Спустя несколько лет выслушал от народной артистки много обидных слов

Караван историйЗнаменитости

Валерий Боровинских: Грехи моей молодости

Я уже жил с Ирой Климовой, когда однажды в Театре имени Моссовета повстречал бывшую тещу — Маргариту Борисовну Терехову и спустя несколько лет после развода с ее дочерью выслушал от негодующей народной артистки много обидных, но справедливых слов.

Записала Анна Ванденко

На Валерии: Костюм Strellson, платок и бутоньерка Riot Direct

Они были очень близки — Маргарита и ее дети, я всегда чувствовал их единство, будто невидимые скрепы держали родных людей вместе. Но пока жили с Аней, Терехова не позволяла себе вмешиваться в наши отношения. Только когда семья распалась и что-то в воспитании нашего сына Миши пошло не так, бывшая теща обвинила в этом меня — назвав отцом, который освободил себя от всяческих обязательств.

Наверняка она и раньше высказывала свое мнение дочери, но в тот раз под горячую руку попался я. Сегодня полностью соглашусь с Маргаритой Борисовной. Произнеси я твердое нет, когда Аня решила дать Мише фамилию второго мужа — актера Николая Добрынина, окажись чуть настойчивее в желании видеть сына, она не пошла бы на принцип. Но случилось так, как случилось...

Мы расстались через без малого три года после рождения Миши, а увидел я его в первый раз после развода, когда мальчику было почти одиннадцать. Аня позвонила, сказала, что разошлась с Добрыниным, и спросила, не хочу ли встретиться с собственным ребенком. «Конечно!» — ответил я.

Фото: Н. Логинова/Photoxpress.ru/Премьера фильма «Виват, Анна!»

Мы с Ирой собирались на машине в Челябинск навестить моих родителей, вот и предложил: пусть Миша поедет с нами, повидает бабушку с дедушкой, у которых прожил несколько месяцев, пока мы с Аней оканчивали ГИТИС. Встретились на Тишинской площади возле памятника с символичным названием «Дружба навеки» Зураба Церетели. «Это Валера, — представила меня Аня, — папа, который произвел тебя на свет».

При взгляде на сына словно увидел себя в детстве. Только Миша казался более замкнутым и неразговорчивым. Дорога до Челябинска долгая, сидя за рулем, вспоминал, каким сам был в Мишкины годы, чтобы найти подсказку, ключик к своему вновь обретенному наследнику. «Возможно, — подумалось, — рассказ о моем пути в Москву на театральную сцену покажется ему интересным и у нас появятся темы для разговора?»

Челябинское детство было пронизано спортивным духом. Чем только не занимался — и хоккеем, и футболом, но последним увлечением стал бокс. Я рос дворовым пацаном и прошел суровые уличные университеты. Родители, мама — главный бухгалтер, папа — монтажник, с утра до вечера пропадали на заводе. Старшая сестра посещала музыкальную школу. Я тоже начал учиться музыке, но бросил, устыдился немужского занятия.

В восьмом классе, когда свою состоятельность уже не раз доказал кулаками, друг позвал в студию пантомимы. Вроде бы глупость — из бокса идти в лицедеи. Но пантомимой занимались девушки! Ожидания не обманули. Красавицы в обтягивающих лосинах демонстрировали прекрасную растяжку и грацию. Бокс был заброшен, и я, преодолев стеснительность, влился в творческий коллектив. Отточив мастерство, мы стали ездить на гастроли, и в 1978-м я впервые добрался до столицы. Наша студия выходила на сцену Дворца съездов в массовке на концерте в честь делегатов очередного комсомольского съезда. Жили мы в гостинице «Орленок». Воробьевы горы, улица Косыгина произвели на меня неизгладимое впечатление. Дал себе слово: «Когда-нибудь приеду в Москву и останусь тут жить».

В восьмом классе, когда я (справа) уже доказал свою состоятельность кулаками, друг Игорь Голубицкий (в центре) позвал в студию пантомимы. Фото: из архива В. Боровинских

Подошел призывной возраст, и мы с другом Игорем Голубицким — тем самым, который увлек пантомимой, — поехали показываться в ансамбль песни и пляски Свердловского военного округа. Меня взяли, а Игоря распределили в ракетные войска, где он хватанул дозу облучения и облысел. Я смог перетащить его к себе только перед самым дембелем. В коллективе меня научили петь и исполнять народные танцы. А «однополчане» подтянули в вокально-инструментальный ансамбль в качестве солиста.

После службы устроился в Челябинскую филармонию — еще до призыва успел поработать там грузчиком. После восьмого класса я поступил в политехникум, в свободное от учебы время таскал аппаратуру и кофры с костюмами, а параллельно выступал в концертах — бесплатно, за возможность выйти на сцену. Пантомиму показывал в паре с Игорем, который делал это намного профессиональнее, за что был удостоен ставки актера. После армии зарплату положили и мне. В актеры шел сознательно, понимая: политехнический институт, о котором мечталось родителям, мне абсолютно не нужен — никакой я не наладчик станков с программным управлением. Впереди уже грезилась Москва — город соблазнов и возможностей.

Спустя полгода на гастроли в Челябинск приехал ансамбль пародий «Бим-Бом». Слава его гремела по городам и весям: билеты во Дворец спорта на четыре тысячи мест раскупили мгновенно. Нам с другом повезло — артистов филармонии на театрализованные зрелища пускали бесплатно, и мы отправились на выступление «Бим-Бома». Я пришел в восторг, увиденное оказалось куда интереснее пантомимы. В антракте уговорил приятеля пройти за кулисы пообщаться с ребятами. Я согласился бы снова стать грузчиком, лишь бы попасть в их коллектив.

— Нет ли у вас места для хорошего парня? — закинул удочку друг.
Попасть в Москву даже на место грузчика было, поверьте, очень непросто. Работа непыльная — аппаратуру поставил-убрал, а в остальное время тусуешься, ездишь по стране.

— Одна вакансия, пожалуй, найдется, — ответили бимбомовцы.

— А вы чем, собственно, занимаетесь? — спросила солистка Ира Фокина.

— Артист пантомимы, работаю в филармонии.

— Петь умеете?

— Как вы — наверное нет...

В ансамбле все оказались выпускниками «Гнесинки».

— Попробую договориться с Левушкиным, чтобы тебя посмотрел. У нас солист осенью в армию уходит, нужна замена. Стать грузчиком всегда успеешь!

Валерий Левушкин, руководитель коллектива, встретился со мной на следующий день: «Ну, покажи, что умеешь. — Показал «волны», сел на шпагат. — С этим — порядок, а спеть можешь?» Спел как умел. «Честно говоря, в вокале ничего не понимаю, — признался Левушкин.

— Я худрук, а музыкой заведует Теодор Ефимов, который остался в Москве. Пройдешь его кастинг, считай, ты у нас. Приезжай через пять дней в столицу, встречу».

Я потерял покой и сон, без устали репетировал, переживал. Коллектив-то, на который замахнулся, входил в десятку лучших в стране! «Бим-Бом» работал первое отделение, а Владимир Кузьмин — второе, представляете уровень? Сольники во Дворцах спорта собирали!
Встретить меня Левушкин забыл, но я знал его адрес — нашел. Вместе отправились к Теодору Ефимову. Я спел, и судьи вышли перекурить на балкон. «Облажался! — думаю. — Не возьмут... Ну и ладно, пойду грузчиком». Наконец вершители моей судьбы вынесли вердикт:

— Берем. Какие обязательства перед филармонией?

— Должен отработать два месяца, как положено по закону, — стараюсь усмирить удары колотящегося от радости сердца.

— Решай, чувак, как хочешь, но через пять дней должен быть с коллективом в Сочи, у нас сольники в «Фестивальном». Два месяца ждать не станем.

Вернулся в Челябинск и рассказал друзьям о невероятной удаче. Они обалдели.

— Ребята, как же мне уволиться? — прошу совета.

Приятель, известный проныра, подсказал:

— Объясни директору, что возникли проблемы в семье. Ты должен больше зарабатывать и уходишь на завод.

Так и сделал. Директор, выслушав, решил, что намекаю на прибавку к жалованью. Повышать зарплату ему не хотелось, и он меня отпустил. Мама поддержала. Говорила с гордостью: «Надо же! Весь в меня. Валера, езжай!» У нее, кстати, был замечательный голос, как у соловья! Папа соглашался со всем, что говорила жена: «Ну, если мама сказала... вот деньги на дорогу. Не получится, пристроим на завод».

К сожалению, родителей уже нет на свете, но порадоваться за столичные успехи сына они успели.

Трудно передать, что чувствовал, когда впервые вошел в «Фестивальный» — самый крутой и почетный для любого артиста сочинский зал. Казалось, вижу сон, меня вот-вот разбудят и выкинут вон за шарлатанство.

Лето, курортный город, в котором прежде ни разу не бывал, и совершенно новая жизнь впереди, разительно отличающаяся от прежней. В прошлом я на собственной шкуре испытал, каково это — ездить по деревням с концертами челябинской филармонии: два часа трясешься в уазике по ухабам, потом негнущимися пальцами накладываешь грим в туалете деревенского клуба, где зал отапливали всеми подручными средствами, вплоть до костра на сцене...

Я старался сделать все от меня зависящее, чтобы остаться в «Бим-Боме». Мы постоянно гастролировали, в Москве оказывались не чаще двух дней в месяц, на ночлег оставался у Валеры Левушкина и Иры Фокиной. За пару лет объездил с коллективом всю страну. Поначалу готовился заменить уходившего в армию артиста — на сцену вышел только спустя два месяца. Левушкин оказался жестким как Карабас-Барабас, репетиции проводил чуть ли не с хлыстом, потому что он из цирковых. По вечерам лично проверял, чтобы в номерах не было выпивки и девушек, а подопечные, как спортсмены, вовремя ложились спать.

Бимбомовцы беспрекословно мирились с суровой дисциплиной. Мы давали по три «живых» концерта в день и зарабатывали по тем временам огромные деньги — семьсот рублей в месяц. Возможно, кто-то помнит наш номер, где на сцену выскакивали четыре Валерия Леонтьева в кудрявых париках с песней «Был час пик, бежали все куда-то...». А «Землян» пародировали в масках для подводного плавания, затягивая: «Земля в иллюминаторе...» Ансамбль стал популярен еще и потому, что наши номера часто крутили в телепередаче «Утренняя почта».
Не помню, как первый раз вышел на сцену с новым коллективом, но никогда не забуду гастроли в родном Челябинске спустя полгода. Волновался страшно, выступая перед родными и знакомыми: мама с папой сидели в ВИП-ложе, в зале — друзья. В пародии на песню «Крутится волчок» мы перевоплощались в обезьян, я засовывал руку в стеклянную банку, которая служила ловушкой для лапы. В запале случайно разбил банку о колено и обагрил родную сцену собственной кровью.

Другой памятный концерт состоялся в Ленинграде. Левушкин, предвосхищая появление ледовых шоу, предложил Татьяне Анатольевне Тарасовой объединить звезд фигурного катания и артистов «Бим-Бома» в одном концерте и поставил нас на коньки. Это было в 1985 году!
Несмотря на хоккейное прошлое, во втором отделении я сломал ногу и заботами Тарасовой оказался в ЦИТО. Отлежал там три недели. Времени, чтобы поразмыслить, выдалось предостаточно, в итоге пришел к выводу, что из коллектива пора уходить — я из него вырос. Прямо на больничной койке стал готовить программу для поступления в ГИТИС. Приняли меня сразу на второй курс — многие институты делают доборы: выгоняют нерадивых студентов и берут на их место молодежь, уже имеющую сценический опыт. Все члены приемной комиссии смотрели «Утреннюю почту», поэтому проблем на экзаменах не возникло. Осенью предстояло отправиться с курсом на картошку. Пришел к Левушкину и честно сказал:

— Валера, извини, но я поступил в ГИТИС. Ты для меня много сделал, открыл Москву, но хочу двигаться дальше, стать профессиональным актером.

— Ах вот ты как! Во-первых, отработаешь два месяца, а задумаешь своевольничать — уволю по статье. Во-вторых, договорюсь с Шароевым и тебя не возьмут в ГИТИС.

Иоаким Шароев возглавлял курс режиссеров и актеров эстрады. Левушкин вполне мог сдержать обещание, поскольку сам учился в ГИТИСе и повсюду имел связи.

На репетиции являлся понурым, Валера в мою сторону даже не смотрел. За день до отъезда курса на картошку Левушкин протянул трудовую книжку: «На! Вали отсюда!»

В трудовой прочел: уволен в связи с поступлением в ГИТИС. Осталось, значит, человеческое лицо под маской Карабаса!

В колхозе сложились теплые отношения с однокурсниками, ребята ко мне тянулись: я был старше и к тому же имел сценический опыт, о котором другие только мечтали. Познакомился с Аней Тереховой, Андреем Звягинцевым, Ксюшей Талызиной — все мы оказались в одном потоке. Звягинцев поражал интеллектом: рассказывал о раскадровках Тарковского, по эпизодам восстанавливал в памяти шедевры мировой киноклассики... Андрей уже тогда в хорошем смысле болел кинематографом, режиссурой, хотя учился на актерском.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Илья Любимов: «Я долгое время проверял мир на прочность» Илья Любимов: «Я долгое время проверял мир на прочность»

Илья Любимов рассказал о своей семье и о том, как начиналась его карьера

Коллекция. Караван историй
Правила жизни Сергея Бодрова младшего Правила жизни Сергея Бодрова младшего

Правила жизни Сергея Бодрова младшего

Esquire
Юрий Мороз: Юрий Мороз:

Юрий Мороз — о работе с актерами, своей киноистории и «Содержанках»

Караван историй
В форме после родов! В форме после родов!

4 упражнения, которые помогут скинуть набранные за беременность кг

Лиза
Робби Уильямс: Веселиться вы умеете! Робби Уильямс: Веселиться вы умеете!

О России, диете и секрете счастливого брака

Лиза
Бег с препятствиями Бег с препятствиями

Райан Гослинг о новом фильме и старой жизни

Glamour
Способны на многое Способны на многое

Как помочь ребенку раскрыть потенциал?

Psychologies
Освободиться от миражей Освободиться от миражей

Как не заблудиться в мире возможностей и найти свое настоящее предназначение

Psychologies
Костюм решает все Костюм решает все

Лишь на первый взгляд кажется, что облик власти до крайности консервативен

The Rake
Абонент не доступен Абонент не доступен

Почему в жизни часто кажется, что твой любимый не готов к переговорам?

Cosmopolitan
Хозяйка модной горы Хозяйка модной горы

Айсель Трудел обеспечивает москвичек модной одеждой в бутиках и интернете

Vogue
Вздох гения Вздох гения

Жан Кокто оформил виллу на одном дыхании и превратил ее в документ эпохи

AD
Зрелость VS Молодость. Кто кого? Зрелость VS Молодость. Кто кого?

Оставаться молодой в душе – это прекрасно! Но ведь еще лучше, когда на твою фигуру, походку по-прежнему обращают внимание независимо от возраста. На первый взгляд, это не так-то просто, даже кажется, что и пытаться не стоит: время все равно возьмет свое. На самом деле многое зависит от вашего внутреннего настроя и правильных привычек.

Psychologies
10 хитростей, чтобы взбодриться осенью 10 хитростей, чтобы взбодриться осенью

Меньше тепла и солнца, больше стресса. Осенью падает не только температура и листья с деревьев, но и наш жизненный тонус. Журналист и писатель Изабель Артюс делится способами, как не дать ему снизиться до нулевой отметки.

Psychologies
Великий неудачник Великий неудачник

Черчилль терпел поражения чаще, чем одерживал победы

Дилетант
Бывший инженер Google предлагает каждому спрограммировать аналог Pokémon Go Бывший инженер Google предлагает каждому спрограммировать аналог Pokémon Go

Каждый может устроить приключение в дополненной реальности

РБК
Мой босс манипулятор Мой босс манипулятор

Как правильно ответить своему шефу?

Лиза
Кра­со­та решения Кра­со­та решения

Вадим Мошкович — про миллионы, которые он тратит на школу для одаренных детей

Tatler
«Мне говорили — что ты такая прямая, как шпала?» «Мне говорили — что ты такая прямая, как шпала?»

Диана Арбенина о мужском и женском творчестве, драных джинсах и жизни

Русский репортер
Образ нерукотворный Образ нерукотворный

Как маленькая технологическая компания успешно конкурирует с гигантами отрасли

Forbes
Возраст йоги Возраст йоги

Как со временем меняется практика йоги

Yoga Journal
«Больше не верю в институт брака» «Больше не верю в институт брака»

Александр Самойленко о взглядах на семейную жизнь, воспитании сыновей и внучки

Добрые советы
Один день с Нептуном Один день с Нептуном

Он ищет газ и нефть для России. А «ПМ» идет к нему в гости

Популярная механика
Kia cee'd – Ford Focus Kia cee'd – Ford Focus

Эти двое давно уже не возглавляют рейтинги продаж

АвтоМир
Третья жизнь СТС Третья жизнь СТС

Что ждет медиахолдинг, который лишился иностранцев и биржи

РБК
Чудеса, да и только? Чудеса, да и только?

Удивительные совпадения и счастливые случайности

Psychologies
Черная полоса Черная полоса

Бывает, что неприятности и проблемы начинают сыпаться как из рога изобилия

Лиза
Анскулинг: учеба без обязательств Анскулинг: учеба без обязательств

Эти дети не ходят в школу и овладевают знаниями самостоятельно. Причем только теми, которые им по-настоящему интересны. Как жизнь вне школы сказывается на развитии ребенка-анскулера? Оксана Туркина, мать троих детей и консультант по вопросам семейного образования, поделилась с Psychologies нетипичным опытом свободного воспитания.

Psychologies
Фредерик Бегбедер Фредерик Бегбедер

Правила жизни автора «99 франков» Фредерика Бегбедера

Esquire
Борис Грачевский: Борис Грачевский:

Решили с Катей: ответим всем сразу в совместном интервью...

Караван историй
Открыть в приложении