Как Аватар пришел на помощь Чебурашке
Пиратский прокат зарубежных фильмов позволяет кинотеатрам закрывать финансовую брешь в пару десятков миллиардов рублей. Однако на наш рынок, судя по всему, вот-вот начнут возвращаться мировые киномейджоры в виде своих «дочек»
Спорим, что вы никогда не угадаете, какой фильм в январе 2023 года стал главным конкурентом «Чебурашки», собравшего тогда сногсшибательные семь миллиардов рублей? Чтобы вас сильно не томить, сразу раскроем секрет: им стал короткометражный фильм «Три добрых дела», собравший 1,2 млрд и ставший четвертым в 2023 году по сборам по версии ЕАИС (Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах). Вряд ли кто-то слышал об этой студенческой шестиминутной картине, а также еще о нескольких коротких метрах, добавивших тогда к сумме еще около миллиарда. Все просто: эти неизвестные «блокбастеры» шли в официальном российском прокате вслед за так называемым предсеансовым обслуживанием в виде фильма Джеймса Кэмерона «Аватар. Путь воды». Или мультик «Дубак», собравший год назад, согласно той же ЕАИС, 620 млн рублей, благодаря тому что у него «на разогреве» выступала оскароносная картина Кристофера Нолана «Оппенгеймер».
Работает «предсеансовое обслуживание» следующим образом: зритель покупает билет на маленькую скромную российскую киноленту, но перед ней ему придется высидеть пару-тройку часов за просмотром западного блокбастера, вроде «Дэдпула и Росомахи» или «Битлджуса Битлджуса». Таким образом, никому ранее не известные фильмы, такие как «Неприметная история», «Комментатор» или те же «Три добрых дела», стали самыми кассовыми короткометражками в истории российского кинопроката. Отраслевые издания вроде «Бюллетеня кинопрокатчика» предпочитают не писать о них серьезно, но пройти мимо официальных данных ЕАИС не получается.
Чтобы понять, что это такое, нам придется вернуться назад, в начало 2022 года. После начала масштабных санкций сразу четыре большие голливудские студии — Disney, Warner Bros., Sony и Paramount — объявили об уходе с российского рынка. Позже за ними последовала и Universal Pictures. Фильмы этих пяти студий составляли 80% российского рынка. «Ворнеры» вообще хлопнули дверью за два дня до старта в прокате своего потенциального хита «Бэтмена» Мэттью Ривза. То есть фильм был готов, переведен, продублирован, отрекламирован, заряжен во все киноаппараты страны, показан небольшой группе кинокритиков, но так и не вышел на большие экраны.
Что делать в этом случае кинотеатрам? Ответ, в принципе, один: закрываться. Но мы поступили иначе. В случае с «Бэтменом», у которого в нашей стране огромное количество поклонников, есть несколько историй, граничащих с анекдотами. Так, известен случай, когда несколько фанатов скинулись и слетали в Казахстан, ближайшую страну, где голливудские мейджоры не приостановили свою деятельность, чтобы первыми посмотреть новый фильм про Человека — летучую мышь. А изобретательные директора кинотеатров поступили еще более тонко. Представьте себя на месте такого директора: у тебя перед глазами лежит целая копия суперблокбастера, но ты не можешь ее никому показать. А впереди праздники — 8 Марта. И тут включается креативное мышление: почему бы не устроить корпоративные праздники, где в качестве «вишенки» будет просмотр голливудской новинки? Это сработало, но, конечно, не везде. Не у каждого кинотеатра есть ресурсы для проведения праздников, и потом на одном «Бэтмене» далеко не уедешь, а российских крупных фильмов-событий на тот момент еще не было. Но вслед за корпоративами появились и другие варианты.
Первый способ выжить — это клубные вечера, лекции, мастер-классы, посвященные показу того или иного зарубежного фильма. Вторым способом стала организация просмотра картины, арендатором которой является какое-нибудь ЗАО: кинотеатр ни при чем, а зритель сам добровольно заплатил за просмотр арендованного фильма. Или вот еще лайфхак: вы покупаете билет на фильм из популярной франшизы, например «Человек-муравей», у которого есть прокатное удостоверение, но попадаете на сеанс только что вышедшего «Человека-муравья — 2». Чтобы не опростоволоситься, нужно задавать правильные вопросы администраторам кинотеатров, контролерам или кассирам.