Как проходили выборы во времена, когда предыдущего президента можно было съесть
Право наследования царями трона по рождению – очень новое изобретение. Ведь, чтобы начать его использовать, нужно было хотя бы как следует разобраться, как женщины детей рожают и почему винить в этом всякие небесные светила, деревья, слонов и улиточек совсем не стоит. Поэтому выборная система на самом деле древнейший институт власти в мире. И предполагать, что правителем всегда становился самый сильный и могучий или хотя бы самый хитрый воин, тоже неправильно, потому что могучим воинам нужно воевать, а у первобытного правителя всегда будет масса других дел, связанных с необходимостью помогать траве расти, солнцу — ползти по небу, воде — падать с небес на землю, а никак не наоборот.
Или, скажем, если у зулусов царь ведет себя неправильно, все женщины племени могут взять да и начать рожать не детей, а стариков. Не живых, а мертвых. И не тем местом, которым рожают, а, извините, попой. Ну разве же это хорошо будет? Вот чтобы избежать таких неприятностей, наши предки как следует продумали методы, при помощи которых нужно выбирать себе правильных вождей. Прямо жаль, что некоторые из них канули в прошлое.
ДоигралисьВ некоторых племенах Центральной Африки ритуал выбора военного вождя состоял из трех частей. Сперва все кандидаты лунный месяц проводили в закрытых хижинах, скрываясь от солнечного света. Они не имели права прикасаться к своей голове (чесать ее можно было только специальной палочкой), заговаривать с кем-либо и даже глядеть на женщин.
Также им запрещалось прикасаться руками к пище – они ели из мисок, поставленных на пол, низко наклоняясь и держа руки скрещенными за спиной (питанием им было только кровь и молоко). Кандидатов в день выборов приводили на площадку, где они состязались при помощи особых приборов, сделанных из палочек, птичьих перьев и камушков. Соревнование напоминало чем-то игру в пристенок или городки: нужно было выбить палочки соперников из круга.
Победитель становился вождем, а проигравшие — его пожизненными личными рабами. Соответствующие татуировки делались на той же площадке под приветственные крики племени, танцы и общее веселье.
Беги, Форрест, бегиЛибу, древнейшие обитатели Ливии, после смерти своего царя проводили состязание в беге по пустыне, в котором могли принять участие все мужчины «без телесных пороков». Впрочем, количество спортсменов всегда было невелико, потому что проигравших в забеге приносили в жертву на празднике в честь воцарения нового правителя.
С другой стороны, царями там в результате часто становились рабы и осужденные на смерть преступники, то есть люди, которым терять по большому счету было нечего. Но так как основной обязанностью царя было сидеть в своем доме, не покидая его, не ступать ногой на землю и заниматься сексом с женами, худо-бедно с этим мог справиться кто угодно.
С ножом на царствоА вот обитатели древней Умбрии еще к моменту становления Рима выбирали себе царя общим поединком. На закрытую арену выпускались кандидаты, вооруженные ножами, и тот, кто выживал, становился царем. Если не выживал никто, назначались повторные выборы. Просто и изящно, не правда ли?
Кстати, любые суды уголовного, административного или имущественного характера умбрийцы проводили так же. Истцы и ответчики приходили на заседание с оружием — тут-то и выяснялось, кто у кого козу увел, а кто кому за горячее водоснабжение 64 рубля не доплатил.
Царевна и полцарстваВ минойской цивилизации наследование престола шло матрилинейно: царем становился супруг верховной нимфы-жрицы, ему наследовал муж дочери (видимо, младшей), в то время как сыновья такой пары либо уничтожались при рождении, либо изгонялись в подростковом возрасте из царства (и становились участниками жениховских смотрин в соседних). Избирался жених на играх из самых сильных юношей, которые демонстрировали свои умения в беге, кулачном бою, метании разных предметов и впоследствии — в управлении колесницами. Царь занимался в основном войной, царица — бытовыми проблемами и религиозными отправлениями. Но, к сожалению, в среднем раз в семь лет царей полагалось менять, принося их в жертву Лунной триаде.