«S.T.A.L.K.E.R. 2 нам не конкурент»
Интервью с Дмитрием Глуховским
- Кто: Дмитрий Глуховский, писатель, журналист, создатель книжной серии «Метро 2033»
- Что: эксклюзивное интервью
- Где: Игромир-2018
Через тернии к попсовости
– Что касается успеха, то хорошо рано начинать, и хорошо, когда это всё у тебя, в отличие от Маколея Калкина, потом не заканчивается. То есть хорошо, когда ты постепенно растёшь, что-то с тобой новое происходит и твои ранее полуслучайные, может быть, удачи продолжают получать подтверждение. «Метро» удивительным образом прошло кучу этапов как мир: и игры, и книги. От этапа, когда это был никому не нужный, полуандеграундный сайт, который посещали десять человек в день (я каждый день смотрел за счётчиком: «О, одиннадцать человек зашло. А нет, это я!»). И до этапа, когда это стало остромодным, а потом слишком попсовым – все говорили: «Что, «Метро»? Нет! Фу!»
А теперь это уже часть национального достояния, хотя и делается украинцами. Я про игру. Про книжки не знаю, трудно воспринимать. И хорошо, наверное, что я ещё не помер, не очень состарился. Я всё ещё нахожусь в условно активном возрасте и могу всё это посмотреть. С другой, честно говоря, чем старше становишься, тем меньше переживаешь, тем меньше радуешься, и всё это уже как-то... Ну да, разнёс очередной дебил, да и пошёл он в жопу, господи! Или кто-то тебя очень сильно похвалил, и ты говоришь: «Где ты раньше-то был?» Такое вот отношение к успеху.
Двадцатилетний стаж в бункере
– Я человек, условно говоря, очень непоседливый. И самоповтор мне очень быстро набивает оскомину. Я не могу долго делать одно и то же, не могу два раза сделать одно и то же. И даже когда с первой книжкой случилось то, что с ней случилось, и она стала такой популярной, я, осознавая, что люди, наверное, ждут повторения того же самого, понял, что не могу заставить себя ещё раз это сделать. У меня не получится, во-первых, потому что подрос уже чуть-чуть. Первую книжку я писал. когда мне было восемнадцать, вторую – в двадцать восемь, третью – когда мне было за тридцать. То есть я меняюсь и не хочу натягивать на себя свои детские короткие штанишки, впихивать в них пузо, пытаться застегнуть на пуговицу и притворяться: «Ребята, я всё тот же, хе-хей!» Это, во-первых, не работает, во-вторых, глупо, а в-третьих – скучно.
Это раз. Два – это то, что у меня ещё куча других идей, и я не хочу постоянно на этом циклиться. Я и так в «Метро» сижу двадцать с лишним лет. В школе начал и к среднему мужскому возрасту, кризису среднего возраста, подошел уже с двадцатилетним стажем прозябания в бункере.
Но, помимо того, есть масса других идей. Книжка «Текст», которая в прошлом году выходила, суперреалистическая. Сейчас я пьесу закончил театральную, посвящённую жизни в еврейском гетто в Польше во время Второй мировой войны. Ещё у меня есть пара сценариев суперреалистичных, какие-то триллеры. Сейчас мы с компанией Storytel, занимающейся аудиокнигами, выпускаем историю под названием «Пост»: она пережила несколько реинкарнаций и будет выходить уже в виде аудиосериала. То есть это как сериал: эпизоды по пятьдесят минут, актовая структура, клиффхэнгеры, герои, но без картинки, – что-то среднее между радиопьесой и сериалом. Это будет история про распавшуюся на куски Россию, которую соединяет только транссибирская магистраль. Тоже интересная штука, можно попробовать. И дальше другие истории, в следующем году.