Cкрипач Вадимом Репиным — о фестивалях и любви к автомобилям

РБКРепортаж

Народный артист России Вадим Репин — о дисциплине и вдохновении

Мы встретились со скрипачом Вадимом Репиным, чтобы поговорить о фестивале, который может стать «кусочком души», усердии, без которого не прорвется ни один талант, а также о любви к автомобилям и дружбе с Exeed

Анастасия Каменская

756624684950469.jpg
© пресс-служба

Скрипач Вадим Репин с самого детства знает, что без труда в мире музыки не продержаться и дня. Сполна наделенный талантом и чуткостью, он прямо говорит, что этого ни одному музыканту не будет достаточно: дисциплина и строгость по отношению к самому себе настолько же необходимые черты и качества, как одаренность. И не когда-нибудь в далекую пору ученичества, а всегда. Репетиции и концерты в жизни Репина соединяются с руководством Транссибирским арт-фестивалем, который он называет «кусочком души». За время своего существования этот «кусочек» обзавелся не только безукоризненной репутацией и международным форматом, но также целой чередой сочинений современных композиторов, написанных специально для этого смотра искусств. Как скрипач Вадим Репин стремится добраться до правды в каждой сыгранной ноте, того же добивается, планируя каждый новый фестиваль. Вот уже почти год музыкант дружит с автомобильным брендом Exeed, так что говорим мы не только о Паганини, усердии и академической музыке, но также о двигателях и скоростях. В них музыкант разбирается ничуть не хуже, чем в партитурах. А еще считает, что чего бы ни касалось дело, все начинается с людей.

Вы не только музыкант, но и художественный руководитель большого фестиваля, а значит, нередко сталкиваетесь на этом посту с неожиданностями, которые неизбежны во время подготовки и проведения любого художественного смотра. Можно ли как-то внутренне к ним подготовиться, научиться из-за них не расстраиваться?

Фестивалю в следующем марте исполнится уже десять лет. Поначалу, конечно, это все было впечатлением «как в первый раз». До Транссибирского фестиваля я уже бывал руководителем разных проектов — в парижском Лувре, к примеру, когда в концертном зале музея воплощались интересные музыкальные концепции, — но во всех этих проектах я занимался исключительно художественной частью. В Новосибирске же я хотел погрузиться в процесс создания фестиваля полностью. В первые годы проверял абсолютно все, включая даже то, какие в гостиницах будут комнаты, чтобы убедиться, что артистам в них будет удобно. (Смеется.) Размышлял над логистическими цепочками, чтобы сделать путь менее утомительным, потому что прилететь в Сибирь — это уже серьезное дело. Однако со временем у любого проекта появляется команда, и она очень ценна, потому что, на мой взгляд, самое сложное — найти тех людей, работу которых не нужно переделывать самому.

В программе каждого фестиваля — далеко не одни только музыкальные события. Хотелось захватить территории других видов искусства?

Мне хотелось избежать некоторого однообразия, свойственного фестивалям в том смысле, что это всегда череда концертов, поэтому мы сделали акцент на том, что это арт-фестиваль с большим разнообразием видов искусства, где найдется место и выставкам, и целой академии журналистики. Я это представляю себе как большое дерево, у которого каждая веточка являет собой отдельное направление. Многие события проходят не только во время самого фестиваля, но и в течение всего года, и для меня это примета того, что городу они нужны. Что же касается музыки, акцент хотелось сделать на новой музыке, на том, чтобы вдохновлять композиторов на новые сочинения для скрипки, для симфонического оркестра. Как ни крути, но сегодня самые знаменитые композиторы работают на заказ. И благодаря таким заказам рождается новая музыка. Мы считаем одной из главных своих побед то, что каждый год на фестивале проходят мировые премьеры сочинений. Это ставит Новосибирск на карту замечательных столиц, в которых рождались новые произведения. У нас уже такой совершенно потрясающий каталог композиторов, которые писали для фестиваля: Арво Пярт, Илья Демуцкий, София Губайдулина — очень много известных имен.

756624687288793.jpg
пресс-служба

Современные композиторы, о которых вы говорите, не раз посвящали свои произведения лично вам. Как это, когда автор — современник, а не композитор, живший много веков назад? Возможность задать любой вопрос на репетиции или позвонить с уточнениями создает какую-то иную сопряженность с текстом?

 

Классические произведения овеяны традициями и какими-то рамками, которые мы с детства познаем и которым стараемся следовать. И поскольку это искусство традиционное, мы становимся продолжателями целой плеяды великих музыкантов. И насколько наши характеры отличаются друг от друга, насколько отличаются вкусы, настолько разными могут быть и наши интерпретации. Интерпретируя, мы всегда помним, что продолжаем замечательную, потрясающую классическую русскую традицию. Что же касается совершенно новых произведений, особенно если они посвящены лично тебе, тут, конечно, угол шире. Ты сам задаешь себе рамки: какие захочешь, такие и сделаешь. И в этот момент ты становишься родоначальником какой-то новой традиции, если это произведение приживется и будет иметь популярность у других солистов. Поэтому репетиция нового сочинения — всегда интересный процесс.

Есть ли место для дискуссий с композитором?

По-разному. Скажем, с Губайдулиной было так, что она точно знала, что хочет сказать. Большинство композиторов, конечно, мне дают карт-бланш, поскольку я буду воплощать их замысел в звуке. Мне всегда интересно, какие чувства, какие мысли композитор вкладывал в момент, когда это произведение рождалось. И во время репетиций тоже рождается что-то совершенно новое, потому что даже композитор еще по-настоящему не слышал исполнение на сцене, так что я вполне спокойно себя чувствую с какими-то предложениями — добавить октаву, увеличить какой-то эффект определенного звука или фразы.

А академическая музыка — это рамки или свобода внутри этих рамок?

Академические классические произведения (если мы имеем в виду классику до Бетховена, романтику после Брамса, до Прокофьева, до Стравинского), безусловно, это каноны, которые мы ломаем, не переходя красных линий. Свобода безгранична. Это трудно объяснить словами: с одной стороны, рамки, с другой — свобода. Что в музыке подразумевать под словом «свобода»? Есть академический рисунок, есть оттенки forte, piano, есть динамический рисунок. Я сторонник того, что ритмическая свобода должна быть использована очень осторожно. Внутри каких-то тактов, фраз, безусловно, мы можем давать время, но не должны забывать его забирать. Или, наоборот, мы можем забирать его, но ни в коем случае не должны оставаться должниками того вдоха или того времени, которые мы изначально забрали. В музыке есть итальянское слово rubato, дословно — «украденное время», оно и означает свободу. И чем выше артист, как мне кажется, тем больше он оттачивает именно это искусство обращаться со временем.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Писательница Чухе Ким — о правках, тиграх и Анне Карениной Писательница Чухе Ким — о правках, тиграх и Анне Карениной

Южно-корейская писательница Чухе Ким — о своей любви к Толстому и животным

РБК
Самый страшный маньяк Беларуси: история Игоря Миренкова, который ходил плакать на могилы жертв Самый страшный маньяк Беларуси: история Игоря Миренкова, который ходил плакать на могилы жертв

Перед смертью Миренков признавался: он ненавидит людей

VOICE
Как работают слабослышащие таксисты: интервью Как работают слабослышащие таксисты: интервью

Слабослышащий водитель такси — о самых любимых пассажирах и безбилетниках

Maxim
Рак молодеет: во всем мире резко растет число тех, кто заболевает онкологией в возрасте до 50 лет. Как уберечь себя? Рак молодеет: во всем мире резко растет число тех, кто заболевает онкологией в возрасте до 50 лет. Как уберечь себя?

Рак давно стал частью человеческой истории, но даже он меняется

ТехИнсайдер
Психология стресса Психология стресса

Нашумевшее руководство по борьбе со стрессом и связанными с ним болезнями

kiozk originals
Как спорт прокачивает мозг: физическая нагрузка для тренировки ума и памяти Как спорт прокачивает мозг: физическая нагрузка для тренировки ума и памяти

Что происходит с нашим мозгом, когда мы занимаемся спортом?

ТехИнсайдер
Операция Операция

Что за чистки среди населения проводились в Германии времен Гитлера?

ТехИнсайдер
Неожиданные вещи, которые помогают экономить миллиарды долларов Неожиданные вещи, которые помогают экономить миллиарды долларов

Экономить иногда получается совершенно случайно

Maxim
Френдзона особого внимания Френдзона особого внимания

Как не попасть во френдзону или вовремя из нее выйти

VOICE
5 самых популярных примет, которые имеют под собой реальную основу 5 самых популярных примет, которые имеют под собой реальную основу

Наши предки передавали приметы из поколения в поколение не просто так

Psychologies
15-сантиметровый клитор, родство с кошками, самые мощные в мире челюсти и другие неожиданные факты о гиенах 15-сантиметровый клитор, родство с кошками, самые мощные в мире челюсти и другие неожиданные факты о гиенах

Гиены - весьма интересные млекопитающие

ТехИнсайдер
Сергей Михалков. Cвидетель эпохи Сергей Михалков. Cвидетель эпохи

Но Сталин сказал: «Подождут. Гимн мне нужен сегодня!»

Коллекция. Караван историй
Как возник в Санкт-Петербурге памятник Чижику-пыжику? Как возник в Санкт-Петербурге памятник Чижику-пыжику?

Памятник Чижику-пыжику — самый маленький монумент в Санкт-Петербурге

Культура.РФ
Байки с охоты: утиные истории Байки с охоты: утиные истории

Как говорят опытные люди, «добрый охотник из тебя выйдет — врешь складно»

Maxim
Акунин, Перкинс, Эппле: 5 книг для дискуссий Акунин, Перкинс, Эппле: 5 книг для дискуссий

Пять произведений, которые сегодня обсуждают книголюбы

СНОБ
Идти в глубину Идти в глубину

Таня водит в походы, учит плаванию и своим примером говорит: Да, так тоже можно

Seasons of life
От дворянства до наших дней: самые красивые усадьбы России От дворянства до наших дней: самые красивые усадьбы России

Осенью красота старинных русских усадеб становится особенно пронзительной

Караван историй
Бакман, Барнс и Исигуро. 5 книг актуальных европейских авторов Бакман, Барнс и Исигуро. 5 книг актуальных европейских авторов

Достойные произведения лучших европейских писателей, имена которых стоит знать

СНОБ
Восточную Африку назвали прародиной домашних ослов Восточную Африку назвали прародиной домашних ослов

Генетики считают, что доместикация ослов произошла около 7000 лет назад

N+1
Ротвейлер в юбке: что мы знаем о Камилле Паркер-Боулз Ротвейлер в юбке: что мы знаем о Камилле Паркер-Боулз

Камилла Розмари Шанд родилась в 1947 году в семье дворянского рода джентри

Правила жизни
Солитерная диета: как с помощью глистов худели викторианские красавицы и современные звезды Солитерная диета: как с помощью глистов худели викторианские красавицы и современные звезды

"Боже, помоги — Дьявол желает мне разжиреть"

ТехИнсайдер
Упражнения на ноги для ленивых: подборка от олимпийского чемпиона Никиты Кацалапова Упражнения на ноги для ленивых: подборка от олимпийского чемпиона Никиты Кацалапова

Можно ли поддерживать мышцы в тонусе, не отходя далеко от дивана?

Maxim
Контракты и трансферы в футболе = рабство? Игроки теряют свободу за большие деньги Контракты и трансферы в футболе = рабство? Игроки теряют свободу за большие деньги

Современные контракты игроков — юридические наручники

Maxim
С натяжкой. Как самостоятельно избавиться от второго подбородка С натяжкой. Как самостоятельно избавиться от второго подбородка

Комплекс упражнений и инструкция по массажу от эксперта по фейсфитнесу

Лиза
Лучшие примеры оружия для самообороны: безопасность и эффективность Лучшие примеры оружия для самообороны: безопасность и эффективность

Какое оружие окажется наиболее эффективным для самообороны?

ТехИнсайдер
Детка, ты просто космос Детка, ты просто космос

Солистка Artik & Asti Севиль – о том, как стала уверенной в себе

VOICE
Новые эластичные генераторы позволяют заряжать станции прямо под водой Новые эластичные генераторы позволяют заряжать станции прямо под водой

Аккумуляторы, которые получают электричество от любого движения

ТехИнсайдер
Под давлением. Чего не выдержало открытие комнатной сверхпроводимости Под давлением. Чего не выдержало открытие комнатной сверхпроводимости

Как изменились поиски комнатных сверхпроводников в последние годы

N+1
Это уже другая история Это уже другая история

Я уехал в Москву в 2000-м. Через год появились «Звери»

Правила жизни
Как стать астрофотографом и делать красивые снимки космоса: простая инструкция Как стать астрофотографом и делать красивые снимки космоса: простая инструкция

Астрофотография требует большой практики и большого терпения

ТехИнсайдер
Открыть в приложении