Денежки к Гавриле так и плывут, - говорили в Москве о Солодовникове

Караван историйИстория

Гаврила Солодовников. Скупой меценат

"Ты не смотри, что сюртук на нем старый, замасленный, картуз грязен и сапоги скособочены, - говорили в Москве о Солодовникове, - денежки к Гавриле так и плывут. Сначала в тысячах считал, теперь и до мильонов дошел".

Нина Белова

0:00 /
1714.312
Название

Каково состояние купца на самом деле — никто толком не ведал. Знали, что начинал выходец из провинциального Серпухова с крошечной мануфактурной лавки и богатство свое наживал ростовщичеством. Жук при этом был изрядный: должников без нужды не тревожил, дожидался, когда срок уплаты истечет, тут и предъявлял вексель — донага раздевал. И когда в мае 1901 года его не стало — никто особенно не расстроился.

В назначенный день и час все заинтересованные лица явились в нотариальную контору, где должны были огласить завещание миллионера. Пришли и сыновья Петр с Андреем, питая надежду, что именно они — наследники отцовских капиталов.

Нотариус Николай Львович Ясинский не спеша начал зачитывать текст завещания: «Гаврила Гаврилович Солодовников, проживающий в Москве, в Яузской части, по Гусятникову переулку в собственном доме....» И по мере того как озвучивалась последняя воля усопшего, присутствующие теряли дар речи.

Выяснилось, что имущество Солодовникова оценивалось в 20 миллионов 977 тысяч 700 рублей — совершенно немыслимые по тем временам деньги!

Из них 830 тысяч он выделяет родственникам и знакомым: 300 тысяч сыну и душеприказчику Петру — члену совета директоров Нижегородско-Самарского земельного банка, 50 тысяч — второму сыну Андрею, технику путей сообщения, 50 тысяч — сестре Людмиле, 10 тысяч артельщику солодовниковского пассажа Степану Родионову, столько же писарю пассажа Михаилу Владченко и так далее.

Но подлинной сенсацией стала вторая часть завещания. Оставшиеся 20 миллионов 147 тысяч 700 рублей Солодовников жертвовал на благотворительность: треть на строительство школ и приютов в родном Серпухове, треть на устройство земских училищ в разных губерниях России — Тверской, Архангельской, Вологодской, Вятской, и еще треть — на строительство дешевого жилья для неимущих в Москве.

Газеты запестрели сенсационными сообщениями. Москвичи изумлялись — не было в Первопрестольной человека скупее Гаврилы Солодовникова. Над каждой копейкой дрожал. По слухам, заставлял своих арендаторов привозить ему пустые ящики, которыми топил печи в своем доме в Гусятниковом переулке у Чистых прудов. Прислугу допекал требованиями отыскать исчезнувший пятиалтынный. В Сандунах не спрашивал, сколько должен, — молча совал банщику двугривенный и был таков. По улицам и в дождь, и в снег только пешком ходил.

Начинал выходец из провинциального Серпухова с крошечной мануфактурной лавки и богатство свое наживал ростовщичеством. Фото: Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей

Раз по какому-то случаю взял извозчика, гривенник заплатил, так разговору было по всей Москве.

— Солодовников на извозчике ехал! — восклицали одни.
— Быть того не может! — не верили другие. — Он скорее с Ивана Великого вниз головой бросится, чем извозчику заплатит.

Потом все-таки завел собственный выезд, который, по словам газетных фельетонистов, представлял собой «трясущиеся дрожки, запряженные парой тощих росинантов». К тому же задние колеса у экипажа были на мягком ходу, а на передних шины вовсе отсутствовали — хозяин считал, что кучер «и так поездит».

Еще он страшно экономил на еде. И это в Москве, где на пятак можно щей заказать, на три копейки — хлеба и большую миску вчерашней каши. Вот Солодовников и ходил по трактирам есть эту самую кашу. В иных заведениях вчерашнюю кашу и на помойку-то не выбрасывали, говорили: «Придет Солодовников — всю полопает». Он и вправду сколько бы ни положили — все под чистую съест, да еще и ложку оближет. Но больше трех копеек не заплатит.

Была у Солодовникова еще одна слабость, совсем уж неприличная. Около его знаменитого пассажа на Кузнецком Мосту всегда толпились лоточники — торговали яблоками да апельсинами. Миллионер повадился подворовывать у них фрукты. Яблоки его почему-то не интересовали, а вот к цитрусовым интерес испытывал. Подкрадется незаметно, схватит с лотка апельсин — да и бегом в пассаж. Лоточники только руками разведут. Ну не городового же звать из-за одного апельсина?!

Но самым вопиющим являлось то, что Гаврила нарушал все неписаные купеческие законы и с поразительным бесстыдством обманывал товарищей и компаньонов. Чего стоил только случай с Усковым.

Проехав вдоль вереницы бульваров, Солодовников приказал кучеру свернуть на Тверскую. Но там колясок оказалось еще больше. «Эдак я до Копьевского переулка и к вечеру не доберусь, — проворчал. — Совсем стало невозможно по Москве ездить». Он направлялся в контору купца Ускова — старинного своего приятеля — узнать последние городские новости и сплетни.

Усков бегает радостный, руки потирает. Оказалось, сторговал неподалеку, на Кузнецком Мосту, дом под новый магазин, продавец и уступку хорошую сделать обещал.

— Пойдем, Гаврила, в кабак, водочки в препорцию выпьем, селедочкой закусим, да и сделку мою обмоем, — пригласил друга.
— Так ведь нет ее еще, сделки-то, — напомнил Солодовников.
— Да считай, уже договорились. Завтра у нотариуса все и оформим.

Но визитер сослался на занятость и быстро распрощался. А выйдя из конторы Ускова, направился прямиком на Кузнецкий Мост к хозяину дома, который намеревался приобрести приятель, и предложив большие деньги, ударил по рукам. «Презабавная вышла история, — размышлял Гаврила Гаврилович на обратном пути. — Эк я ловко обвел Ускова вокруг пальца!»

Новость о том, что Солодовников «подрезал» своего товарища, быстро облетела Москву и одобрения у купечества не вызвала. Не в традициях сословия такое. Миллионные сделки часто заключались просто под честное слово, отсюда и «уговор дороже денег», и «слово-вексель». «Немало я, Гаврила, с жуликами дел имел, да и сам не упускал того, что в руки плывет, но такого, как ты, еще поискать надо», — в сердцах бросил обиженный приятель.

Прознав, что купец Усков покупает здание на Кузнецком Мосту, Солодовников тут же отправился к владельцу и перебил сделку. А затем перестроил дом под торговый пассаж. Фото: P. Fearn/Alamy Stock Photo/ТАСС

После истории с Усковым купцы опасались обсуждать планы в присутствии Солодовникова. И слава о нем пошла как о беспринципном дельце, ради наживы не брезговавшем ничем. Гаврила же перестроил здание под торговый пассаж и начал сдавать его известным фирмам. Арендную плату поначалу он сделал очень низкой: «Мне больших денег не надо. Был бы маленький доходец».

В галереях пассажа разместились магазины Товарищества ситценабивной мануфактуры «Эмиль Циндель», сладостей Алексея Абрикосова, ювелирный Ивана Хлебникова, музыкальный Петра Юргенсона, меховой Бориса Штурма, восточных товаров Тамирова, картин и эстампов Бюргера, французские модные лавки Бовара, Бурновиля и Флориана, кондитерская Сиу.

В галереях пассажа разместились магазины Товарищества ситценабивной мануфактуры, сладостей Алексея Абрикосова (на фото), ювелирный, музыкальный, меховой салоны... Фото: из коллекции М. Золотарева

«Магазины устроили — великолепие, — свидетельствовал известный фельетонист Влас Дорошевич. — Публика стеной валит. А Гаврил Гаврилыч по пассажику разгуливает и замечает: к кому сколько публики». И не просто так замечает, а прикидывает, кому и во сколько раз плату за аренду поднять.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 главных признаков, которые отличают хорошего начальника от плохого 7 главных признаков, которые отличают хорошего начальника от плохого

Приготовься оценить свое руководство

Playboy
Я работаю мамой Я работаю мамой

Валентина Красникова, мама 17 детей, о семье и хобби

Лиза
Распределение ролей Распределение ролей

Что дает ребенку на разных этапах развития и взросления каждый член семьи

Psychologies
«Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским «Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским

Валентин Словетский — классик русского рэпа. Поговорили с ним о новом альбоме

Правила жизни
Стресс в наследство Стресс в наследство

Как на ребенка влияет стресс матери во время беременности?

Здоровье
Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому

Архитектура может быть не только функциональной, но и трогательной

VOICE
Над всей Испанией безоблачное небо Над всей Испанией безоблачное небо

Как восемь гигаватт «погасили» электрическую сеть Пиренейского полуострова

Монокль
Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике

Безопасно ли есть из железных банок, которые были оставлены открытыми?

ТехИнсайдер
От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе

Как Баттерфилд работала с Маском и какой путь она выбрала, когда ушла из SpaceX

Forbes
За белым солнцем За белым солнцем

Белые ночи, Новый год, летний лед:  что еще возможно в июне в Якутии?

Новый очаг
В Финляндии стали использовать избыточное тепло дата-центров для отопления В Финляндии стали использовать избыточное тепло дата-центров для отопления

Дата-центр снабжает финский город теплом уже около десяти лет

Inc.
10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений 10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений

Самые засмотренные мультфильмы за все время, разбитые по десятилетиям

Maxim
Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета

Как почистить увлажнитель воздуха от накипи, чтобы он радовал вас чистым паром

CHIP
Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове

Когда Ефремов пригласил меня, МХАТ как раз «пилился»

Коллекция. Караван историй
Битва куликова Битва куликова

…Бойцовые собаки, бойцовые петухи, бойцовые кулики. Вы знаете о последних?

Наука и жизнь
«Почему мы помним. Как раскрыть способность памяти удерживать важное» «Почему мы помним. Как раскрыть способность памяти удерживать важное»

Как гиппокамп участвует в работе памяти

N+1
Кем был воин Афгана Кем был воин Афгана

О ветеранах-«афганцах», наших соотечественниках по единому Советскому Союзу

Монокль
О наследии Стефана Пермского О наследии Стефана Пермского

Кто может считаться первым исследователем истории и культуры коми народа?

Знание – сила
Исторические сведения о сказочных берендеях Исторические сведения о сказочных берендеях

Легендами о лесном царстве берендеев вдохновлялись и Жуковский, и Островский

Знание – сила
Горе от интеллекта: как хайп вокруг ИИ вредит IT-продуктам Горе от интеллекта: как хайп вокруг ИИ вредит IT-продуктам

В каких случаях ИИ навредит продукту, а в каких — поможет

Forbes
Расширение без спроса Расширение без спроса

Почему сокращается количество заявок на семейную ипотеку на вторичное жилье

Ведомости
Новые археологические памятники открыты на Кольском полуострове Новые археологические памятники открыты на Кольском полуострове

Уникальные находки древнескандинавской культуры гресбакен

Знание – сила
Сезон веранд Сезон веранд

Как организовать пространство аутдор

Новый очаг
Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание

Ампутацию считают древнейшей хирургической операцией

N+1
Асимметричная военная работа Асимметричная военная работа

Для США Вторая мировая война стала мощным экономическим стимулом

Монокль
Цветок для смелых Цветок для смелых

Проект суперъяхты Lily разработали для верфи Oceanco в дизайн-бюро Vripack

Y Magazine
Здравоохранение США отказалось от синтетических красителей, вот что они предлагают взамен Здравоохранение США отказалось от синтетических красителей, вот что они предлагают взамен

Три новые натуральные пищевые добавки, расширяющие выбор безопасных красителей

Inc.
Что такое робот? Что такое робот?

Роботы вокруг нас: объясняем, как они работают и зачем нужны

Наука и техника
«Открывается какой-то портал, и я абсолютно неуязвима и абсолютно счастлива»: интервью с Дианой Арбениной «Открывается какой-то портал, и я абсолютно неуязвима и абсолютно счастлива»: интервью с Дианой Арбениной

Диана Арбенина рассказала о непреодолимой силе сцены

Правила жизни
Если ты аэрофоб Если ты аэрофоб

Как перестать бояться летать на самолетах

Лиза
Открыть в приложении