Как пилоты «Формулы-1» выходят из аварий целыми и (почти) невредимыми
28 долгих секунд потребовалось французскому гонщику команды Haas Ромэну Грожану, чтобы покинуть объятые пламенем ошметки своего болида, въехавшего в отбойник на скорости 221 км/ч. Разбираемся, как вышло так, что пилот почти не пострадал, а автомобиль разбит вдребезги?
То, что Грожан смог самостоятельно выбраться из горящего углепластикового месива, это чудо. Самое настоящее инженерное чудо. Потому что все системы безопасности и все протоколы сработали в точности так, как было рассчитано.
Основа любого болида «Формулы-1» – это углепластиковая капсула под названием «монокок». В этой капсуле сидит пилот, и к этой капсуле прикрепляются все остальные элементы автомобиля. И этот монокок должен пережить апокалипсис, чтобы с пилотом, который сидит в нем, ничего не случилось.
Если возвращаться к аварии Грожана, то можно увидеть, что именно это и произошло: автомобиль разорвало на две части, вылившееся топливо моментально сдетонировало, а сохранивший свою цельную структуру монокок пробил ограждение и застрял в нем.
Добиться такой прочности монокока удается благодаря самым передовым материалам. Этот элемент, как и любая другая деталь из углепластика, собирается слой за слоем. Потому что по сути своей углепластик – это такая ткань из углерода. И инженерам нужно придумать, как именно уложить эту ткань, как ее склеить в единую деталь и как затем ее запечь в гигантской вакуумной печи, чтобы она получила все необходимые свойства.
Важно даже направление волокон каждого слоя при укладывании углепластиковых листов в форму для запекания. От того, в какую сторону они направлены, зависит то, как именно будет поглощаться энергия удара и в какую сторону она уйдет. Как выяснилось в случае с аварией в Бахрейне – Haas просчитали это идеально, и монокок с честью перенес и удар, и взрыв, и пожар. А отрыв задней части машины помог сбить энергию удара. В момент аварии перегрузка составила 53G!