Что вы будете есть
Ваши рецепторы не врут. В магазинах теперь редко попадаются овощи и фрукты с ярким вкусом. Разнообразие сортов стремительно сокращается из-за повсеместного распространения индустриального сельского хозяйства. Однако есть еще фермеры, которые ищут альтернативные методы, позволяющие выращивать вкусные продукты без ущерба для окружающей среды. Они делятся на “консерваторов” и “футуристов”. Кто из них победит?
Несмотря на холодный ветер, дождь и позднее время, в штаб-квартире компании Square Roots собралась внушительная толпа. Основатели проекта Кимбал Маск (брат того самого Илона) и Тобиас Пэгс (цифровой гуру) решили показать журналистам, что их огород будущего приносит плоды в любую погоду и в любом месте. На парковке за зданием расположились десять грузовых контейнеров, куда и пришлось отправиться журналистам.
Тобиас элегантным жестом открывает дверь одного из контейнеров, и толпу заливает волшебным фиолетовым светом. Внутри расположены вертикальные “грядки”, где под чутким присмотром электроники, обеспеченные искусственным освещением и питательными растворами, растут салат, мята и базилик. Маск и Пэгс утверждают, что у них в одном контейнере помещается столько же растений, сколько у обычного фермера на одном гектаре, а техническую начинку для такого огорода будущего можно найти в любом городе Земли. Конечно, зимой в заснеженном Бостоне не проблема купить свежий салат. В это время года его доставляют с ферм, расположенных в солнечных Калифорнии и Аризоне. Однако компания Square Roots выросла из идеи, что возможны варианты и получше. Во-первых, уже давно подсчитано, что за те пять дней, которые свежая зелень путешествует с грядки до полки супермаркета, она теряет большую часть витаминов и полезных веществ. Во-вторых, при выращивании растений на вертикальных грядках тратится существенно меньше воды, чем при традиционном огородничестве.
А тем временем в 50 километрах к северу от Бруклина — в деревне Покантико-Хиллс — процветает совершенно противоположенный подход к выращиванию съедобных растений. Там расположен ресторан Blue Hill at Stone Barns, который на протяжении многих лет регулярно входит в рейтинг “50 лучших ресторанов мира” по версии журнала The Restaurant Magazine. При ресторане есть ферма Stone Barns Center, на которой выращивают съедобные растения и животных, используя технологию регенеративного сельского хозяйства. Спустя пару дней после презентации Square Roots я гуляю по угодьям Stone Barns Center вместе с директором “фермерского” подразделения компании Джеком Элджи. С одной стороны тропинки пасутся коровы и овцы, с другой — резвятся козы. Конечная точка нашего маршрута — теплица площадью 20 соток. Влажный воздух, черная жирная земля, из которой буквально на глазах лезут вверх ростки чего-то вкусного, на заднем плане листья салата, похожие размером и формой на уши если не слона, то слоненка точно. В этой обстановке одетый в рабочую фланелевую рубашку директор чувствует себя как дома. Он не подведет своего коллегу — шеф-повара Blue Hill at Stone Barns Дэна Барбера.
На первый взгляд ребятам из Stone Barns Center и Square Roots нечего делить. Они примерно про одно и то же. Однако стоит им начать спорить про то, как правильно выращивать салат, хочется убрать подальше вилы и тяпки. Мужчины горячатся не на шутку.
Барбер: “Кимбал действительно умный человек, но единственная причина, по которой он хочет, чтобы все ели зимой салат, заключается в том, что он больше ничего не может вырастить в своих контейнерах. Если бы у него росла репа, он бы боролся за то, чтобы зимой на столах у всех американцев была свежая и полезная репа. Мне он нравится как человек, но давайте будем честными — фермер из него вряд ли получится”.
Маск: “Думаю, что в глубине души Барбер со мной согласен. Но ему приходится трудно. Он видит, как рынок движется в сторону выращивания продуктов в искусственно созданных условиях, и ему эта тенденция не нравится”.
Повод для беспокойства действительно есть — в таких спорах решается, в частности, кому дадут миллиардные инвестиции, а если говорить в общем и целом — судьба еды на планете. За последние 50 лет крупные агропроизводители захватили под монокультурное сельское хозяйство почти всю обрабатываемую землю. Промышленные методы выращивания растений дают повышенные урожаи, но за них приходится платить, например, снижением разнообразия на полках магазинов. По данным Международного фонда развития сельских территорий, за последние 80 лет с лица Земли исчезло 93% сортов сельхозпродукции. Так, например, в 1903 году существовало 497 сортов салата, а к 1983 году сохранилось всего 36. Индустриальное сельское хозяйство настолько сильно зависит от химических удобрений и настолько сильно загрязняет почву и воду, что в 2013 году на конференции по торговле и развитию ООН было принято решение о стимулировании перехода к “зеленым” сельхозтехнологиям.