Без дисциплины актер — это катящийся с горы камень

Караван историйРепортаж

Кирилл Зайцев: «Мама сказала: «У актеров такая трудная судьба, давай все-таки моряком»

Марина Порк

Фото: из архива К. Зайцева

«Многое почерпнул из книги «Спецназ «Альфа»: дела и люди», которую перечитал не один раз. Я же понимал, что мне, как зрителю, любопытно было бы узнать, какими спецсредствами пользовались альфовцы. Говорил режиссеру: «Тимур, слушай, там у них есть какие-то ножи, которые стреляют. Это же интересно, это как в фильмах про Джеймса Бонда, нам стоит их показать. Круто выглядит, как портфель-дипломат в момент трансформируется в автомат». И что-то из спецсредств нам продемонстрировать разрешили...»

— Кирилл Андреевич, в вышедшем на экраны фильме «Командир» вы сыграли легендарного руководителя группы «Альфа». Чем вас привлек проект?

— Когда я познакомился со сценарием, то увидел в нем большой потенциал. Фильм основан на реальных событиях, а это всегда способствует быстрому эмоциональному подключению. Уже по сценарию я понимал, что будет интересная психологическая дуэль между моим героем и главарем террористов, дуэль, в которой ты не имеешь права ошибиться, потому что на кону стоят жизни детей. В основе ленты — история спасения заложников из захваченного террористами автобуса в 1988 году в городе Орджоникидзе. Тогда автобус с возвращавшимися после экскурсии детьми захватила банда Якшиянца. Помните, в свое время об этом уже сняли фильм «Взбесившийся автобус»?

— Как не помнить, если роль Якшиянца сыграл мой одноклассник, а ныне народный артист России Игорь Бочкин.

— Видите как. По мне, «Взбесившийся автобус» получился фильмом в большей степени о Якшиянце (в фильме героя зовут Павел Мелкоянц), потому что этот персонаж занимает основное время на экране, по ходу ленты мы узнаем его историю: как, ввиду каких обстоятельств он решился захватить заложников. А подлинными героями той истории были бойцы группы «Альфа» во главе с легендарным командиром Геннадием Николаевичем Зайцевым. До какого-то времени это военное подразделение Комитета государственной безопасности было секретным, мы не знали имен настоящих героев. Имя Геннадия Николаевича тоже нигде не упоминалось — именно он около семи часов вел переговоры с террористом. И нашу картину с полным правом можно было бы назвать «Переговорщик». Разговор был трудным, приходилось постоянно торговаться за жизни детей, хотя возможность штурма была изначально — сотрудники «Альфы» стояли везде. Но это была не шахматная игра. Если в шахматах у игрока есть возможность отдать фигуру, сделать размен и в итоге выиграть, то здесь такая возможность была исключена, потому что дело касалось жизни детей. И это прекрасно понимал и главарь террористов: «Дети — наша валюта, гарантия нашей безопасности. Если мы их отдадим, умрем».

Кирилл Зайцев, 2006 год. Фото: из архива К. Зайцева

— Как вы готовились к роли?

— Несколько раз встречался с Геннадием Николаевичем Зайцевым. Общаясь с ним, получил бесценные знания и впечатления от его личности. Когда рассказывал ему о себе, о том, что я окончил мореходную академию и так далее, у меня было полное ощущение, что он уже ознакомился с моим личным делом. Уж извините, структура такая.

Ездил и в центр «Альфа», расспрашивал сотрудников об их деятельности. Я в фильме не только главный герой, но и креативный продюсер, так как в какой-то момент мои творческие идеи и предложения начали превышать актерские полномочия. Но если мы и создавали какие-то детали, то непременно согласовывали их с Геннадием Николаевичем.

Многое почерпнул из его книги «Спецназ «Альфа»: дела и люди», которую я перечитал не один раз. Я же понимал, что мне, как зрителю, любопытно было бы узнать, какими спецсредствами пользовались альфовцы. Говорил режиссеру: «Тимур, слушай, там у них есть какие-то ножи, которые стреляют. Это же интересно, это как в фильмах про Джеймса Бонда, нам стоит их показать. Круто выглядит, как портфель-дипломат в момент трансформируется в автомат». И что-то из спецсредств нам продемонстрировать разрешили.

«Командир» — не чистой воды боевик, у нас получился фильм необычного формата. Первая его половина — это большая экспозиция в прошлое, где мы рассказываем, что героями не рождаются, героями становятся, показываем, как проходило суровое детство Зайцева на Урале, как он служил в кремлевском полку, как нашел любовь, которую пронес через всю свою жизнь. То есть мы рассказываем об истоках, о периоде формирования и становления личности нашего героя.

Кирилл Зайцев, 2007 год. Фото: из архива К. Зайцева

— Насколько по-актерски сложно играть положительного героя, сделать так, чтобы зрители прониклись к нему симпатией?

— Да, вы правы. Есть свои сложности. У актеров, играющих отрицательных персонажей, всегда есть четкая цель и мотивация, она зачастую в чем-то яснее, чем у положительного героя. Иногда бывает, что мерзавец и негодяй смотрится на экране ярче и харизматичнее, потому что понятны его стремления, а положительный персонаж какой-то уж больно неправдоподобно хороший. Когда Геннадий Николаевич Зайцев прочитал первый вариант сценария, сказал: «Не надо это снимать, история получилась слащавой, герой у вас какой-то уж больно правильный».

И у меня сложилось такое же впечатление. Когда мы разговаривали с режиссером, благо у нас была творческая атмосфера на площадке, я убеждал Тимура: «Понимаешь, это же не робот, не терминатор, а человек со своими слабостями». Если на пути героя в реальной жизни существовало препятствие, которое пришлось преодолевать, его нужно показать. А оно существовало. Геннадий Николаевич страдал от радикулита, приступы которого сильно обострялись, особенно в стрессовых ситуациях. И нам удалось протянуть историю этого недуга через весь сюжет, от того, как герой надорвал спину еще в детстве, до момента, когда ему предложили возглавить военное подразделение, а он отказывался: «Как я буду руководить спецподразделением, если сам не смогу бегать вместе с бойцами с автоматом?» Мы насыщали образ такими житейскими подробностями, чтобы в итоге перед зрителями предстал живой человек, а не супермен.

Факт остается фактом: во время операций, которые проводил Геннадий Николаевич, ни один из заложников не пострадал. И более того, не было ни одной потери личного состава. Это действительно производит сильное впечатление! Плюс я не знаю ни одного другого командира, которого бы бойцы за глаза называли «папой»!

Когда я спрашивал: «Геннадий Николаевич, а в чем заключалась ваша ежедневная работа?», он отвечал: «Я приходил рано, вызывал к себе кого-то и начинал его расспрашивать обо всем, чтобы досконально узнать личный состав, выявить слабые и сильные стороны каждого». Поэтому впоследствии он посылал на задание не абы кого, а конкретного человека, понимая: именно этот боец лучше всего подходит для решения поставленной задачи. Святая обязанность командира — выполнить боевую задачу и сохранить личный состав.

— Герои замечательного фильма о летчицах Великой Отечественной «Воздух» задаются вопросом: что важнее — человек или Родина? Они приходят в авиаполк с мыслью, что важнее Родина, а потом все больше и больше убеждаются в том, насколько важен человек. Как бы ответили вы?

— Скажу так. Человек, конечно, вправе делать что угодно, мы живем в свободном обществе. Он может продавать свой талант, себя, но нельзя продавать и предавать Родину. Это мое мнение.

Кирилл Зайцев в фильме «Командир», 2024 год. Фото: пресс-служба фильма «Командир»

— Вы сыграли почти в трех десятках фильмов. Что непременно должно быть в проекте, чтобы вы согласились сниматься?

— Должна быть роль и какая-то человеческая история, где я бы понимал, что играю. Если выражаться военным языком (все-таки говорим о фильме «Командир»), есть задачи, которые может выполнить и рядовой. Иногда читаю присланный агентом сценарий и вижу: на эту роль можно взять любого начинающего актера, для него это будет хороший старт. А для меня здесь нет ничего по-актерски привлекательного. Я ищу истории, где есть сильные душевные потрясения, которые интересно было бы сыграть, когда требуется пойти на какой-то эксперимент над собой и когда роль становится для тебя вызовом: получится или не получится?

Когда предлагали сниматься в «Движении вверх», я задавался вопросом: «Получится у меня сыграть одного из великих советских баскетболистов, стану ли я убедительным для тех, кто видел легендарный матч с американцами, в котором наша команда победила, не отвернутся ли эти люди от экрана?» В итоге для меня высшей похвалой стали слова знаменитого тренера Владимира Гомельского, сказавшего, что у меня бросок, как у Сергея Белова. Но такое дается только погружением в материал и любовью к теме.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Светлана Светличная. Невиноватая... Светлана Светличная. Невиноватая...

«Если бы не было Анны Сергеевны, Света не стала бы такой известной»

Караван историй
3 вопроса о гипертонии 3 вопроса о гипертонии

Артериальная гипертензия – ведущий фактор риска развития инсультов и инфарктов

Здоровье
In & out In & out

Создатель бренда «Прошуттерия»: мастер-класс по неймингу и корпоративам

Собака.ru
Модный разговор с Владимиром Славским. Глафира Тарханова: «Улыбка — лучший аксессуар женщины» Модный разговор с Владимиром Славским. Глафира Тарханова: «Улыбка — лучший аксессуар женщины»

Стоит ли слепо следовать трендам? Как выбирать одежду для выхода?

Караван историй
Их разыскивает… Их разыскивает…

Кто, по мнению несогласных с официальной версией, мог убить Кеннеди?

Дилетант
Мертвый сон Мертвый сон

«Клаустрофобы: Инсомния»: ирландский хоррор-квест

Weekend
Как страшно жить Как страшно жить

Как изменились запросы клиентов психотерапевтов

Men Today
Человек гейдельбергский получил стрессовый перелом около 300 тысяч лет назад Человек гейдельбергский получил стрессовый перелом около 300 тысяч лет назад

Палеоантропологи исследовали вторую плюсневую кость памятника Седия-дель-Дьяволо

N+1
Больше энергии Больше энергии

14 советов, как разбудить организм, если все время хочется спать

Лиза
Не стригись: эти продукты помогают, если волосы растут медленно и постоянно ломаются Не стригись: эти продукты помогают, если волосы растут медленно и постоянно ломаются

Как отрастить длинные волосы?

VOICE
Строительный материал из золы: химики создали экологичный метод утилизации отходов с тепловых электростанций Строительный материал из золы: химики создали экологичный метод утилизации отходов с тепловых электростанций

Один из наиболее экологичных способов утилизации отходов тепловых электростанций

ТехИнсайдер
На новой волне На новой волне

Почему так важна саморефлексия и как ее в себе прокачать

Лиза
Лариса Лужина: «Я не встречала вечной любви» Лариса Лужина: «Я не встречала вечной любви»

У меня спрашивают: «Что же ты, не могла замуж выйти?» Почему не могла? Могла!

Коллекция. Караван историй
Авианосцы постройки Италии и Испании. Часть 1: Италия Авианосцы постройки Италии и Испании. Часть 1: Италия

Флагманы итальянского флота — авианосцы «Джузеппе Гарибальди» и «Конте Ди Кавур»

Наука и техника
Как США стали сверхдержавой и почему им в этом помогли союзы с диктаторами и Голливуд Как США стали сверхдержавой и почему им в этом помогли союзы с диктаторами и Голливуд

Глава из книги «Американцы и все остальные: Истоки и смысл внешней политики США»

Forbes
Сколько посадок самолета выдерживают шины и почему авиакомпании никогда их не покупают Сколько посадок самолета выдерживают шины и почему авиакомпании никогда их не покупают

Как устроены шины для самолетов и почему они так быстро изнашиваются

Maxim
2 препятствия, которые мешают отделиться от токсичных родителей 2 препятствия, которые мешают отделиться от токсичных родителей

Что мешает жить своей жизнью? Какие шаги помогут выпутаться из токсичной семьи?

Psychologies
Юрий Стоянов: «Я непростой человек, но, мне кажется, не мерзавец» Юрий Стоянов: «Я непростой человек, но, мне кажется, не мерзавец»

Я стал знаменитым ради женщин. В профессию пошел, чтобы нравиться им

Коллекция. Караван историй
Красный рынок Красный рынок

После октября 1917 года Эрмитаж начали распродавать – и даже не очень дорого

Правила жизни
Поиск себя, детективы и любовь: 10 удачных экранизаций женских романов Поиск себя, детективы и любовь: 10 удачных экранизаций женских романов

Удачные экранизации романов, написанных женщинами

Forbes
Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Правила жизни
6 фильмов о дружбе, одержимости и соперничестве между женщинами 6 фильмов о дружбе, одержимости и соперничестве между женщинами

Фильмы, где связанные узами женщины переживают кризис идентичности

СНОБ
«Обывательщину на прицел!», или Как в эпоху НЭПа в СССР боролись с мещанством, но не преуспели «Обывательщину на прицел!», или Как в эпоху НЭПа в СССР боролись с мещанством, но не преуспели

Прежде чем рассмотреть мещанина, стоит задаться вопросом: а что же он такое?

Наука
Фантазировать и\или желать Фантазировать и\или желать

Как способность создавать в воображении миры может помешать жить в реальности

Psychologies
Семь правил внутренней гармонии Семь правил внутренней гармонии

Если заботиться о себе, достичь внутренней гармонии не так сложно

Здоровье
Путешествие в кино Путешествие в кино

Сколько стоит поездка по местам съемок популярных фильмов и сериалов

Деньги
5 ярких мистификаций в истории русской литературы 5 ярких мистификаций в истории русской литературы

В мире русской литературы мистификация занимает особое место

Maxim
Практика добаюкивания: как перепрожить свой детский опыт и дополучить родительскую любовь Практика добаюкивания: как перепрожить свой детский опыт и дополучить родительскую любовь

Клинический психолог рассказывает о том, как и зачем перепроживать детство

Psychologies
Мадонна Мур Мадонна Мур

Главный редактор Алиса Жидкова встретилась с журналистом Мадонной Мур

Grazia
Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом

София Ионеску — первая женщина-врач, которая провела операцию на головном мозге

Forbes
Открыть в приложении