На изящном: солнечный сюрреализм Рене Магритта, или как художник искал радость в окружающем пессимизме
В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. В этом выпуске разбираем творчество художника Рене Магритта в период второй мировой войны и немецкой оккупации.
Обычно Рене Магритт ассоциируется исключительно с полотнами в стиле сюрреализма. В голову сразу приходят его канонические «мужчина с яблоком» («Сын человеческий» 1964 года) и «это не трубка» («Вероломство образов» 1929 года).
Но в период с 1943 по 1947 год Рене написал около 70 полотен в совершенно ином стиле, который он сам называл «солнечный сюрреализм».
Одна из таких картин — «Урожай» 1943 года.
Несложно догадаться, в каком историческом контексте была написана эта работа. Ключевой повесткой тех лет была Вторая мировая война и связанные с ней человеческие трагедии. Для понимания изменения стиля Рене хочется остановиться отдельно на событиях, которые тогда происходили в одной конкретной локации — в Бельгии, и поговорить о том, как это привело к отходу Магритта от «классического» сюрреализма почти на четыре года.
Когда в 1939 году началась Вторая мировая война, многие крупные сюрреалисты (Андре Бретон, Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Андре Массон) уже находились в Соединенных Штатах. Но Рене Магритта с ними не было. Буквально через несколько дней после германского вторжения и последовавшей за этим оккупации Бельгии в 1940 году Магритт покинул Бельгию и отправился в Париж. Он не без оснований опасался репрессий в отношении себя, так как был представителем преследуемого нацистами «дегенеративного искусства» и к тому же был членом Коммунистической партии, которая жестко преследовались нацистами. Нельзя сказать, что Магритт был убежденным коммунистом. Ему нравились идеи коммунизма, доступность «интеллектуальной роскоши» для всех слоев общества, но не нравилось их фактическое воплощение. Он дважды покидал партию из-за разногласий во взглядах на роль искусства в пропаганде идей социализма.
Итак, Рене покинул Брюссель, но в Бельгии осталась его жена, Жоржетта Бергер, которая не смогла уехать из страны по семейным обстоятельствам. Рене продержался без нее всего месяц и решил вернуться в Бельгию.