Как дизайнер-самоучка из Молдавии пробился в  Голливуд

РБКHi-Tech

Тема номера – роботехника

Мистер робот

Как дизайнер Виталий Булгаров стал создателем «мехов» и киборгов

«И почему я чувствую себя Сигурни Уивер?» — под аплодисменты шутил основатель Amazon Джефф Безос, стоя в марте на сцене конференции MARS в Палм-Спрингс, полностью закованный в роботизированную «броню». Он не случайно вспоминал голливудскую классику: именно в центре мировой киноиндустрии ковал свою репутацию дизайнер «брони» Виталий Булгаров. Журнал РБК узнал у Булгарова, как он превращал в киборга Скарлетт Йоханссон и почему американского миллиардера заинтересовал его робокостюм

Текст: Иван Осипов

«Сразу после того, как мы выложили в интернет видео с тестами, получили e-mail от Amazon с предложением привезти робокостюм в США. Сюрпризом «Безос в роботе» не стал — команда готовилась за месяц до MARS», — вспоминает Булгаров. В корейской компании Hankook Mirae Technology, создавшей робота, он удаленно работает главным дизайнером.

Основал Hankook Mirae Technology мультимиллионер Ян Чинхо, бывший топ-менеджер корейских технологических компаний и серийный предприниматель. Еще в детстве он увлекся аниме о боевых роботах-«мехах» «Робот Тхэквон V» и «Мазингер Зет» и после сорока решил посвятить себя бизнес-«экранизации» любимых мультфильмов. В Hankook Mirae (в переводе с корейского Hankook — «Корея», Mirae — «будущее») он вложил порядка $200 млн. Одно из первых предложений о работе сделал Булгарову в феврале 2014 года, лично прилетев для этого к нему в Лас-Вегас.

Проект получил название Method, обеспечивали около 30 инженеров. «Настрой команды мне очень понравился, я сразу начал работать над концептами», — говорит дизайнер. Чинхо поставил задачу построить «первый в мире функциональный прототип».

«Мы определили минимальный диапазон движений, степень свободы суставов. Техническая команда модифицировала сервомоторы, и тогда уже я сделал финальную версию дизайна», — рассказывает Булгаров.

Рабочий процесс занял более года, все это время Hankook Mirae держала проект в тайне и лишь в конце декабря через аккаунты Булгарова в соцсетях представила первые деморолики. В них зрители увидели 4-метрового двуногого робота весом 1,5 т, оснащенного 46 высокомоментными электродвигателями и многочисленными сенсорами движения. Внутри корпуса-кабины помещается оператор, который с помощью похожих на джойстики панелей управляет 130-килограммовыми пятипалыми руками «меха», а с помощью педалей переставляет ноги машины.

Method повторяет движения оператора, им также можно управлять дистанционно. Пока робот умеет двигаться только вперед и назад и не может обходиться без внешнего источника питания (в будущем кабель должна сменить батарея), но будет эволюционировать, обещают создатели. «Он как ребенок, которому исполнился год, но который развивается на глазах», — говорил Чинхо The Telegraph.

Виталий сам регулярно участвует в тестах прототипа пилотируемого робота Method

Булгаров подтверждает амбициозные планы: «Например, для текущего прототипа мы используем алюминий и карбон в равных пропорциях, а в следующей версии полностью перейдем на карбон, чтобы уменьшить вес без потери прочности». До конца 2017-го Hankook Mirae намерена представить первую коммерческую версию робота стоимостью $8,3 млн.

В корейских СМИ обсуждается идея патрулирования Method границы с КНДР, а Чинхо предлагал использовать робота для работы на территории, пострадавшей от аварии на АЭС «Фукусима» в Японии.

Часть экспертов отнеслась к проекту со скепсисом, отмечал портал Live Science. Критиков смущают чрезмерная закрытость Hankook Mirae и сами деморолики, на которых они отмечали небывалую для роботостроения чистота в цехе компании и отсутствие тряски в момент «прогулки» Method. Зато проект поддержал Безос, аттестовав продукт как «выдающийся». Детали «про команду и историю» Hankook Mirae скоро раскроет в официальном пресс-релизе, обещает Булгаров.

Внешне Method похож разом на все удачные примеры «мехов» в поп-культуре, прежде всего боевых роботов из «Аватара». Булгаров признает сходство с машинами из фильма Джеймса Кэмерона, но подчеркивает, что не искал вдохновения в других проектах. «Команда «Аватара» просто отлично чувствует функциональность, поэтому мы пришли к сходным пропорциям», — объяснял он в интервью New Atlas.

Теперь Булгаров сам работает в проекте Кэмерона: он придумывает, как будут выглядеть персонажи голливудской экранизации культовой манги «Боевой ангел Алита», которую продюсирует режиссер «Аватара». Как дизайнер-самоучка родом из Молдавии за десять лет прошел путь от начинающего русскоязычного художника до специалиста с мировым именем?

Из Бессарабки в Голливуд

Булгаров родился в маленьком молдавском городке Бессарабка в семье врачей. Его любимой книгой в детстве была медицинская энциклопедия — из нее вырос интерес к анатомии, который пригодился в создании цифровых персонажей и проектировании антропоморфных роботов. В подростковые годы с подачи старшего брата Булгаров увлекся 3D-моделированием и уже в школе зарабатывал деньги на модификациях к компьютерным играм.

Учебу на факультете информатики Технического университета Молдовы он бросил на втором курсе, в 19 лет переехав на работу в Москву. «Вуз дал мне базовые навыки программирования и здорово подтянул уровень английского», — вспоминает дизайнер. В остальном Булгаров был и остается самоучкой.

В России он начал с позиции художника по персонажам в компании Sibilant Interactive, разработчике многопользовательской ролевой онлайн-игры W.E.L.L. online. Конкурента World of Warcraft из нее не вышло, но крупные студии обратили внимание на перспективного дизайнера. Первым опытом сотрудничества Булгарова с зарубежными компаниями стала удаленная работа для серии шутеров F.E.A.R. техасской TimeGate. Вскоре партнер доверил Виталию первый самостоятельный проект — игру Section 8. И уже эту работу в 2008-м заметил гигант игровой индустрии Blizzard Entertainment, разработчик Starcraft, Diablo и WoW.

Булгарова пригласили на позицию художника по персонажам в отдел Blizzard Cinematics, который производит видеоролики к играм. «По сути, это полноценная компания внутри Blizzard, которая занимается визуальными эффектами, а не разработкой внутриигрового контента», — говорит Булгаров. Из Москвы он перебрался в Калифорнию и занялся моделированием персонажей и механическим дизайном футуристических объектов для Starcraft 2. Эту работу Булгаров называет любимой в игровой индустрии не только потому, что в детстве он был фанатом первой части стратегии, но и благодаря возможности поработать с самыми сильными профессионалами отрасли. В Blizzard дизайнер успел поучаствовать в «оживлении» персонажей Diablo 3 и WoW: Mists Of Pandaria.

Для видеороликов Starcraft 2 Виталий «оживил» одно из самых мощных орудий в игровой вселенной — осадный танк

К 2010 году Булгаров окончательно определил свою основную специализацию как «футуристический мех-дизайн». В свободное время он сделал новое портфолио с акцентом на кинодизайн и более реалистичную, чем в играх, стилистику. «Я поставил задачу научиться генерировать эффективный с точки зрения скорости и реалистичный с точки зрения качества визуализации трехмерный концепт-дизайн без предварительных 2D-набросков. Это была уникальная трансформация, которая стала моей профессиональной философией. Дальнейшими успехами я обязан именно такому подходу», — рассказывает дизайнер.

Индустрия кино

После «Робокопа» Булгаров фактически покончил с наемной работой и перешел на проектный график. Он взял паузу примерно на год, чтобы еще подтянуть навыки и вновь обновить портфолио. На этот раз прогресс дизайнера заметил известный художник Бен Проктер, на тот момент арт-директор блокбастера Майкла Бэя «Трансформеры: Эпоха истребления», сейчас сиквела все того же «Аватара». «Бен был для меня заочным наставником, я многому научился по его работам, поэтому такое приглашение было особенно приятным», — признается Булгаров. В четвертой части саги о противостоянии людей и инопланетных машин он придумал дизайн трансформера-наемника Локдауна.

Робокоп— еще одна детская привязанность Булгарова. Для фильма-ремейка он придумал дизайн не только самого робота-полицейского, но и его оружия и даже мотоцикла

Работа с Бэем особенно запомнилась Булгарову: «Я работал в его офисе отдельно от остального арт-департамента, Майкл сам решил, что так будет удобнее и быстрее». Не обошлось без курьезов: в один из дней дизайнер сидел на съемочной площадке, на которой «все взрывалось и стреляло», и пытался на ходу улучшить дизайн одной из 3D-моделей, уткнувшись в монитор. «Сзади кто-то подошел, начал задавать вопросы. Я ответил сухо, не отрываясь от работы и не скрывая, что нет времени. Собеседник поблагодарил и ушел, а я обернулся и увидел, что это был Марк Уолберг (исполнитель главной роли в «Трансформерах». — РБК). Больше он ко мне не подходил», — смеется дизайнер. Случай с Уолбергом — редкий пример контакта с актерами, говорит Булгаров: «Моя работа на 100% цифровая. Даже когда я использую 3D-сканированные модели актеров, сканы сделаны другими людьми, а файлы просто переданы мне».

После «Трансформеров», собравших в мировом прокате более $1,1 млрд и вошедших в топ-20 самых кассовых фильмов, Булгарова снова позвал посотрудничать Дэйв Скотт, который на этот раз работал над реинкарнацией другого канонического голливудского героя — Терминатора. В фильме 2015 года «Терминатор: Генезис» Булгаров сделал обновленную версию эндоскелета Т-800. Но качественный дизайн и камбэк Арнольда Шварценеггера не спасли картину от провала: в американском прокате при бюджете $155 млн «Генезис» набрал $89 млн, отбив инвестиции с учетом глобального бокс-офиса.

Булгаров с детства был фанатом первых двух частей «Терминатора» — тем ответственнее он подошел к обновленному дизайну T-800

Последние крупные проекты Булгарова в Голливуде — экранизации японских комиксов. Кроме «Боевого ангела», куда его вновь позвал Бен Проктер, дизайнер работал над «Призраком в доспехах» со Скарлетт Йоханссон в роли киборга. «Я разработал дизайн ее тела от скелета и мышечной системы до верхних слоев синтетической кожи», — говорит Булгаров. Ремейк аниме 1995 года в глобальном прокате лишь чуть перекрыл бюджет в $110 млн. Но Булгаров именно «Призрак» и пока не вышедший на экраны «Ангел» любит больше всех кинопроектов: «Главная причина — шанс создать дизайн главных героинь с кибернетическими телами. Я работал с двумя любимыми темами — роботами и анатомией».

Для киберпанк-утопии «Призрак в доспехах» Булгаров придумал «дизайн тела» главной героине, которую играла Скарлетт Йоханссон
В работе над фильмом «Призрак в доспехах» Булгарову помогло хорошее знание анатомии человека

Работа на вырост

С ростом востребованности Булгаров решил систематизировать многочисленные проекты и завести их в одну компанию. В 2016-м он переехал в Лас-Вегас, где на базе собственного дома организовал дизайн-студию Black Sky Symmetry. Пока в компании два сотрудника — Булгаров и его жена.

Доходы и коммерческие детали контрактов с заказчиками дизайнер не раскрывает. Условия сильно варьируются от проекта к проекту и от специалиста к специалисту, говорит он. Фриланс-дизайнер в кино может получать до $900 в день, в сфере индустриального дизайна — до $200 в час. Но эти ставки не чистая прибыль, с них еще надо платить налоги, которые в той же Калифорнии очень высокие», — рассказывает Булгаров.

Индустриальный дизайн для него — еще один источник заработка. Переход от «концепций» к «прототипам» случился в 2014 году благодаря Хансу Моритцу, тогда директору по дизайну в производителе очков Oakley, сейчас вице-президенту по индустриальному дизайну в Intel. «Фриланс для Oakley — скульптура механического ангела для их лондонского флагманского магазина — перерос в долгосрочное партнерство, и в итоге я получил работу в команде Ханса уже в Intel», — говорит Булгаров.

3D-фигуру «Ангел», которую Булгаров придумал для Oakley, установили во флагманском магазине компании в Лондоне

Другим заметным партнером дизайнера стали роботостроители из знаменитой Boston Dynamics. Компания, выросшая при Массачусетском институте технологий и поглощенная Google, разрабатывает с десяток моделей функциональных «ходящих» роботов. В 2015-м Булгарова привлекли к «генерированию концепта и финальному дизайну внешней обшивки» второго поколения антропоморфного робота Atlas, заказчиком которого выступило военное агентство DARPA. В разработке остается еще несколько роботостроительных проектов с участием дизайнера.

Булгаров считается экспертом мирового уровня по дизайну антропоморфных роботов: «дочке» Google он помог с внешним видом патрульного Atlas (вверху), корейской Hankook Mirae — с прототипом робокостюма Method (внизу)

Булгаров запустил два собственных стартапа — компанию по разработке дизайна оружия KILN и онлайн-магазин 3D-сетов 3D Kitbash Store. В первом случае задача — модернизация функциональности и эргономики винтовки AR-15 через современный агрессивный дизайн. Булгаров надеется привлечь к проекту инвесторов и наладить серийное производство. В 3D Kitbash Store концепт-художники из индустрии игр и кино могут приобрести библиотеку 3D-деталей авторства Булгарова для ускорения рабочего процесса. Магазин уже отбился и приносит прибыль, заверяет дизайнер.

Дизайнер считает необходимым придерживаться собственной рабочей философии: «Каждые несколько лет я стараюсь ставить на паузу текущие проекты и уходить в глубокий R&D, чтобы догнать технологии. Так навыки затачиваются под более сложные проекты — «на вырост».

Фото: vitalybulgarov.com, Кинопоиск

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бот из машины Бот из машины

Как биороботы оживают и меняют мир технологий

РБК
Анна Сидорова: девушка, с которой тепло Анна Сидорова: девушка, с которой тепло

Анна Сидорова проводит на льду, толкая камни для керлинга

Esquire
«Мы готовы и хотим развиваться» «Мы готовы и хотим развиваться»

Директор компании «ГТ Энерго» — о перспективах распределенной энергетики

Монокль
15 мыслей Валерия Тодоровского 15 мыслей Валерия Тодоровского

После девятилетнего перерыва режиссер вернулся к полному метру

GQ
Маменькин престол Маменькин престол

Существовала ли в действительности папесса Иоанна?

Дилетант
Цифровое золото Цифровое золото

Откуда взялись деньги, которым не нужны банки и государства

Русский репортер
Раннее развитие: зачем это детям и... родителям? Раннее развитие: зачем это детям и... родителям?

Отвечают ли модные методики раннего развития потребностям детей

Psychologies
Протест на обочине Протест на обочине

Стачка против «Платона»: других людей у нас для вас нет

Русский репортер
Зиявудин Магомедов: «Никуда мы не уйдем от нашего проклятия, везде труба» Зиявудин Магомедов: «Никуда мы не уйдем от нашего проклятия, везде труба»

Интервью с Зиявудином Магомедовым о инновациях и технологиях

Forbes
Как остановить живодерство Как остановить живодерство

Владимир Панов: «Я не защитник животных»

Русский репортер
Король и шут Король и шут

Чарли Ханнэм о роли короля Артура.

GQ
Дар Лизы Дар Лизы

Очерк Ксении Соколовой о Елизавете Глинке.

СНОБ
Наталья Кустинская. Расплата за успех Наталья Кустинская. Расплата за успех

Первая половина ее жизни была светлой. А вторая – черной

Лиза
Джонни Флинн: «Сыграв Эйнштейна, я понял, что значит быть гением» Джонни Флинн: «Сыграв Эйнштейна, я понял, что значит быть гением»

При слове «гений» имя Эйнштейна всплывает в голове одним из первых. Кто-то вспомнит формулу энергии, кто-то – знаменитую фотографию с высунутым языком или цитату про Вселенную и человеческую глупость. Но что мы знаем о его настоящей жизни? Мы поговорили об этом с Джонни Флинном, исполнителем роли молодого Эйнштейна в новом сериале «Гений».

Psychologies
Екатерина Шульман: «Если вы разобщены, вас не существует» Екатерина Шульман: «Если вы разобщены, вас не существует»

В обществе растет явное напряжение, власти все чаще проявляют некомпетентность, а мы чувствуем бессилие и страх. Где искать ресурсы в такой ситуации? Пробуем посмотреть на социальную жизнь глазами политолога Екатерины Шульман.

Psychologies
Мы говорим, но нас не слышат: что делать? Мы говорим, но нас не слышат: что делать?

Умение грамотно доносить мысли нужно не только тем, кто занят в рекламе, политике или журналистике. Часто карьера, личное счастье и здоровье зависят от того, как мы обращаемся со словами. Эксперт в области коммуникации Фрэнк Лунц объясняет, чем эффективное общение отличается от неэффективного.

Psychologies
Последний день пампушек Последний день пампушек

Сахар – это новый жир. И другие новости из мира питания

Maxim
Зачем им раннее развитие? Зачем им раннее развитие?

Что думают психологи о модных методиках раннего развития детей?

Psychologies
Не только кино Не только кино

Какие плоды приносит французскому городку «Золотая пальмовая ветвь»

Forbes
Самые молодые участники списка Forbes — 2017 Самые молодые участники списка Forbes — 2017

Как до 40 лет войти в топ-200 богатейших российских предпринимателей

Forbes
Пейзаж с чашкой кофе, или из чего состоит Орхан Памук Пейзаж с чашкой кофе, или из чего состоит Орхан Памук

Интервью с Орханом Памуком.

СНОБ
Жесткая посадка Жесткая посадка

Геннадий Иозефавичус ужасается нравам современных авиапассажиров.

GQ
Куда летел наш паровоз Куда летел наш паровоз

Роль Льва Троцкого в победе красных в Гражданской войне замалчивалась

Дилетант
Мои любимые студентки Мои любимые студентки

Алексей Беляков делится мудростью с юными нимфами.

GQ
Подходят ли вам ваши отношения? Подходят ли вам ваши отношения?

Шесть признаков здоровой любовной связи

Psychologies
Четыре кадра Четыре кадра

Как работает серьезный бизнес по производству смешного

РБК
Наталия Гулькина: «Меня бережет ангел-хранитель» Наталия Гулькина: «Меня бережет ангел-хранитель»

Интервью с певицей Наталией Гулькиной

Лиза
Весенние сны крейсера «Аврора» Весенние сны крейсера «Аврора»

Как крейсер «Аврора» оказался в центре социально-политических катаклизмов

Дилетант
Солнце без спроса Солнце без спроса

Почему солнечная энергетика в России не нужна никому, кроме государства

РБК
“Обрести связь с реальностью и понять, в чем наш интерес” “Обрести связь с реальностью и понять, в чем наш интерес”

Пробуем посмотреть на социальную жизнь глазами политолога Екатерины Шульман

Psychologies
Открыть в приложении