Андрей Олегович давненько не был нашим гостем—и мы решили исправить это упущение

Мир ФантастикиРепортаж

Контакт | Беседа с Андреем Беляниным

«Слава Богу, что у людей нельзя отнять сказку…»

Беседа с Андреем Беляниным

С писателем разговаривает Игорь Чёрный

В январе нынешнего года минуло полвека популярнейшему мастеру отечественной фантастики Андрею Белянину. «Меч Без Имени» и «Джек Сумасшедший король», «Моя жена — ведьма» и «Тайный сыск царя Гороха», «Казачья дилогия» и «Профессиональный оборотень» — целое поколение почитателей жанра выросло на книгах Белянина! Андрей Олегович давненько не был нашим гостем — и мы решили исправить это упущение.

«Если человек за 20 лет не меняется, то это психическое заболевание»

Приветствую, Андрей. Давненько не общались в таком формате. Помнится, последнее интервью нашему журналу вы давали пять лет назад. Что изменилось за это время в вашей жизни, творчестве, да и в отечественной фантастике в целом?

За пять лет в моей жизни, конечно, произошли определённые изменения, однако мне трудно судить, насколько они глобальны и как именно отражаются на моём творчестве. Я стал больше писать. Если раньше это были две книги в год, то теперь три, а то и четыре. Может быть, наработался определённый писательский опыт, может, теперь я больше могу сказать читателю. О положении современной фантастики судить не берусь, всё-таки это вопрос к критикам и литературоведам, я лишь за то, чтобы появлялось больше молодых и талантливых авторов.

Недавно вы отметили полувековой юбилей. Это время подводить какие-то промежуточные итоги. Каковы они для вас? Не давит на плечи груз прожитых лет?

Груз не давит. Хотя здоровье моё уже не то: то лапы ломит, то хвост отваливается. Вы правы, пятьдесят — это некий рубеж, и если для женщины это рубеж красоты, молодости и привлекательности, то для нас, мужчин, скорее некая символическая граница, время обернуться назад и трезвым взглядом посмотреть: а что получилось? Всё ли сказал? Всё ли сделал? Успел ли за кого-то заступиться, кому-то помочь, кого-то простить, у кого-то самому попросить прощения? Сейчас мне кажется, что рубеж пятидесятилетия — это хороший повод стряхнуть с плеч всё наносное и попробовать многое начать заново, с чистого листа.

А если бы сейчас удалось купить «счастливый билет» пусть не в детство, а хотя бы в юность и можно было бы вновь выбирать для себя стезю — выбрали бы нелёгкое поприще писателя? Или не считаете эту профессию нелёгкой?

Если бы такое действительно было возможно, думаю, я вновь предпочёл бы остаться человеком в погонах, который умеет рисовать и любит писать книги. То есть каждый раз рассказывать слушателям/читателям какую-то волшебную историю или смешную небылицу так, чтобы люди рядом улыбались в самую трудную минуту. Что же касается писательского труда, то это, несомненно, очень тяжёлый и кропотливый труд. И если ты не можешь заниматься литературой легко, с песнями, прибаутками и улыбкой до ушей, это не твоя стезя — иди в серьёзную литературу и будь нудным.

Казаком надо родиться! Многие герои Белянина не забывают об этом. Как и он сам

Тем, кто внимательно следит за вашим творчеством, кажется, что Белянин конца 1990-х и Белянин сегодняшний — это довольно-таки разные авторы. Какие темы волнуют сегодня Андрея Олеговича Белянина?

По-моему, если человек за 20–25 лет не меняется, то это уже какое-то психическое заболевание. Конечно, сейчас я и в жизни, и в творчестве совершенно другой человек, это нормально. Ну а в какую конкретно сторону и как я изменился, судить, разумеется, не мне. Какие-то люди ушли из моей жизни, другие, наоборот, вошли в неё. Я не спешу кого-либо осуждать или захваливать. Мне кажется, что сейчас самое время обратиться к собственному внутреннему миру и поискать ответы на все вопросы именно в себе.

Как оцениваете ситуацию в современной русской фантастике в целом? Не хороните ли её, как это уже не раз делали и делают многочисленные скептики?

Думается, что хоронить не стоит ни один жанр. Уж, по крайней мере, меня с лопатой в руках у могилы фантастики вы точно не увидите. Разве что размахивающего ею с криком: «Не подходи, зашибу, не дам хоронить!» Поэтому любые разговоры о скоротечности того или иного жанра для меня бессмысленны. Как-то один мой знакомый из музея Хлебникова, взяв в руки книжку «Меч Без Имени», сказал: «Андрей Олегович, я всегда уважал вас как серьёзного поэта. Зачем вы пишете эту фантастику? Ведь через три-четыре года этого жанра вообще не будет». Слава Богу, что у людей нельзя отнять сказку…

Сейчас многие молодые люди пробуют себя в писательстве. Сочиняют пухлые романы, пытаются их хоть куда-нибудь пристроить и очень обижаются, когда издательства отвергают их «нетленки». Что вы об этом думаете, что посоветуете начинающим авторам?

Ну, если уж так свербит издаться, а серьёзные издательства почему-то отказывают, возможно, дело всё-таки в качестве книги. Любое издательство — те же «Эксмо», АСТ и другие — в первую очередь заинтересованы в том, чтобы продать книгу и получить прибыль, а не сделать приятное неизвестному автору, это нормально. Если вашу книгу хвалит мама, муж, жена и дети друзей «ВКонтакте», к сожалению, это ещё не значит, что вы великий писатель и вам все-все обязаны. Исключения, разумеется, бывают, но лично я советовал бы с большим вниманием относиться к редакторскому мнению и стараться работать над собой. В конце концов всё сложится.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Властелин кроликов Властелин кроликов

Накануне прошедшего Рождества, 24 декабря 2016 года, не стало Ричарда Адамса — писателя, подарившего нам уникальную книгу «Обитатели холмов» и ещё несколько не менее выдающихся работ. Ричард Адамс прожил долгую, спокойную и счастливую жизнь, которая не могла не отразиться в его историях о животных — произведениях, которые на самом деле о нас с вами.

Мир Фантастики
Мистер робот Мистер робот

Как дизайнер-самоучка из Молдавии пробился в  Голливуд

РБК
Вокруг «Тёмной башни» Вокруг «Тёмной башни»

Параллельный квест Кинга и Толкина

Мир Фантастики
BMW 5-й серии BMW 5-й серии

Когда едешь за рулем, о пятиметровой длине даже не вспоминаешь

Quattroruote
Дети на стройке Дети на стройке

Борис Минц и сыновья превратили компанию в крупнейшего в стране владельца офисов

Forbes
Он такой тревожный! Он такой тревожный!

Как общаться с ребенком, который всего боится

Домашний Очаг
Карта сокровищ Карта сокровищ

Поражающая воображение природа, чистейшие водоемы, идеальные для купания и рыбалки, замки, музеи и парки, простая и вкусная еда – неоспоримые аргументы в пользу отдыха в Австрии всей семьей.

Psychologies
Аманда Сейфрид Аманда Сейфрид

О новом аромате, бесстрашии и сумасшедших поступках

Cosmopolitan
Взяли под козырек Взяли под козырек

Актер Киллиан Мерфи об «Острых козырьках», славе и работе с Джейми Дорнаном

Glamour
Двинуться с места Двинуться с места

Ученые пришли к выводу: хороший специалист меняет работу раз в 3-5 лет

Cosmopolitan
Любовь и Голуб Любовь и Голуб

Воспоминания о Марине Голуб

GALA Биография
23 защитника Отечества 23 защитника Отечества

От командора Шепарда до русских богатырей

Игромания
Бунтарь поневоле Бунтарь поневоле

Полу Маккартни исполняется семьдесят пять

GALA Биография
Пищевое поведение: 5 типов девушек, которые никогда не полнеют Пищевое поведение: 5 типов девушек, которые никогда не полнеют

Наверняка у вас есть такие знакомые. Одна ест пирожные на ночь и все равно выпадает из брюк самого маленького размера. Другая не ест почти ничего ради идеальной фигуры, но откуда-то находит силы вести активный образ жизни. Дело в обмене веществ, пищевых привычках и чертах характера. Пищевое поведение девушек, которые никогда не полнеют, анализирует психотерапевт Жерар Апфельдорфер.

Psychologies
Когда нет времени: косметические экспресс-средства, которые помогают нам жить Когда нет времени: косметические экспресс-средства, которые помогают нам жить

Снять макияж одним движением, освежить волосы за пару секунд, быстро успокоить воспаление... И это далеко не полный перечень возможностей экспресс-средств, самого активно развивающегося сегмента в мире красоты.

Psychologies
Потому что Урюпинск Потому что Урюпинск

Зачем ведущий российский специалист по брендингу городов перебрался в провинцию

Русский репортер
Дружба крепкая? Дружба крепкая?

Есть ли выход из "френд-зоны"?

Cosmopolitan
Запрещенный интернет Запрещенный интернет

В мире усиливается тенденция на ограничения сетевых свобод

Русский репортер
«Нам пора обратить на себя внимание» «Нам пора обратить на себя внимание»

Интервью с Анастасией Гостевой

Psychologies
Иван Сидорок Иван Сидорок

Венчурный инвестор Иван Сидорок о том, где видеть прибыль

GQ
Одна сатана Одна сатана

Интервью с супругами Шнуровыми

L’Officiel
Genesis G90 – Jaguar XJ Genesis G90 – Jaguar XJ

Представительскому седану не так уж обязательно быть немецким

АвтоМир
Крис Пратт: Снова на охране Крис Пратт: Снова на охране

Крис Пратт – идеальный мужчина

Cosmopolitan
Jaguar XE – Audi A4 Jaguar XE – Audi A4

Британский и немецкий седаны. Так который из них круче?

АвтоМир
Всеволод «Север» Черепанов: «Мне бы хотелось сняться в кино» Всеволод «Север» Черепанов: «Мне бы хотелось сняться в кино»

Зачем дизайнер заставляет себя бегать по утрам и каким он видит будущее моды

Правила жизни
Ясмин Севелл Ясмин Севелл

Попасть под ее чары легче, чем выбрать очередные черные джинсы

L’Officiel
Любовь Успенская Любовь Успенская

Любовь Успенская: «Я вообще-то не москвичка. И даже не россиянка»

Esquire
Skoda Kodiaq Skoda Kodiaq

Крупный чешский кроссовер проворнее, чем может показаться на первый взгляд

Quattroruote
Татьяна Тарасова Татьяна Тарасова

Правила жизни Татьяны Тарасовой

Esquire
«Главное – уделять себе время» «Главное – уделять себе время»

Интервью с Ольгой Армасовой

Psychologies
Открыть в приложении