Российская логистическая отрасль встревожена спадом активности клиентов

МонокльБизнес

Рынок логистики вступил в полосу невезения

Российская логистическая отрасль встревожена спадом активности клиентов и разгорающейся ценовой войной: на рынке образовался дефицит грузов при избытке желающих его перевозить

Алексей Грамматчиков

За январь–февраль этого года объем автомобильных перевозок по России снизился на 30% год к году. Фото: URA.RU/TASS

Российский рынок логистических услуг кардинально поменял траекторию движения: после двухлетнего устойчивого роста тарифов на перевозки в последние месяцы они ощутимо пошли вниз. Прежде всего это заметно в автомобильных транспортировках, которым принадлежит около 70% всех грузоперевозок в РФ.

Согласно статистике логистической платформы «Монополия», средняя ставка на перевозку грузов автотранспортом по России в январе–феврале 2025 года снизилась на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 66,6 рубля за километр. Еще более существенное снижение за этот же период фиксирует биржа грузоперевозок ATI. SU: по ее данным, за первые два месяца цены на автомобильные транспортные услуги упали на 12%.

Участники рынка подтверждают эти оценки. «Если в сентябре–октябре 2024 года ставка на автомобильную фуру из Шанхая в Москву колебалась в диапазоне от 12 до 13 тысяч долларов, то сейчас за этот же маршрут предлагают 7–8 тысяч», — рассказал «Моноклю» Александр Юрищев, операционный директор логистической компании ILC.

«Только за январь–февраль этого года средние тарифы на перевозку 20-тонного груза на расстояние в одну тысячу километров упали с 45 до 37 тысяч рублей», — соглашается Александр Стрельников, руководитель транспортной компании RusTransChina.

Нынешнее снижение цен контрастирует с динамикой изменений тарифов на перевозки, которая наблюдалась в России последние два года. По данным ATI.SU, за 2023 год цены на грузовые автоперевозки в среднем выросли на 40%, а по итогам прошлого года они увеличились еще на 25%. С одной стороны, для клиентов и потребителей, конечно, хорошо, что транспортировка наконец становится более доступной. Однако столь резкие ценовые колебания могут нанести удар по логистической отрасли и даже стать причиной банкротств транспортных компаний, а значит, в дальнейшем ценовые качели с большой вероятностью опять устремятся вверх.

Груза на всех не хватает

Главной причиной снижения тарифов участники логистического рынка называют падение спроса на перевозку грузов в разных отраслях, что является тревожным сигналом для всей экономики. Еще недавно востребованность транспортных услуг в стране активно росла. По данным Росстата, общий объем грузоперевозок в 2024 году достиг рекорда за последние 15 лет — 9,4 млрд тонн, на 5,5% больше, чем в 2023-м, и, например, на 27% больше, чем в 2009 году (см. график 1).

Однако в начале этого года динамика роста ударила по тормозам. В частности, в январе, по данным Росстата, объем грузоперевозок уменьшился до 454 млн тонн, это на 33% меньше, чем в рекордном для прошлого года июле (686 млн тонн; см. график 2).

Официальной статистике вторят оценки участников рынка. Например, по данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов «АвтоГрузЭкс», за январь–февраль объем автомобильных перевозок по России снизился на 30% год к году. В частности, упал спрос на доставку стройматериалов, заметно снижение перевозок в категории товаров повседневного спроса, спад наблюдается и в транспортировке промышленных грузов. «Главная причина снижения грузооборота — высокая ключевая ставка, которая ограничивает доступ к дешевым деньгам для развития бизнеса. Кроме того, во время недавних проблем с трансграничными платежами часть производителей серьезно увеличили запасы сырья и готовой продукции на складах, которые сейчас расходуются или реализуются», — объясняет Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг логистической компании FM Logistic в России.

«Еще одна причина спада перевозок — падение покупательского спроса, — предполагает Александр Юрищев. — В конце 2024 года многие импортеры заполняли свои склады продукцией в ожидании высокого спроса в первом квартале 2025 года. Однако охлаждение экономики и высокая ключевая ставка Центробанка привели к снижению спроса. У многих клиентов до сих пор заполнены склады, а продукция не продается. Соответственно отсутствует потребность в закупках и перевозке новой продукции».

«Стагнация наблюдается прежде всего в строительной отрасли из-за высокой ключевой ставки. А строительство — большой драйвер роста для всей экономики, с ним связаны перевозки всего — от металла, строительных материалов до отделочных материалов и мебели», — отмечает Александр Кукарских, генеральный директор транспортно-логистической компании «Верста».

На спад грузопотока повлияли и частные случаи, связанные с транспортировкой отдельных групп товаров. «С конца прошлого года почти на 30 процентов сократились перевозки автомобильным транспортом из Европы. Например, значительно уменьшился ввоз из Европы алкогольной продукции, маркировка которой перенесена из Европы в Россию. Плюс еще больше усложнился и подорожал перевод денег в европейские банки», — рассказывает

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Редкоземельные металлы извлекут из отвалов Редкоземельные металлы извлекут из отвалов

Что мешает переработке промышленных отходов с извлечением ценных компонентов?

Монокль
Ольга Звагольская Ольга Звагольская

Креативный редевелопер Ольга Звагольская создала «Третье место» и арт-ярмарку

Собака.ru
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Оман: сто миль вдоль Аравии Оман: сто миль вдоль Аравии

Почему сегодня стоит совершить круиз по Оману на яхте?

Y Magazine
Что скрывается за модным словом «роялти» ? Что скрывается за модным словом «роялти» ?

Пассивный доход на интеллектуальной собственности: как работает роялти?

Наука и техника
В барокко с головой В барокко с головой

Поиски главного героя в прошлом и настоящем

Weekend
Как уговорить близкого с зависимостью обратиться за помощью: 6 верных шагов Как уговорить близкого с зависимостью обратиться за помощью: 6 верных шагов

Пошаговый план действий для родственников человека с зависимостью

Psychologies
Почему ученые до сих пор не могут предсказывать землетрясения Почему ученые до сих пор не могут предсказывать землетрясения

Почему землетрясения не поддаются прогнозированию?

ТехИнсайдер
Бетонные гиганты выходят в море Бетонные гиганты выходят в море

Как в арсенале судостроителей появился бетон

Наука и техника
У нас отмена У нас отмена

Какие механизмы стоят за молохом культуры отмены и насколько они прочны

Men Today
Основа макияжа Основа макияжа

Как продают и из чего делают косметику в России, рассказывает Наталья Ракоч

СНОБ
Носить с собой Носить с собой

Пять слагаемых ежедневной гигиены, чтобы улыбаться во весь рот

Новый очаг
Охота Дантеса Охота Дантеса

Жорж Дантес — лихой офицер, планировавший себе блестящее будущее в России

Дилетант
Как выбрать школу для первоклассника Как выбрать школу для первоклассника

Почему готовность ребенка к обучению – это не про чтение и письмо

Здоровье
Как изменить поведение партнера или начальника: методы из коучинга Как изменить поведение партнера или начальника: методы из коучинга

Можем ли мы повлиять на поведение другого человека, и если да, то как?

Psychologies
Удачное преображение Удачное преображение

В этой даче гармонично переплелись винтаж, панорамное остекление и русский стиль

Идеи Вашего Дома
Оккульт-привет Оккульт-привет

Как сместить фокус внимания россиян с эзотерики?

Ведомости
Когда вырасту Когда вырасту

Люди сегодня ищут место по душе, где будут замечать их, давать возможность расти

Новый очаг
Из чего выгоднее всего делать самогон? Из чего выгоднее всего делать самогон?

Разбираем экономику домашней дистилляции

Maxim
Ножки Трампа Ножки Трампа

Как куры Америку с Европой поссорили и при чем здесь коммерческие автомобили

Автопилот
Перерасти Землю Перерасти Землю

Заселить Луну и Марс – смелая мечта или реальная перспектива?

Вокруг света
В клетку сквозь столетия: история вечного принта В клетку сквозь столетия: история вечного принта

Клетка в моде: откуда появился этот принт и как он развивался?

Правила жизни
Редкий вид Редкий вид

Как выкупить жилье после его аренды

Деньги
4 типа пар, в которых женщины изменяют чаще, чем мужчины 4 типа пар, в которых женщины изменяют чаще, чем мужчины

В каких отношениях женщины изменяют чаще всего и почему?

Psychologies
Эллинг выходного дня Эллинг выходного дня

Этот небольшой дом на Финском заливе — бывший эллинг, то есть гараж для яхты

Идеи Вашего Дома
«Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны» «Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны»

Желание восстановить историю семьи может привести к историческому расследованию

Дилетант
Выхожу из стресса Выхожу из стресса

Как повысить стрессоустойчивость: 8 работающих лайфхаков

Лиза
Мечтатели Мечтатели

Рассказ «Мечтатели» от Нади Алексеевой, лауреата премии «Большая книга»

СНОБ
Наиболее сохранившиеся животные ледникового периода Наиболее сохранившиеся животные ледникового периода

Эти доисторические животные дают возможность заглянуть в прошлое

ТехИнсайдер
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Открыть в приложении