Преподаватели рассказали о том, как новый формат учебы сказался на их работе

ЛизаОбщество

Держим дистанцию

Наши герои, преподаватели, честно рассказали о том, как «ковидный» формат учебы сказался на их работе. Настолько честно, что их имена пришлось изменить. Все остальное – чистая правда и хорошая пища для размышлений.

Удаленное, дистанционное обучение (или коротко – дистант), введенное в экстренном порядке во всех российских школах из-за пандемии коронавируса, внесло свои коррективы в жизнь детей, их родителей и, конечно, учителей. И уроки, которые он преподал и, вероятно, еще преподаст, мы запомним навсегда.

Героями этой статьи стали три преподавателя из разных частей России – Москвы, Омска и Якутска. Почему дистант никогда не сможет заменить классическое очное образование, из-за чего сбор домашних заданий растягивается на сутки, а учителям приходится работать по 12 часов в день...

История № 1

«Мне дистанционное образование понравилось. В целом это очень удобный инструмент. Если еще платформу правильно подобрать, то вообще классно. Но есть ключевое «но»! Дистант крут как дополнительный инструмент, однако никогда не сможет заменить полноценное образование. И это не только мое мнение.

Дистант нужно использовать в совокупности. Это очень классный подстраховочный вариант. Например, когда зимой морозы и занятия в школе отменяют. Если встанет вопрос, отменять занятия или переводить на дистант, то второй вариант, конечно, лучше.

Еще через дистант можно организовывать дополнительные занятия, что и делают в некоторых школах

Можно работать с детьми, которые по разным причинам обучаются дома. Дистанционка дает возможность не прерывать обучение, несмотря на обстоятельства, но заменить классическое образование не может. Хорошо, что власти прислушались к учителям и, несмотря на риск, школы с 1 сентября открыли для очного обучения.

Недостатки

Количество уроков. По санитарным нормам ребенок не может 6 уроков просидеть за компьютером. Поэтому на дистанте проводили 3, максимум 4 урока в день. Это очень сказалось на качестве образования. Количество материала, которое дети должны были освоить за 6 занятий, приходилось сильно ужимать или сокращать вовсе.

Сами уроки стали короче – по 30 минут. Этот момент тоже влиял на качество – приходилось давать меньше материала, некоторые детали опускать. Из-за этого информация становилась более плоской и менее всеобъемлющей.

Полное отсутствие контроля посещаемости. Если при очном обучении ребенка нет на уроке, то его нет в школе в принципе. На дистанте очень сложно уследить за этим.

Теряется эмоциональная связь «учитель-ученик». На обычных уроках, когда я что-то рассказываю, то всегда задаю вопросы ребятам, смотрю на их реакцию. А на дистанте я этого не мог делать. Смотрел в экран, а там только ники и аватарки. Терялась важная эмоциональная связь «учитель-ученик». Школьники, конечно, не догадываются о необходимости этой связи, но они тоже перестают ее чувствовать – у них быстро пропадает мотивация что-то делать.

Обратная связь. С учеником почти никакой обратной связи. Да, есть чат, но это не то. Кроме того, дистант практически исключает визуальный контакт с некоторыми учениками, потому что не у всех есть вебка на ноутбуках или на компьютере. Многие с телефона сидели. Также микрофоны не у всех работали или были не очень качественными.

Через экран некоторым учителям практически нереально так же ярко проявлять свою харизматичность, которая зачастую цепляет детей во время уроков. Чтобы уметь сохранять этот энергетический посыл и настрой, нужно быть суперспециалистом именно в дистанционном обучении.

Нельзя при дистанционном образовании проводить некоторые виды работ. Про групповые работы в привычном понимании можно забыть. Есть, конечно, программы, с помощью которых можно создавать группы, но это все не то. Полноценную групповую работу провести невозможно. Например, дискуссию по какому-то важному вопросу организовать нереально. Даже если это делать через «Скайп» или «Зум» с использованием микрофонов и вебки. Исчезает важный фактор – у детей нет возможности поспорить, во время оживленных обсуждений привести какие-то аргументы.

Есть отдельная профессия «преподаватель дистанционного образования». Там свои методики. Мы эти методики не очень хорошо знаем, а наши, классические, не до конца хорошо работают в таком формате.

Это не очень хорошо, так как важно, чтобы дети не только слушали, но и были задействованы как-то. Но во время дистанта лекции неизбежны, так как нет возможности проконтролировать то, что и как дети делают.

Когда ученики работают с текстом в классе, ты можешь подойти, помочь им в чемто, подсказать, а здесь ты не можешь этого делать. Исключительно лекции – это не эффективно, особенно для детей. Это, наверно, главный недостаток.

Смешные моменты во время дистанта тоже были. В марте, когда только все началось, ученики подключались под никами. Очень часто это были логины их мам. Особенно у 7-классников. У некоторых родительниц были очень забавные ники а-ля «пупсик72». Смешно было, когда я задавал вопрос, а отвечал этот «пупсик». Забавные моменты были и с аватарками, там были картинки, которые ставили родители для своих аккаунтов. Ведешь урок, а перед тобой не лица учеников, а изображение камеры (если нет вебки) или котики какие-нибудь».

Алексей Калинин, учитель истории и обществознания, г. Москва

История № 2

«У нас люди в целом оказались не готовы к дистанту. Основной проблемой был менталитет маленького населенного пункта.

Большая часть детей и родителей оказались не приспособлены к самостоятельному изучению предметов в формате дистанционного обучения.

Очень сильно повлияла и плохая техническая оснащенность. Особенно в отдаленных регионах. Да, в центре России все хорошо, у них там нет проблем с Интернетом, но здесь во многих населенных пунктах это настоящая головная боль.

Из-за плохой связи дети не могут нормально пользоваться платформами с вспомогательной информацией.

В нашем регионе очень большая удаленность населенных пунктов друг от друга. До сих пор сохранились поселки, где отсутствует интернет. О каком дистанте может идти речь в таких условиях?

Я считаю, что подобный формат должен быть выборочным, а не повсеместным. Конечно, мы пытаемся выполнять требования – находим пути, обходим острые углы. Но и до, и после дистанта эти моменты будут доставлять неудобства».

Ирина Алексеева, заместитель начальника управления образования Республики Саха, Якутия

История № 3

«Этот формат обучения стал неожиданностью для всех участников образовательного процесса – учителей, родителей и детей. Сложность была даже не в том, что у некоторых учителей не оказалось необходимой техники. Большей проблемой стало то, что ряду педагогов было сложно работать с новыми платформами и формами дистанта.

Влиться в эту информационную среду человеку, который всю жизнь работал буквально с мелом в руке у доски, было очень сложно. Я говорю не обо всех, но многие стажисты испытывали такие трудности. Один большой подводный камень. Не было конкретного алгоритма действий по корректировке учебных программ и окончанию учебного года. Никто не объяснил, как с учетом всего этого выставлять итоговые оценки. Без контрольных, без промежуточной аттестации. Каждая школа варилась в своем котле.

Дистант – это один большой подводный камень

12-часовой рабочий день

С позиции заместителя я очень болела и переживала за учителей, особенно в те моменты, когда в Интернете появлялись аудиозаписи от родителей, которые нецензурно выражались в адрес педагогов – обвиняли их в ничегонеделании, в частности. В нашей школе такого не было, но за коллег было обидно.

Меня это очень оскорбляло, потому что я знаю, как работали учителя. Знаю, что они сидели на работе с утра до ночи. Обычно день учителя ограничен несколькими уроками и парой часов проверок домашних заданий.

В случае с дистанционкой все было иначе. Учитель должен был быть на связи с ребенком постоянно – в Дневник.ру, в мессенджерах или по видеосвязи. На сбор домашнего задания уходило иногда несколько дней, а не пара минут, как во время обычного урока, потому что дети в разное время присылали работы – могли даже и ночью отправить. Первые две недели дистанта бедные учителя проводили за компьютером по 12 часов или больше. С красными глазами проверяли все задания и готовили планы уроков. Граница между рабочим и нерабочим временем стерлась. После мы уже поняли, что нужно ограничивать свой рабочий день, иначе он становился просто бесконечным.

Многие родители по всей стране в очень претенциозной форме говорили учителям о тех неудобствах, которые они испытывают во время дистанта, словно мы во всем этом виноваты. Но мы-то тут ни при чем. Не мы придумали коронавирус.

Нам было не легче. Учителя очень скучали по детям. Мы буквально готовы были кричать: «Верните нам детей!»

Полное обнуление

Внимание детей, конечно, было сложно удерживать. Во-первых, не все приходили в «Зум» на урок, потому что то одно, то другое. Например, родители, которые работают, не могли проконтролировать, проснулся ли их ребенок вовремя и зашел ли он в конференцию. Также не у всех были необходимые гаджеты или их было недостаточно. Как в случае, когда в семье двое детей и у них одновременно начинались занятия.

Это все ухудшило качество образования, но при этом успеваемость улучшилась. Этот парадокс объясняется тем, что дети могли списать все что угодно. Отличников сразу стало больше. Но что кроется за этой отметкой? Дистант обнуляет все знания».

Мария Андреева, заместитель директора СОШ, Омск

Тебе есть что рассказать и ты хочешь стать нашей героиней? Пришли свою историю и фото на liza-magazine@burda.ru

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Самый точный метод или ненужная привычка? Самый точный метод или ненужная привычка?

Какие простые правила помогут комфортно сбросить вес без жестких ограничений

Лиза
Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол

Саша Золотовицкий — о том, в чем разница между абсурдом и безумием в театре

Ведомости
Не жизнь, а сплошное расстройство Не жизнь, а сплошное расстройство

О жертвах обсессивно-компульсивного расстройства

Cosmopolitan
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы

Почему зумеры выбирают вместо корпоративной стабильности предпринимательство?

Forbes
Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста

Крайне необычный варианты гастрономической пары к пиву

Maxim
Инвесторы стали избирательнее и осторожнее Инвесторы стали избирательнее и осторожнее

Агробизнес продолжает планировать инвестиции в развитие

Агроинвестор
Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями

Люди плохо представляют, сколько они на самом деле спят

ТехИнсайдер
«Важно запасть в душу потребителю» «Важно запасть в душу потребителю»

Как государство поддерживает экспортеров

Эксперт
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
Кто живет на чердаке Кто живет на чердаке

Как оформить квартиру в стиле лофт, не ломая стены

Лиза
Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели

Bed rotting: обычная лень или способ восстановить силы?

Forbes
В своем праве В своем праве

Как вернуть деньги за некачественный товар или услугу

Лиза
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива» С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива»

О силе традиций, народной музыке, женской дружбе и не только – в нашем интервью

Лиза
Диета одного дня Диета одного дня

Сутки в неделю без животных продуктов – в чем польза

Лиза
Едем в Гагры? Едем в Гагры?

Самые популярные курорты СССР, где отдыхали наши бабушки и дедушки

Лиза
Без паники Без паники

Как не дать гиперответственности превратить жизнь в постоянный стресс

Лиза
Зеленый доктор Зеленый доктор

Чем больше «травы» – тем меньше вес

Лиза
Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы

Волонтерские программы в России: от Камчатки до Санкт-Петербурга

Forbes
Регионы России, которые сильнее всего пострадали от внутреннего туризма Регионы России, которые сильнее всего пострадали от внутреннего туризма

Россияне открывают Алтай и Калининград... но не везде к этому готовы

Maxim
Камерно и точечно Камерно и точечно

Софья Синицына и ее год положительной трансформации

OK!
В школы вернут лучшие традиции и будут отчислять за плохое поведение В школы вернут лучшие традиции и будут отчислять за плохое поведение

Интегральные оценки и оценки за поведение вновь появятся в образовании

Монокль
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Непотопляемый Непотопляемый

Амфибии Amphicar, выпущенные более 60 лет назад, до сих пор в строю

ТехИнсайдер
Главная по костюмам: как Эдит Хэд одевала Голливуд и получила восемь «Оскаров» Главная по костюмам: как Эдит Хэд одевала Голливуд и получила восемь «Оскаров»

История Эдит Хэд — самой титулованной женщины за всю историю премии «Оскар»

Forbes
Ромео и Джульетта. Еще раз про любовь Ромео и Джульетта. Еще раз про любовь

Откуда взялся сюжет «Ромео и Джульетты»? И зачем писать письмо героине Шекспира?

Караван историй
Что о вас говорит ваше любимое спортивное упражнение? Что о вас говорит ваше любимое спортивное упражнение?

Наши любимые упражнения могут зависеть от типа нашей личности!

ТехИнсайдер
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
Открыть в приложении