Женщины-операторы: как они выбрали путь и с какими препятствиями сталкиваются

ForbesБизнес

Как женщины-операторы борются со стереотипами о «мужской профессии»

Артем Жданов, Дарья Шипачева

Оператор Антонина Соловьева во время съемок (Фото DR)

За все годы существования «Оскара» лишь три женщины были номинированы на премию за лучшую операторскую работу. Считается, что быть оператором — «не женское дело». Камеры тяжелые, смены — длинные, а специфика съемочного процесса требует большой стрессоустойчивости. Впрочем, ситуация меняется. Основатель студии видеопродакшена Yes, Today! Film Артем Жданов поговорил с женщинами-операторами о том, как они выбрали карьерный путь и с какими препятствиями сталкиваются в этой профессии до сих пор.

«Механические процессы волнуют больше макияжа»

Из 676 номинантов на премию Оскар в категории «Лучшая операторская работа» менее 1% были женщинами: Рэйчел Моррисон (2018), Ари Вегнер (2022) и Мэнди Уокер (2023). Но ни одна женщина ни разу не получала статуэтку за более чем 90-летнюю историю существования премии, несмотря на то что женщины-операторы были в профессии еще на заре появления Голливуда.

Первые попытки освоить сферу предприняли актрисы, так как они много времени проводили на съемочных площадках. В 1914 году журнал Photoplay опубликовал статью об актрисе Франселии Биллингтон, которая помимо съемок в кино интересовалась операторской работой. «Это что-то новое — увидеть женщину, которую механические процессы волнуют больше макияжа», — писали про нее. Но вскоре студия Reliance-Majestic, с которой сотрудничала Биллингтон, решила активно покорять Голливуд — и в ее планы не входило держать в команде женщину-оператора. Франселии пришлось вернуться к актерской карьере.

Актриса и оператор Франселия Биллингтон на афише (Фото DR)

В 1916 году другая актриса, Мари Доро, сняла кадры фильма Blanche Sweet камерой, которую ей подарил Чарли Чаплин, — и об этом даже написали в новостях.

В том же 1916-м журналист Эй Джей Диксон опубликовал статью о еще одной актрисе-операторе Грейс Дэвисон. Ее коллеги подтвердили: Грейс держит в руках камеру «не хуже мужчин». К сожалению, ее карьера оператора тоже не сложилась. Несмотря на то, что Грейс Дэвисон основала независимую продюсерскую компанию, чтобы снять фильм Wives of Men (1918), в титрах она оказалась указана только как актриса, а все операторские лавры достались ее ментору Гарри Фишбэку.

Редкие женщины-операторы в индустрии выделялись даже внешне. Их образ был по тем временам довольно провокационным: оператор Марджери Ордвей, которую сняли для журнала Photoplay в 1916 году, одевалась в рубашку, заправленную в клетчатые штаны, и дополняла образ кепкой — немного мужской, «брутальный» образ. Упомянутая уже актриса Грейс Дэвисон, судя по описанию журналиста Диксона, одевалась похожим образом: клетчатый костюм и кепка в тон.

Оператор Марджери Ордвей за работой (Фото DR)

Самой успешной среди первых женщин-операторов была Кэтрин Бликер (иногда ее называют первой женщиной — профессиональным кинооператором в американском кино). Она не была актрисой — Бликер писала сценарии, режиссировала и снимала. В историю вошли проекты с участием реальных заключенных «Тюрьма без стен» (1915) и «В тюремных стенах» (1915) — таким образом она заложила основы того вида съемки, который мы сегодня знаем как документальное кино. Во время Первой мировой войны Бликер снимала хронику для американского Красного Креста.

В СССР, где формально провозглашалось гендерное равенство, женщины тоже имели право заниматься «неженской» операторской профессией. Заявить о себе они смогли во времена Великой Отечественной войны и послевоенное время. Их было мало, зато они участвовали в съемках культового кино. Одной из первых в профессию пришла Тамара Лобова. Ее камере принадлежат такие исторические фильмы, как «Суворов» (1941) и «Адмирал Нахимов» (1947). Оператор Эра Савельева вместе с командой снимала знаменитую «Балладу о солдате» (1959). Оттепельную Москву из фильма Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» (1964) мы знаем благодаря работе Маргариты Пилихиной. А Елена Петрова стояла у истоков «Союзмультфильма», стала первой в России женщиной — оператором анимационного кино, участвовала в работе над мультфильмами «Бременские музыканты» (1969), «Ну, погоди!» (1969), «Приключения поросенка Фунтика» (1976).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении