Почти два столетия имя Guerlain вызывает сладкий трепет женских сердец

Караван историйИстория

Аромат счастья

Почти два столетия имя Guerlain вызывает сладкий трепет женских сердец. Ароматы, кремы, пудры и помады легендарной марки дарят иллюзию приобщения к миру роскоши. Неслучайно Герлены были поставщиками едва ли не всех монарших династий Европы.

Ханна Лебовски

Фото: из архива пресс-службы Guerlain

У истоков любой королевской династии всегда стоит тот, кто добился трона талантом, кровью, потом, харизмой. Именно таким был Герлен-первый — Пьер-Франсуа-Паскаль из городка Абвиля в Пикардии. Рожденный в 1798 году в семье ремесленников, поколениями мастеривших оловянные горшки, мальчик мечтал о другой жизни. И ему удалось победить инерцию предначертанной судьбы, отправившись в Англию. Там он устроился на мыловарню и настолько увлекся новым делом, что выучился на химика и медика. Во Францию Пьер-Франсуа-Паскаль вернулся в 1828 году уже образованным человеком, вскоре основал небольшую фабрику по производству мыла и открыл магазинчик-аптеку в Париже на улице Риволи, 42.

То было время всеобщей англомании, и французы охотно покупали все, на чем лежал отпечаток британского качества. Магазин быстро стал популярным. Герлен торговал общепризнанными лекарствами, а также ароматами и косметикой собственного изобретения, над которыми он колдовал в лаборатории, оборудованной в аптечном подвале.

Источником вдохновения для его первых одеколонов Senteur des Champs («Аромат полей») и Esprit de Fleurs («Дыхание цветов») стали полевые цветы родной Пикардии. Затем Герлену захотелось отдать дань Британии — и на прилавке выстроились Bouquet du Roi d’Angleterre («Букет короля Англии»), Bouquet du Jardin du Roi («Букет королевского сада») и Parfum des Rois («Благоухание королей»). Немногим позже в продажу поступили крем на медвежьем жире и розовый кольдкрем для защиты кожи от холодов, крем с экстрактом улиток и пудра с ароматом лилий.

Покупатели были в восторге. Среди них с каждым днем становилось все больше богатых и знаменитых парижан. Пьер-Франсуа-Паскаль начал делать именные парфюмы — первым заказчиком одеколона имени себя стал Оноре де Бальзак. Герлен сочинял ароматы для вееров, перчаток, рубашек и носовых платков, придумал композиции для ароматизации журнала La Sylphide, le journal des elegances («Сильфида. Журнал элегантности»).

Основатель Дома Guerlain — Пьер-Франсуа-Паскаль. Фото: www.bridgemanimages.com/Fotodom/Фото репродукции портрета Пьера-Франсуа-Паскаля Герлена

Расширялась и косметическая гамма: появились Crе`me de Concombres («Огуречный крем») и Serkis des Sultanes («Крем султана») для эластичности кожи и защиты от солнца, а вскоре и знаменитый Crе`me a` la Fraise («Клубничный крем»), созданный специально для Сисси — Елизаветы Австрийской. В первый герленовский каталог 1830 года вошли бальзамы для губ, различные пудры, кремы для лица и рук и даже лосьон для депиляции.

В 1842 году магазин переехал на Рю де ла Пэ — улицу Мира, которой предстояло стать центром европейской моды и роскоши. Парфюмерный завод Герлена теперь располагался в парижском пригороде Коломб. Каталог пополнился твердыми и жидкими румянами в фарфоровых баночках, средствами для чистки зубов и подводкой La Pyrommе`e («Тайна огненного взгляда»). Еще недавно подводить глаза позволяли себе только дамы полусвета — аристократки лишь слегка подчеркивали губы и пользовались пудрой. Теперь же (поговаривали, что секрет подводки гаремных наложниц Герлену поведал некий паша) на туалетных столиках многих высокородных модниц появились баночки из слоновой кости с La Pyrommе`e, которую, кстати, Дом Guerlain будет выпускать на протяжении столетия.

В 1853 году парфюмер получает важнейший заказ: император Наполеон III пожелал подарить супруге Евгении одеколон, напоминающий ей об Испании, — она-де тоскует по родине и страдает головными болями. Пьер-Франсуа-Паскаль настолько угодил императрице, что мигрени ее покинули. Евгения заявила, что Eau de Cologne Impеriale («Императорский одеколон») вместил в себя всю Испанию, и попросила августейшего супруга сделать Герлена официальным поставщиком двора.

Императорская чета — в центре. Фото: www.bridgemanimages.com/Fotodom/Фото репродукции картины Э. Жилиса «Наполеон III и императрица Евгения посещают рабочих в опере». Компьенский Дворец, Франция

Поначалу одеколон изготавливали только для императрицы, но позже Наполеон III позволил его продавать, в том числе и за границей: пусть весь мир восхищается совершенством Франции! Флакон украсили золотыми пчелами — это геральдический символ дома Бонапартов. Одеколон Impеriale производится до сих пор в том же самом флаконе, ставшем легендой Дома Guerlain.

Фото: из архива пресс-службы Guerlain

С тех пор Пьер-Франсуа-Паскаль получал заказы от многих европейских монархов. Среди его клиентов — королева Бельгии и принц Галльский, правительницы Испании, Австрии и Румынии, английская королева Виктория, русский император Александр II и его супруга Мария Александровна.

Поставщик монарших дворов и сам к тому времени стал родоначальником династии. После его смерти в 1864 году «на трон» взошли сразу двое Герленов-вторых — сыновья Габриэль и Эме. Первый взял на себя управление компанией, другой занялся созданием ароматов и спустя годы заслужил звание основателя современной парфюмерии. В конце XIX века Эме Герлен создает своего рода парфюмерное пророчество — дерзкий, практически революционный аромат. Никто не мог сказать, для мужчин он или для женщин — изысканный, с налетом таинственности... Это Jicky («Жики»), которые с 1889 года считаются первыми современными духами, сочетающими природные ингредиенты с продуктами синтеза.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вызов принят Вызов принят

Вспоминаем главные бьюти-челленджи последних лет

Glamour
Татьяна Тарасова Татьяна Тарасова

Правила жизни Татьяны Тарасовой

Esquire
Кукольных дел мастер Кукольных дел мастер

Дизайнер обуви Фабрицио Вити показал Vogue сокровища своей квартиры

Vogue
(Не) Уверена в себе (Не) Уверена в себе

Откуда берется неуверенность в себе и можно ли что-то с этим сделать?

Домашний Очаг
Малый театр Малый театр

Корреспондент Esquire смотрит культовые спектакли в провинции

Esquire
Текст Текст

Глава из нового романа Дмитрия Глуховского

Esquire
Мама всегда права Мама всегда права

Интервью с актрисой Олесей Судзиловской

Добрые советы
15 мыслей Валерия Тодоровского 15 мыслей Валерия Тодоровского

После девятилетнего перерыва режиссер вернулся к полному метру

GQ
Бремя первых Бремя первых

Как государственная поддержка навредила Тимуру Бекмамбетову

Forbes
Республика предпринимателей Республика предпринимателей

Республиканские порядки в Великом Новгороде XII века

Дилетант
Татьяна Черниговская Татьяна Черниговская

Правила жизни Татьяны Черниговской

Esquire
Jaguar XE – Audi A4 Jaguar XE – Audi A4

Британский и немецкий седаны. Так который из них круче?

АвтоМир
Мама, ты меня не понимаешь! Мама, ты меня не понимаешь!

Как направить дочь по верному пути и при этом сохранить с ней контакт?

Лиза
Дело Хоттабыча Дело Хоттабыча

Какова плата за попытку ворошить прошлое

Русский репортер
«Я ничего не чувствую»: как вернуть себе себя «Я ничего не чувствую»: как вернуть себе себя

Успеть все – таков девиз современности. Выкладываясь по полной программе на работе и дома, мы чувствуем, будто нас разобрали на кусочки. Тренер Ольга Армасова уверена, что, распределяя силы иначе, мы вернем себе цельность.

Psychologies
Всеволод «Север» Черепанов: «Мне бы хотелось сняться в кино» Всеволод «Север» Черепанов: «Мне бы хотелось сняться в кино»

Зачем дизайнер заставляет себя бегать по утрам и каким он видит будущее моды

Правила жизни
Mercedes-Benz E-Class Mercedes-Benz E-Class

Купив подержанный Mercedes W212, вы получите высокий уровень комфорта

АвтоМир
Мама, не горюй! Мама, не горюй!

Топ-модель Крисси Тейген о своей послеродовой депрессии

Glamour
Инвалидное кресло Рузвельта Инвалидное кресло Рузвельта

Как Франклин Делано Рузвельт, получив паралич обеих ног, преодолел предрассудки

Дилетант
Один из «Миллиардов»: кто вы в большом бизнесе Один из «Миллиардов»: кто вы в большом бизнесе

Сериал «Миллиарды» как пособие по выживанию в компании

Forbes
Хлопок и нефть империи Хлопок и нефть империи

Россия завоевывала Среднюю Азию не только с помощью штыков, но и экономически

Forbes
Некоронованная королева Висбадена Некоронованная королева Висбадена

Она пленяла всех, приезжающих в Висбаден

Караван историй
Сапоги и бахилы Сапоги и бахилы

Пары, где супруги во всем совпадают, счастливее? Не спешите с выводами

Домашний Очаг
Карточный комик Карточный комик

Мировая политика окончательно превратилась в кинематограф

Русский репортер
Все дело в шляпе Все дело в шляпе

Евгений Миронов выходит в открытый космос

Esquire
Питание чувств Питание чувств

Прийти в хорошую форму за месяц-другой вполне реально

Vogue
Джей Кей Джей Кей

Правила жизни Джей Кея

Esquire
Дэвид Бекхэм Дэвид Бекхэм

Правила жизни Дэвида Бекхэма

Esquire
«Если бы не Сокуров, этого фильма просто не было» «Если бы не Сокуров, этого фильма просто не было»

Почему Балагов решил напомнить о жизни в конце 90-х и ужасах чеченской войны

Правила жизни
Мед­ве­жий угол Мед­ве­жий угол

Дом в Подмосковье по проекту архитектора Дмитрия Долгого

AD
Открыть в приложении