектированию, обещавший стать основой магистральных воздушных перевозок СССР.

В период безвременья проект несколько раз находился на грани гибели, переживал новые рождения и вновь оказывался над пропастью. В последние годы его модификация Ту-214 вновь стала востребованной, и у нас появился шанс увидеть лайнер на пассажирских воздушных трассах.

Предпосылки создания

В конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века в мире был создан целый ряд знаковых реактивных авиалайнеров – советские Ту-154 и Ил-86, американские Boeing 727, 737 и 747, европейский Airbus A300 и, конечно, сверхзвуковые первенцы – Ту-144 и Concord. Эти самолеты оказали кардинальное влияние на модель воздушных перевозок во всем мире, сделали их несоизмеримо доступнее и быстрее, чем раньше.

Однако стоило миру перешагнуть порог этой революции, как впереди замаячила еще одна – в 70-е годы массово появлялись новые технологии проектирования и постройки лайнеров, все более доступными становились композиционные материалы, существенно шагнула вперед аэродинамика, развивалось авиационное двигателестроение.

Одновременно с этим оставался высоким спрос на новые лайнеры, ввиду конкуренции среди перевозчиков и нефтяного кризиса возрастали требования к экономичности, а также комфорту и дальности новых самолетов. Не оставались в стороне и все большие требования к безопасности. Одним словом, быстрыми темпами росли как желания заказчиков, так и возможности производителей.

В результате созданные совсем недавно лайнеры быстро становились неактуальными, появилась необходимость создания самолетов нового поколения. Именно в тот момент родились многие знаковые уже для современной авиации модели – Boeing 737 Classic, Airbus A320 и A330, советские Ту-204 и Ил-96. О туполевской машине сегодня и пойдет речь.

Выбор проекта

Работы по будущему лайнеру начались практически сразу после создания Ту-154. Первоначально прорабатывался проект Ту-174 с удлиненным фюзеляжем от Ту-154 и вместимостью 224–230 пассажиров. Предполагалось оснащение самолета тремя двигателями Д-30КУ. Проект носил также название Ту-154М и в случае реализации стал бы дальнейшим развитием «полтинника».

В 1973 году была предложена концепция ближнемагистрального лайнера Ту-184 вместимостью 140–160 пассажиров, дальностью полета в 500–1700 км и классической для нашего времени компоновкой – низкоплан с размещением двигателей под крылом. Интерес представляет и компоновка салона, лайнер должен был получить широкий фюзеляж с двумя проходами и расположением сидений 2+3+2. Предполагалось оснастить самолет двумя двигателями Д-30КП.

В 1976 году ОКБ предлагает еще один вариант самолета Ту-184 с двумя двигателями Д-30А. Лайнер предназначался для перевозки 150 пассажиров на расстояние 4 тыс. км. Проект Ту-184 получил стандартный «узкий» фюзеляж диаметром 3,8 м с единственным проходом. На базе Ту-184 был создан также проект уменьшенного самолета на замену Ту-134. Лайнер получил предварительное название Ту-194 и вместимость в 116 пассажиров.

Модель самолета Ту-184. Источник: uhlib.ru

Позднее под индексом Ту-184 был представлен еще один вариант самолета – широкофюзеляжный лайнер с тремя двигателями Д-18. Дальность полета с полной пассажирской загрузкой в 200–220 человек составляла бы порядка 4500 км. Крыло, оперение и шасси были унифицированы с Ту-154, фактически самолет представлял из себя Ту-154 с «раздутым» до диаметра 5,6 м фюзеляжем и новыми двигателями. На базе этого проекта был выполнен еще один под индексом Ту-194. Самолет получил удлиненный фюзеляж и предназначался для перевозки 320–350 пассажиров, дальность составляла 2200 км.

В те же годы среди проектов появился индекс Ту-204. Под этим индексом подразумевался широкофюзеляжный ближнемагистральный самолет на 160–180 пассажиров с парой двигателей НК-8-2У в хвосте фюзеляжа. К середине 1970-х годов предполагалась уже установка двигателей Д-30А или Д-30КУ, а проект трансформировался в семейство лайнеров – ближнемагистральные Ту-204-100 и Ту-204-150 и среднемагистральные Ту-204-200 и Ту-204-300. В 1977-1978 годах семейство превратилось в два самолета: Ту-204-200 с двумя двигателями и Ту-204-300 с тремя.

В 1979 году в качестве силовой установки стали рассматривать перспективный двигатель Д-90 (ныне ПС-90), создаваемый под руководством Павла Соловьева. В 1981 году Совет министров СССР издал постановление о разработке проекта трехдвигательного среднемагистрального пассажирского самолета вместимостью 208 пассажиров. Спустя год, в 1982, правительство утверждает техническое задание на Ту-204-300.

Спустя еще год проект был вновь переработан – вместо трех двигателей Д-90 использовались два Д-90А тягой 16 т, которые размещались теперь не в хвосте фюзеляжа, а под крылом. В таком виде самолет и был реализован, в таком же дошел и до наших дней. Таким образом, проработка проектов будущего самолета на замену Ту-154 началась еще в конце 1960-х, а окончательно облик нового лайнера был утвержден лишь в 1983 году.

Разработка

Сейчас непросто представить себе ближне- и среднемагистральные лайнеры с широким фюзеляжем и двумя проходами, однако на этапе выбора концепции предполагалось создание именно такого самолета. Идею широкофюзеляжного Ту-204 отстаивал главный конструктор самолета Леонид Селяков, однако по решению Туполева диаметр фюзеляжа был уменьшен с 4,8 до 3,8 м в угоду большей топливной эффективности. Леонид Селяков не согласился с таким решением и покинул пост главного конструктора Ту-204. Задача создания самолета с минимальной массой и максимальной топливной эффективностью была одной из ключевых при создании нового лайнера.

Для снижения массы конструкции применили новые алюминиевые и титановые сплавы, композитные материалы. Внедрение композитных деталей потребовало большого объема экспериментальных работ, которые производились совместно с всесоюзным институтом авиационных материалов (ВИАМ). Доля композитных деталей в конструкции Ту-204 достигла 14%, что позволило снизить массу лайнера на 1,2 тонны.

Еще одним новшеством в конструкции самолета было использование крупноразмерных листов обшивки фюзеляжа, длинномерных панелей без стыков обшивки, монолитно-сборных панелей, титановых крепежных элементов. Данные конструктивные решения позволили не только снизить массу планера, но и улучшить качество его внешней поверхности.

При проектировании самолета широко применялась вычислительная техника, силовой расчет конструкции производился методом конечных элементов. За счет применения компьютерных технологий была оптимизирована конструктивно-силовая схема и уменьшена масса, упростился процесс программирования ЧПУ для изготовления деталей лайнера.

Вычислительная техника использовалась и при проектировании внешних обводов самолета, что позволило повысить точность оснастки для производства и обеспечить плавную аналитическую геометрию крыла. Для отработки аэродинамической компоновки проводилась совместная работа с ЦАГИ – использовался комплекс расчетных программ, в аэродинамических трубах испытывалось 26 моделей различных вариантов крыла.

Модель Ту-204 в аэродинамической трубе Т-101 ЦАГИ. Источник: sifoody.com

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наши поезда готовятся к взлету Наши поезда готовятся к взлету

Возможно ли в России развить и внедрить технологии магнитной левитации?

Монокль
Увеличения площади листьев не помогло лесам Индии стать продуктивнее Увеличения площади листьев не помогло лесам Индии стать продуктивнее

Потепление снижает эффективность фотосинтеза и увеличивает затраты на дыхание

N+1
Возвращение «Метеора» Возвращение «Метеора»

В сентябре 2017 на воду спустили судно на подводных крыльях типа «Валдай 45Р»

Наука и техника
«Немой учитель» «Немой учитель»

Тысячелетняя история книги: от глиняных табличек до электронных ридеров

Зеркало Мира
Торговля откалибрует фермерскую картошку Торговля откалибрует фермерскую картошку

Зачем крупнейшие российские ретейлеры открывают агроагрегаторы

Монокль
Классика по-московски Классика по-московски

Спокойный, выдержанный, элегантный интерьер квартиры в центре Москвы

SALON-Interior
Как ускорить борьбу с табакокурением Как ускорить борьбу с табакокурением

Почему нужно различать потребление никотина и затяжку сигаретой

Наука
Усечённое древо Усечённое древо

Для династии Птолемеев браки между братьями и сёстрами были обычным делом

Дилетант
Техника бокса Техника бокса

Современный спорт – это технологии

Популярная механика
Движение вокруг недвижимости Движение вокруг недвижимости

Как искусственный интеллект захватывает один из ключевых рынков

РБК
Четыре часа смартфона в день связали с повышенным риском ментальных нарушений у подростков Четыре часа смартфона в день связали с повышенным риском ментальных нарушений у подростков

Использование смартфона четыре часа в день связано с высокими оценками стресса

N+1
ЦБ предупреждает ЦБ предупреждает

Частные инвесторы становятся активнее, но чаще пытаются манипулировать рынком

Монокль
Человек, который по ночам сочиняет музыку Человек, который по ночам сочиняет музыку

Возможно ли больше 30 лет провести в шоу-бизнесе, не заигрывая с низким вкусом?

СНОБ
Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова

Момент, когда низвергнутый царь, сумевший дать отпор убийцам, лишается сил

Дилетант
9 лучших кукольных советских мультфильмов 9 лучших кукольных советских мультфильмов

Кукольные мультфильмы из СССР, которые вы посмотрите с удовольствием

Maxim
Как правильно позировать, чтобы отлично получаться на фото: мастер-класс от фотографа и модели Как правильно позировать, чтобы отлично получаться на фото: мастер-класс от фотографа и модели

Как сделать снимки стильными и гармоничными?

VOICE
Правую или заднюю? Какую лапу сосет медведь в своей берлоге? Спойлер: никакую! Да и берлоги у него нет Правую или заднюю? Какую лапу сосет медведь в своей берлоге? Спойлер: никакую! Да и берлоги у него нет

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему медведь сосет лапу?

ТехИнсайдер
Как общаться с манипулятором: 5 готовых сценариев разговора Как общаться с манипулятором: 5 готовых сценариев разговора

Как сориентироваться и поступить, столкнувшись с манипулятором

Psychologies
Ослепленная желанием Ослепленная желанием

Наши героини о странных вещах, которые их заводят

Лиза
Ферма будущего Ферма будущего

Как семейное увлечение мыловарением выросло в большой бренд

Seasons of life
Зачем подводить итоги года и как сделать это грамотно Зачем подводить итоги года и как сделать это грамотно

Как итоги старого года помогут сделать будущий год еще продуктивнее

Maxim
Зерновая сделка Зерновая сделка

Обитатели Древнего Рима вполне могли бы сделать символом своей жизни колос

Дилетант
Сам себе психолог: как найти внутреннюю опору Сам себе психолог: как найти внутреннюю опору

Как взрастить внутренний стержень?

Правила жизни
Ренат Давлетьяров: «В режиссуре главное — знать, когда остановиться» Ренат Давлетьяров: «В режиссуре главное — знать, когда остановиться»

Режиссер и продюсер «Человека ниоткуда» — о том, как шла работа над фильмом

Монокль
Татарское гостеприимство Татарское гостеприимство

Казань – город с тысячелетней историей и настоящим чак-чаком

Лиза
От «золотой клетки» к art of living От «золотой клетки» к art of living

Как изменились ценности покупателя элитной недвижимости за 30 лет

РБК
Спутник Echostar–24 Спутник Echostar–24

Был осуществлен пуск ракеты-носителя Falcon Heavy со спутником EchoStar–24

Наука и техника
Как продлить жизнь букету цветов: простые лайфхаки Как продлить жизнь букету цветов: простые лайфхаки

Что можно сделать, чтобы продлить жизнь срезанным растениям

ТехИнсайдер
Программа Space Shuttle: смотрите, как не надо делать Программа Space Shuttle: смотрите, как не надо делать

Программа Space Shuttle угодила в ловушку

Монокль
Дочь и внук Эльдара Рязанова рассказывают о его первой семье Дочь и внук Эльдара Рязанова рассказывают о его первой семье

Жизнь родителей оказалась длиннее, чем одна любовь

Караван историй
Открыть в приложении