Вдохновляющие будни «разорванной в клочья» экономики России
Технологический суверенитет, импортозамещение, демография и военная победа. Владимир Путин определил задачи стратегического развития страны до 2030 года
Предельно насыщенное выступление Владимира Путина в рамках послания Федеральному собранию в этом году было больше похоже на перечень наказов системе госуправления, чем на политическое заявление. Сотканное из множества целей социально-экономического развития страны, его можно изучать еще долго, расставляя акценты и подчеркивая те или иные стратегические линии.
Складывается ощущение, что в последние годы президенту становится тесно в традиционном двухчастном формате политического сезона, разделенном на пресс-конференцию с журналистами и гражданами страны и послание: традиционно в первом уделялось внимание обратной связи с народом, а во втором возникала реакция в диалоге с бюрократией. Но Путину все чаще приходится прибегать и к длительным форматам выступлений на форумах и конференциях и даже соглашаться на разговор с иностранными журналистами, погружая слушателей в историю и геополитическое видение международной проблематики.
Возможно, пригодятся главе государства и новые форматы — например, ежегодное обращение с наказом правительству по вопросам экономического развития страны и оценке исполнения национальных проектов, которых становится все больше, а оценка эффективности работы по ним растворяется где-то в министерских кабинетах.
В послании Владимир Путин не мог совсем обойти вниманием достижения своего длительного руководства страной, обращался и к далекому 2000 году как точке отсчета, отметил и десятилетие «русской весны», и преодоление эпохи коронавируса, и успехи в борьбе с терроризмом и сепаратизмом, с бедностью и отсталостью в поиске суверенного, самостоятельного пути развития государства. Буквально через запятую, но что поделать, если и в самом деле динамика позитивная, и даже с фронта в зоне СВО наконец приходят добрые вести: чего стоит одна лишь взятая Авдеевка. О ней, кстати, Путин ни слова не сказал, ограничившись минутой молчания в память погибших.
Главное все же у нас впереди: стремление к четвертой экономике мира в 2030 году после реализации программы «сильной, суверенной страны, которая уверенно смотрит в будущее. Для достижения поставленных целей у нас есть и ресурсы, и колоссальные возможности, — заключил президент. — Мы — одна большая семья, мы вместе, и по тому сделаем все так, как планируем и хотим сделать, как мечтаем».
Собираем стратегический пазл
Что же все-таки было главное в послании президента? Попробуем так сложить мозаику.
Во-первых, уже через две недели гражданам страны предстоит прийти на избирательные участки и подтвердить легитимность курса лидера страны. Послание неизбежно заключало в себе элементы предвыборной программы Владимира Путина, конкретные десятки предложений и наказов, обсчитанных и подтвержденных бюджетом. В потоке задач и новаций каждый потенциальный избиратель просто обязан был услышать о своем личном интересе.
Из двух часов выступления теме СВО Владимир Путин уделил примерно минут десять, еще столько же — геополитическим раскладам. Программа президента — для страны-победителя, государства мирного времени, которое сейчас преодолевает кризис, но уже понимает, как развиваться и над чем работать после его преодоления. Сотни миллиардов дополнительных бюджетных средств на различные программы (по некоторым оценкам, в общей сложности порядка 10 трлн рублей) выглядят просто фантастически для страны под самым большим пакетом санкций в истории. При этом речь идет именно о социальном фокусе развития, а не об изнуряющем спурте в развитии ВПК.
А дело в том, что успехи военпрома — уже для отчета. Гиперзвуковой авиационный комплекс «Кинжал» применяется на поле боя, как и ударный гиперзвуковой комплекс морского базирования «Циркон» — вот это хорошая новость. В войска поставлены первые серийные тяжелые баллистические ракеты «Сармат». «На боевом дежурстве стоят гиперзвуковые блоки межконтинентальной дальности “Авангард” и лазерные комплексы “Пересвет”. Завершаются испытания крылатой ракеты неограниченной дальности “Буревестник” и беспилотного подводного аппарата “Посейдон”», — закончил перечислять президент и перешел к отношениям с Соединенными Штатами.
В этой части Владимир Путин объяснил очень важную вещь всем, кто захотел услышать: никаких «лоскутных» переговоров о разрешении кризиса не будет: «Если хотите обсуждать ответственные, важные для всей планеты вопросы безопасности и стабильности, то необходимо делать это только в едином комплексе, естественно включая все те аспекты, которые затрагивают наши национальные интересы и прямо влияют на безопасность нашей страны, на безопасность России».
Это очень сильная установка на пути к созданию нового «контура равной и неделимой безопасности в Евразии». Убедить противников вернуться к такому масштабному диалогу будет непросто, поэтому Путину вновь приходится напоминать о последствиях ядерной эскалации, риски которой новое поколение западных политиков уже не ощущает.
Альтернатива — в продвижении повестки так называемого глобального Юга, частью которого все более явно становится «северная» Россия: снижение веса западных стран в мировой экономике — объективная реальность, которая должна быть закреплена и в пересмотре геополитического баланса, считает президент.
И все же в фокусе послания было социально-экономическое развитие России. В первую очередь здесь очевиден вектор на индустриализацию и импортозамещение. Технологический суверенитет, но без предельной изоляции от мировых рынков. Важно соблюсти баланс коммерческих выгод от глобальных товарных цепочек и защиты собственных производителей, которые просто не получат шанс в условиях незащищенной конкуренции, но продукция которых жизненно необходима для развития национальной промышленности.
Социальная часть послания направлена на развитие внутреннего рынка.
Во-первых, стимулирование спроса: налоговые новации, повышение МРОТ, увеличение доходов домохозяйств.
Во-вторых, в контексте демографии и научно-образовательного процесса: экономике жизненно необходимы талантливые подготовленные кадры, спортивные и здоровые.
В-третьих, вся страна нуждается в интенсивном инфраструктурном спринте: здесь строительство дорог и железнодорожных магистралей, связность регионов, газификация, аварийное жилье. В послании также содержалось пожелание не отстать от Запада в области высоких технологий, направить усилия в сферу разработки искусственного интеллекта и суперкомпьютеров.
И последнее: кто будет эти планы претворять в жизнь. Логично, что, обращаясь к чиновникам, Владимир Путин призывал их к интенсивной работе, определив критерий несоответствия высокому доверию: «Вы знаете, что слово “элита” во многом дискредитировали те, кто, не имея никаких заслуг перед обществом, считают себя какой-то кастой с особыми правами и привилегиями, особенно имею в виду тех, кто в предыдущие годы набили карманы за счет всяких процессов в экономике 90-х годов».
В то же время президент подчеркнул, что «подлинная, настоящая элита — все, кто служит России: труженики и воины, надежные, проверенные, делом доказавшие свою преданность России». И чтобы эти заявления не звучали голословно, Владимир Путин дал старт специальной кадровой программы для ветеранов и участников специальной военной операции. Она «будет строиться по тем же стандартам, что и наши лучшие проекты: Высшая школа государственного управления, которую называют “школой губернаторов”, а также конкурс “Лидеры России”. Их выпускники выходят на высокие позиции во многих сферах, даже становятся министрами, главами регионов».
Трудно сказать, усмотрели ли чиновники в таких новых кадрах помощников, конкурентов, контролеров или моральные ориентиры. Сначала им надо вернуться с победой.
Инвестиции в суверенитет Первый важный посыл экономической части послания — необходимость расширять импортозамещение и внутреннее производство, для чего необходимо поддерживать высокий уровень инвестиций в основной капитал. Президент опирается на очевидный для бизнеса и части экономистов, но долгое время игнорировавшийся чиновниками и экономистами прозападного толка факт: только ставка на внутренний рынок приведет к росту благосостояния всей страны и всех граждан. Теперь это связывается не просто с импортозамещением, но шире — с технологическим суверенитетом.