Олимпиада 2030
Киборги заполонили планету, гонщиков заменили машины, а наноботы в крови подстегивают теннисистов в ключевые моменты матча. Мы не знаем, так ли будут выглядеть соревнования в 2030 году, поэтому попросили тех, кто умеет прогнозировать будущее, предсказать, что ждет мировой спорт в ближайшее десятилетие.
Дмитрий Павленко
Эксперт института спортивной медицины считает, что трансгендерам и любителям допинга нужно соревноваться отдельно
Генный допинг, конечно, разрабатывается и в Европе, и в США, и в России, но информация о нем скудна. Не забывайте, что он в первую очередь создается для военных нужд, для солдат, поэтому эти разработки традиционно засекречены.
Не думаю, что в ближайшем будущем нас ждут соревнования, на которых будет разрешен допинг. Конечно, если фармакологические компании захотят спонсировать такие турниры, все может измениться. Но и сейчас честного спорта практически не существует, ведь есть “соревнования бюрократов” — любая правильно оформленная бумажка дает спортсмену право принимать препараты, которые для остальных считаются допингом.
Близок тот момент, когда женщины в спорте скажут четкое “нет” выступлениям трансженщин, потому что они явно быстрее, сильнее и ловчее. Самым разумным было бы трансгендеров выделить в отдельный класс соревнующихся.
Олег Кильдюшов
Научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ недоволен ростом зарплат спортсменов
Начиная с 1990-х годов во всем мире резко выросли доходы топ-спортсменов. Ускоренная коммерциализация спорта в значительной мере стала возможна благодаря появлению новых медиа — сначала кабельного (платного) телевидения, а затем и интернет-трансляций. При этом произошло заметное смещение социальных траекторий — вчерашние “парни из соседнего двора”, с которыми легко можно было себя отождествлять, превратились в участников бесконечного цирка под названием “шоу-бизнес”. Очень часто спортивные достижения отходят на второй план, поскольку скандалы еще лучше генерируют известность, а та обеспечивает внимание медиа, что, в свою очередь, легко капитализируется. Получается, что профессиональные спортсмены являются “Я-предпринимателями”, которые более или менее сознательно выстраивают свои публичные образы и рекламные стратегии. Пока трудно представить, как в будущем это может измениться: топ-спортсмены являются такими же членами глобальной медиаэлиты, как голливудские звезды, что и отражается на сверхдоходах.
В России есть свои нюансы. У нас многомиллионные контракты за счет бюджетов регионов или госкомпаний могут получать очень посредственные игроки клубов-аутсайдеров. Здесь действует уже не рыночная логика, а административно-коррупционная. Получается, что с целью поддержания “конкурентной цены” в российском спорте часто выплачиваются астрономические по меркам среднего гражданина зарплаты, которые не могут быть обоснованы ни спортивными достижениями, ни массовыми представлениями о социальной справедливости. На фоне продолжающегося уже почти десять лет падения реальных доходов населения все это вызывает обоснованное раздражение у беднеющей публики, которая, по идее, должна восхищаться обладателями идеальных тел и сверхчеловеческих способностей, а также оплачивать налогами их звездные гонорары.
Из-за растущей разницы в доходах между чемпионами-миллионерами и их (потенциальными) поклонниками постепенно исчезает моральное основание для финансирования на прежнем уровне. Тем не менее бюджет спорта высших достижений, прежде всего национальных сборных, постоянно увеличивается. Таким образом, реальные достижения российских спортсменов и тренеров больше не находятся в прямой зависимости от их доходов: не выдерживающие глобальной конкуренции спортсмены у нас продолжают претендовать на доходы на уровне выдающихся мастеров своих видов! Однако здесь вряд ли что-то изменится, пока большой спорт рассматривается Кремлем в рамках логики политического противостояния России с другими странами, прежде всего с коллективным Западом. А значит, у нас и дальше те же футболисты-миллионеры будут весь матч ходить по полю — даже при пустых трибунах…
Камил Гаджиев
Президент промоутерской компании AMC Fight Nights Global о будущем ММА
Pop-MMA, кулачные бои, уже стали достаточно популярны и в ближайшие годы будут в тренде, но к 2030 году сойдут на нет. А обычный MMA будет считаться классикой, но, наверное, примет какие-то фишки из кулачных боев.
MMA как спорт стал популярным с появлением Pride Fighting Championships — организации, существовавшей с 1997 по 2007 год в Японии. В эту эпоху начали проводиться турниры, известные по всему миру. Японцы делали акцент на фриковые истории, колоритных персонажей — в общем, на медийную составляющую. Затем пришла эпоха UFC, которая выкупила Pride. Все стало серьезнее: прозрачная система назначения поединков, рейтинги, вовлечение фанатов. В общем, чемпионы UFC стали самыми сильными людьми мира в своих весовых категориях. Позже, с появлением таких парней, как Конор МакГрегор, UFC стало походить на Pride — на первый план снова выходит медийность. Наступила золотая эра ММА — когда высокий уровень профессионализма бойцов UFC удачно дополнился атмосферой Pride.
В ближайшие годы гегемонию UFC никто не нарушит, но ее ждет стагнация, поиск новых форматов, возможностей. Думаю, к 2030 году правила будут изменяться: либо появится сквозное судейство, либо изменится формула боев, либо экипировка станет иной. Будет расти вовлеченность зрителей — со временем едва ли не болельщики будут определять, что хотят видеть.
Ближайшие перспективы MMA на Олимпийских играх я оцениваю невысоко. Но через 20 лет — почему нет? Мир меняется, и олимпийское движение не может это игнорировать. Уверен, что присутствие ММА на Играх неминуемо.
Роман Русинов
Пилот G-Drive Racing боится заката эры двигателей внутреннего сгорания
Я думаю, что в ближайшее десятилетие нас ждет бум электрификации. Когда-то, наверное, двигатели внутреннего сгорания совсем пропадут из соревнований, хотя мне как пилоту этого очень не хотелось бы. Но еще десять лет мы точно посражаемся на проверенных временем топливных моторах.