Лучшие игровые вестерны
Во что мы играли до Red Dead Redemption 2
Полвека тому назад мир до дыр засматривал «Джанго», «Лицом к лицу» и «долларовую трилогию». Какой ребёнок не воображал себя техасским ястребом? Но время матёрых ковбоев прошло, и Клинт Иствуд уступил место Человеку в Чёрном («Мир Дикого Запада») и Фрэнку Гриффину («Godless»).
Вот и с играми точно так же. Сейчас мало кто помнит, как герой Blood протыкал зомби вилами, а дуэль с мексиканцем в Wild Gunman казалась самым сложным испытанием в жизни. А теперь же на устах у всех игроков, журналистов и блогеров Red Dead Redemption 2.
Но это не значит, что можно взять и забыть о самых первых ковбоях в игровой индустрии.
Старый Дикий Запад
Впервые нелёгкую жизнь обитателей фронтира (конечно, не считая аркадного шутера Sheriff 1979 года) показали в The Oregon Trail (1981). Когда Англия уступила американцам штат Орегон, многие фермеры отправились в новые земли, надеясь найти там лучшую жизнь. Но не все добрались до цели: как и в реальной истории, путь был полон опасностей и требовал принятия сложных решений – позднее это подглядела The Banner Saga и многие другие проекты. Игрок думал, как лучше распределить рацион, в каком месте переправиться через реку и на каких животных охотиться. Загнать буйволов и внаглую удрать от проблем тоже не получалось – от небрежной езды колёса ломались.
Детский обучающий проект очень быстро вырос до отличного симулятора американского переселенца, который в Штатах пользовался бешеной популярностью и получил немало наград. Самую последнюю – совсем недавно, в 2016 году: журнал Time поставил The Oregon Trail на 9-е место в списке пятидесяти лучших игр всех времён.
А у каждого обладателя Dendy наверняка был картридж с аркадным тиром Wild Gunman (1984), совместимым со световыми пистолетами. В игре было три режима: в дуэли игрок должен был спустить курок раньше противника, усложнённый режим добавлял ещё одного врага, а в аркадном нужно было расправиться с десятью бандитами – на каждого давали по полторы пули.
Действие вертикального скролл-шутера Gun. Smoke (1984) тоже разворачивалось на Диком Западе. Классика жанра сайдскроллеров – простая, но увлекательная. В бочках были запрятаны бонусы, заработанные очки можно было спустить на полезные примочки, а конь главного героя давал дополнительную жизнь, закрывая хозяина от вражеской пули.
Sunset Riders (1991) – отличный пример Run’n’Gun-платформера на Диком Западе. Игра начинается с того, что четвёрка ковбоев в ярких костюмах открывает охоту на самых опасных преступников. Это как раз тот случай, когда «плохие» вышли куда ярче «хороших»: братья-пироманы, Тёмный Всадник, местный Скрудж, обезумевший от своего богатства, и парочка других не менее колоритных персонажей – самая великолепная омерзительная восьмёрка, которую видели игровые вестерны. Причём у каждого своя коротенькая история и свой коронный трюк. Разумеется, чем сложнее поймать негодяя, тем выше награда за его голову.
В 1990-м American Laser Games выпустила Mad Dog McCree, FMV-вестерн с пластиковыми пушками вместо геймпадов. Банда Бешеного Пса держит захолустный городишко в страхе. Дочь мэра похищена, где он сам – никто не знает, а шериф заперт в собственном участке. Городу нужен герой, который восстановит порядок.
Им становится безымянный охотник за головами, чью пушку мы и направляем. Всю игру (а это всего минут двадцать) он отстреливает бандитов, выскакивающих в кадр, почти как в аркадном режиме Wild Gunman. Но с одним отличием: всех героев играют реальные актёры, а сцены записаны на видео (отсюда и приставка FMV). Задача игрока – вовремя палить по бандитам из лазерного пистолета. Для геймеров 90-х игра была не чем иным, как реалистичным интерактивным кино, – чем не Heavy Rain?
Пару лет назад разработчики решили повторить успех и выпустили несколько переизданий. Вот только вышло наоборот: HD-разрешение обнажило низкое качество записи, а отдавать пятнадцать баксов за нелепых персонажей и полное отсутствие реиграбельности – не комильфо. Пусть лучше Бешеный Пёс запомнится таким, каким он предстал перед игроками в 90-х.
Годом позже Эл Лоув, создатель знаменитого соблазнителя Ларри Лаффера, подарил миру Freddy Pharkas: Frontier Pharmacist – уморительную историю фармацевта-самоучки Фредди Фаркаса. Раньше Фредди был ковбоем и любил пригубить виски да пострелять с двух рук. Ровно до тех пор, пока местный негодяй по кличке Малыш Кенни не отстрелил ему ухо: увечье заставило Фредди отойти от дел и выбрать более миролюбивое занятие. Вот так он и стал аптекарем. Но вскоре жители Корсголда стали покидать город, а их пустующие дома начал скупать некий таинственный коллекционер. Шериф браться за это тёмное дело не хочет, а потому Фредди решается на собственное расследование.
Чтобы узнать правду, он изучает окрестности, расспрашивает соседей и собирает всё, что плохо лежит. Между делом он отпускает шуточки (сам Эл Лоув считает игру самой смешной из всех, что он когда-либо создал) и готовит лекарства для своих пациентов – словом, досуг как в хорошем квесте. Неудивительно, что добряк Фредди вмиг завоевал сердца геймеров по всему миру. Да и сейчас игре уж точно не помешал бы ремастер!