Твой выход – публика ждет!
Надо сделать важный доклад или представить клиентам проект, а у тебя от страха коленки дрожат и мысли в голове путаются? Как взять себя в руки?
В наше время публичными людьми становятся не только политики и артисты. Выступления на конференциях и совещаниях, презентации для клиентов, комментарии для прессы – все это стало неотъемлемой частью жизни врачей, педагогов, финансистов, работников сферы ЖКХ и других специалистов. Как поймать правильный настрой перед публичным выступлением и справиться с волнением, чтобы донести до слушателей свои идеи?
Дышим и держим паузы
Любая эмоциональная реакция в нашем организме в первую очередь меняет ритм дыхания. Зная об этой закономерности, можно использовать ее для борьбы с волнением. Равномерное и спокойное дыхание позволяет усмирить сердцебиение, унять дрожь и уменьшить потоотделение. Также оно влияет на ритм и темп речи, что непосредственно связано с впечатлением слушателей от твоего выступления.
■ Представь, что тебе подарили розу, и ты вдыхаешь ее аромат, а затем стараешься сохранить воспоминание о нем. Вдохни запах этой воображаемой розы несколько раз – и ты заметишь, что дыхание стало ровнее. Кстати, если есть аромат, который способен подбодрить тебя и улучшить настроение, можешь надушить им запястье и во время выступления заряжаться положительными эмоциями, незаметно вдыхая его, когда подносишь к лицу руку, чтобы поправить очки или прядь волос.
■ Старайся вести борьбу с волнением в два приема – примерно за полчаса до выступления и непосредственно перед выходом к слушателям. Для наглядности представь, что тебе преподнесли сначала один букет, затем второй, поэтому ты их нюхаешь с небольшой разницей во времени.
■ Если ты склонна к ускорению темпа речи во время волнения, заставляй себя делать паузы примерно после каждых пяти предложений.
■ Забудь о театральном правиле «Чем больше актер, тем больше его пауза». Длительные остановки в речи заставляют слушателей думать, что ты потеряла мысль или сама не уверена в правильности своих идей. Если тебе требуется время, чтобы подобрать слова, заполняй тишину вводными словосочетаниями, например: «Таким образом, мы можем видеть, что…», «Следовательно, можно сделать вывод о том...»
Ищем лицо в толпе
Когда человек волнуется, выступая на публике, ему кажется, что большинство слушателей испытывают к нему негативные эмоции – раздражение, пренебрежение или, по крайней мере, скуку. Чтобы получить положительную обратную связь от зала, необходимо найти среди сидящих людей человека с наиболее доброжелательным лицом и значительную часть своего выступления адресовать именно ему. Конечно, придется поглядывать и на других слушателей, чтобы они не почувствовали себя лишними на мероприятии. Скользи по ним доброжелательным взглядом. Возможно, через некоторое время ты заметишь, что в зале появилось несколько внимательных слушателей, и ты сможешь смотреть на них гораздо смелее.
■ В качестве кандидатов на доброжелательное «лицо в толпе» могут быть люди, с которыми тебя связывают отношения, не вызывающие стресса. Может, это коллега, с которым ты дружишь, или клиент, с которым ты знакома весьма поверхностно, но успела составить о нем мнение как о неконфликтном и воспитанном человеке.
■ Поворачиваясь к выбранному тобой «лицу», слегка улыбайся и добавляй своему голосу внушительности, как бы пытаясь убедить слушателя. Наблюдая со стороны за вашим взаимодействием, остальные присутствующие будут невольно сосредоточиваться на содержании твоего выступления: ведь каждый из них подумает, что может стать следующим, на кого обратится твой внимательный взгляд! Тишина и рабочая атмосфера позволят тебе лучше контролировать эмоции.
■ Не поддавайся волнению, если увидишь, что кто-то из присутствующих уткнулся в телефон или шепчется с соседом. Просто запомни этих людей, чтобы в случае замечаний или неудобных вопросов с их стороны посетовать на то, что они, вероятно, упустили большую часть твоего доклада. Если переговоры в зале тебе мешают, так и скажи – тактично, но твердо: «Мне важно, чтобы сказанное мной было чем-то полезно вам, поэтому прошу дать мне возможность не отвлекаться на шум и не тратить зря ваше время».
■ Откажись от соблазна посмотреть на реакцию тех слушателей, с которыми у тебя сложились конкурентные или неприязненные отношения. Игнорируя их лица, ты, во-первых, лишишь их удовольствия продемонстрировать свое пренебрежение, а во-вторых, избежишь дополнительного волнения.
Улыбаемся и машем
Как бы сильно ты ни переживала, твое лицо и поза должны выражать радость и гордость от чести выступить перед аудиторией. Значительную часть информации люди получают через невербальные сигналы, поэтому от твоего выражения лица и жестов зависит общее впечатление слушателей. Выйдя из зала, они забудут больше половины произнесенных тобой слов, однако запомнят уверенность и увлеченность или, наоборот, растерянность. Накануне выступления продумай свой образ, начиная с костюма, прически, аксессуаров, макияжа и заканчивая громкостью голоса и общим посылом, который стоит за твоей речью.
■ Следи за тем, чтобы твой образ и тон изложения не ассоциировались с «училкой» или, наоборот, с учеником, отвечающим у доски. Выбери нейтральный стиль поведения, предполагающий доброжелательность, внимание к потребностям слушателей и уважение к иным точкам зрения. В начале выступления постарайся показать свой настрой: уточни, всем ли хорошо видно презентацию и слышно твой голос.
■ Заготовь несколько шуток и ироничных замечаний, которые будут уместны в разных частях выступления. Юмор оживляет доклад и оставляет положительное и яркое впечатление. Но не рассчитывай заранее на дружный смех в зале: считай успехом несколько одобрительных кивков или легкие улыбки слушателей. Подготовленные шутки можно записать вместе с основными тезисами доклада. Поскольку гораздо лучше читать речь «не по бумажке», то позаботься о внешнем виде «шпаргалки»: пусть она будет небольшой, аккуратной и удобной для чтения.
■ Если ты чего-то не знаешь или не уверена в правильности своих слов, не признавайся в этом! Используй возможности богатого русского языка и всячески уходи от прямого ответа. Например, сделай акцент на том, что обсуждаемый вопрос требует дальнейшего исследования. Можешь также переложить ответственность на слушателей, спросив у присутствующих их мнение. Если никто не ответит, ты сможешь резюмировать: «Вот видите, очень многие затрудняются дать однозначный ответ!» Если же кто-то захочет высказаться, то, независимо от содержания его комментария, поблагодари его за интерес к проблеме и инициацию дискуссии.
У тигра в клетке
- Именно так порой чувствуют себя сотрудники, которых вызвали «на ковер» к начальству. Чтобы не нервничать, используй описанные дыхательные приемы. Каким бы грозным ни был босс, не представляй его кровожадным монстром. Лучше проникнись сочувствием: на нем лежит ответственность за все происходящее.
- Если предстоит неприятный разговор и тебе придется давать объяснения в свое оправдание, помни: твоя основная цель – не позволить отклониться от конструктивного обсуждения допущенных ошибок и мер по их устранению.
ЕСЛИ ТЕБЕ ЗАДАЮТ ОСТРЫЕ ВОПРОСЫ, ПОСТАРАЙСЯ СНИЗИТЬ ГРАДУС НАПРЯЖЕННОСТИ, начав свой ответ словами: «Большое спасибо за очень интересный (своевременный/правильный) вопрос!» Тем самым ты покажешь свою лояльность и уменьшишь уровень агрессии у оппонента.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru. Текст: Мария Баулина
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl