Почти два столетия имя Guerlain вызывает сладкий трепет женских сердец

Караван историйИстория

Аромат счастья

Почти два столетия имя Guerlain вызывает сладкий трепет женских сердец. Ароматы, кремы, пудры и помады легендарной марки дарят иллюзию приобщения к миру роскоши. Неслучайно Герлены были поставщиками едва ли не всех монарших династий Европы.

Ханна Лебовски

Фото: из архива пресс-службы Guerlain

У истоков любой королевской династии всегда стоит тот, кто добился трона талантом, кровью, потом, харизмой. Именно таким был Герлен-первый — Пьер-Франсуа-Паскаль из городка Абвиля в Пикардии. Рожденный в 1798 году в семье ремесленников, поколениями мастеривших оловянные горшки, мальчик мечтал о другой жизни. И ему удалось победить инерцию предначертанной судьбы, отправившись в Англию. Там он устроился на мыловарню и настолько увлекся новым делом, что выучился на химика и медика. Во Францию Пьер-Франсуа-Паскаль вернулся в 1828 году уже образованным человеком, вскоре основал небольшую фабрику по производству мыла и открыл магазинчик-аптеку в Париже на улице Риволи, 42.

То было время всеобщей англомании, и французы охотно покупали все, на чем лежал отпечаток британского качества. Магазин быстро стал популярным. Герлен торговал общепризнанными лекарствами, а также ароматами и косметикой собственного изобретения, над которыми он колдовал в лаборатории, оборудованной в аптечном подвале.

Источником вдохновения для его первых одеколонов Senteur des Champs («Аромат полей») и Esprit de Fleurs («Дыхание цветов») стали полевые цветы родной Пикардии. Затем Герлену захотелось отдать дань Британии — и на прилавке выстроились Bouquet du Roi d’Angleterre («Букет короля Англии»), Bouquet du Jardin du Roi («Букет королевского сада») и Parfum des Rois («Благоухание королей»). Немногим позже в продажу поступили крем на медвежьем жире и розовый кольдкрем для защиты кожи от холодов, крем с экстрактом улиток и пудра с ароматом лилий.

Покупатели были в восторге. Среди них с каждым днем становилось все больше богатых и знаменитых парижан. Пьер-Франсуа-Паскаль начал делать именные парфюмы — первым заказчиком одеколона имени себя стал Оноре де Бальзак. Герлен сочинял ароматы для вееров, перчаток, рубашек и носовых платков, придумал композиции для ароматизации журнала La Sylphide, le journal des elegances («Сильфида. Журнал элегантности»).

Основатель Дома Guerlain — Пьер-Франсуа-Паскаль. Фото: www.bridgemanimages.com/Fotodom/Фото репродукции портрета Пьера-Франсуа-Паскаля Герлена

Расширялась и косметическая гамма: появились Crе`me de Concombres («Огуречный крем») и Serkis des Sultanes («Крем султана») для эластичности кожи и защиты от солнца, а вскоре и знаменитый Crе`me a` la Fraise («Клубничный крем»), созданный специально для Сисси — Елизаветы Австрийской. В первый герленовский каталог 1830 года вошли бальзамы для губ, различные пудры, кремы для лица и рук и даже лосьон для депиляции.

В 1842 году магазин переехал на Рю де ла Пэ — улицу Мира, которой предстояло стать центром европейской моды и роскоши. Парфюмерный завод Герлена теперь располагался в парижском пригороде Коломб. Каталог пополнился твердыми и жидкими румянами в фарфоровых баночках, средствами для чистки зубов и подводкой La Pyrommе`e («Тайна огненного взгляда»). Еще недавно подводить глаза позволяли себе только дамы полусвета — аристократки лишь слегка подчеркивали губы и пользовались пудрой. Теперь же (поговаривали, что секрет подводки гаремных наложниц Герлену поведал некий паша) на туалетных столиках многих высокородных модниц появились баночки из слоновой кости с La Pyrommе`e, которую, кстати, Дом Guerlain будет выпускать на протяжении столетия.

В 1853 году парфюмер получает важнейший заказ: император Наполеон III пожелал подарить супруге Евгении одеколон, напоминающий ей об Испании, — она-де тоскует по родине и страдает головными болями. Пьер-Франсуа-Паскаль настолько угодил императрице, что мигрени ее покинули. Евгения заявила, что Eau de Cologne Impеriale («Императорский одеколон») вместил в себя всю Испанию, и попросила августейшего супруга сделать Герлена официальным поставщиком двора.

Императорская чета — в центре. Фото: www.bridgemanimages.com/Fotodom/Фото репродукции картины Э. Жилиса «Наполеон III и императрица Евгения посещают рабочих в опере». Компьенский Дворец, Франция

Поначалу одеколон изготавливали только для императрицы, но позже Наполеон III позволил его продавать, в том числе и за границей: пусть весь мир восхищается совершенством Франции! Флакон украсили золотыми пчелами — это геральдический символ дома Бонапартов. Одеколон Impеriale производится до сих пор в том же самом флаконе, ставшем легендой Дома Guerlain.

Фото: из архива пресс-службы Guerlain

С тех пор Пьер-Франсуа-Паскаль получал заказы от многих европейских монархов. Среди его клиентов — королева Бельгии и принц Галльский, правительницы Испании, Австрии и Румынии, английская королева Виктория, русский император Александр II и его супруга Мария Александровна.

Поставщик монарших дворов и сам к тому времени стал родоначальником династии. После его смерти в 1864 году «на трон» взошли сразу двое Герленов-вторых — сыновья Габриэль и Эме. Первый взял на себя управление компанией, другой занялся созданием ароматов и спустя годы заслужил звание основателя современной парфюмерии. В конце XIX века Эме Герлен создает своего рода парфюмерное пророчество — дерзкий, практически революционный аромат. Никто не мог сказать, для мужчин он или для женщин — изысканный, с налетом таинственности... Это Jicky («Жики»), которые с 1889 года считаются первыми современными духами, сочетающими природные ингредиенты с продуктами синтеза.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Люся Чеботина: «Твоя самая лучшая подруга — это ты!» Люся Чеботина: «Твоя самая лучшая подруга — это ты!»

Тяжело встретить человека, который был бы снисходителен к твоей карьере

Караван историй
Елена Ксенофонтова: Я очень люблю дарить подарки Елена Ксенофонтова: Я очень люблю дарить подарки

Интервью с Еленой Ксенофонтовой

Лиза
Текст Текст

Глава из нового романа Дмитрия Глуховского

Esquire
6 историй о вселенной Twin Peaks от создателя сериала Марка Фроста 6 историй о вселенной Twin Peaks от создателя сериала Марка Фроста

Соратник Дэвида Линча рассказывает, как создавался третий сезон сериала

Правила жизни
Теперь всё можно Теперь всё можно

Мы нашли 25 доказательств, что жизнь в 30 становится понятнее и счастливее

Cosmopolitan
Верю! Верю!

Самые красивые российские актрисы позируют для GQ

GQ
В интернете кто-то не прав В интернете кто-то не прав

Геннадий Иозефавичус выносит приговор интернет-спорщикам

GQ
Теплое местечко Теплое местечко

Топ 8 южных курортов, где можно прекрасно отдохнуть на море

Лиза
Свободное падение Свободное падение

Как развлекаются подростки, бросаясь под автомобили

Esquire
Иван Сидорок Иван Сидорок

Венчурный инвестор Иван Сидорок о том, где видеть прибыль

GQ
Двинуться с места Двинуться с места

Ученые пришли к выводу: хороший специалист меняет работу раз в 3-5 лет

Cosmopolitan
Разбор Тёмы Разбор Тёмы

Артемий Лебедев – о дебатах с Навальным, туалетах и аллергии

Esquire
Руки прочь Руки прочь

О совсем нелинейном пути к эпохальным изменениям

Quattroruote
Аманда Сейфрид Аманда Сейфрид

О новом аромате, бесстрашии и сумасшедших поступках

Cosmopolitan
Им не страшна национализация: 10 миллиардеров с наибольшими активами за рубежом Им не страшна национализация: 10 миллиардеров с наибольшими активами за рубежом

Кто из богатейших людей России разместил активы за границей

Forbes
YouДудь YouДудь

Как Юрий Дудь создал один из самых сильных персональных брендов в медиа

РБК
Пото­му что я банда Пото­му что я банда

Анто­нио Банде­рас раз­вел­ся, уехал в Лондон, влюбился и поступил в школу моды

Tatler
Вадим Казаченко. Изображая жертву Вадим Казаченко. Изображая жертву

Ольга жаждала славы. И получила ее, пусть и скандальную, разыграв роль жертвы

Караван историй
Mazda CX-5 Mazda CX-5

Кроссовер нового поколения многолик – в зависимости от угла обзора

Quattroruote
Соломенная шляпка Соломенная шляпка

Тридцатилетняя Сигрид Буази в жизни хохотушка и модница

Vogue
Temps Perdu Temps Perdu

Лусия Берлин «Потерянное время»

Esquire
Карта сокровищ Карта сокровищ

Поражающая воображение природа, чистейшие водоемы, идеальные для купания и рыбалки, замки, музеи и парки, простая и вкусная еда – неоспоримые аргументы в пользу отдыха в Австрии всей семьей.

Psychologies
Морской толк Морской толк

Два бывших трудоголика сидели под пальмой и напряженно пытались отдохнуть

Cosmopolitan
В семье с интровертом: правила выживания В семье с интровертом: правила выживания

Что делать, если в одной семье живут люди с разными темпераментами?

Домашний Очаг
Все дело в шляпе Все дело в шляпе

Евгений Миронов выходит в открытый космос

Esquire
Предприниматели Страны Советов Предприниматели Страны Советов

В эпоху запрета частного производства люди налаживали выпуск дефицитных товаров

Дилетант
Свадебный переполох Свадебный переполох

Как не стать комком эмоций перед свадьбой и организовать идеальное торжество

Cosmopolitan
Филипп Киркоров: Хочу, чтобы дети отвечали за свой выбор Филипп Киркоров: Хочу, чтобы дети отвечали за свой выбор

Интервью с эстрадным исполнителем Филиппом Киркоровым

Лиза
Мед­ве­жий угол Мед­ве­жий угол

Дом в Подмосковье по проекту архитектора Дмитрия Долгого

AD
Citroёn C4 Sedan Citroёn C4 Sedan

Попытка Citroёn создать крепкий тыл на отечественном рынке. Скорее, неудачная

АвтоМир
Открыть в приложении