Несчастье помогло
Еще в начале локдауна эксперты предсказывали кризис, связанный с ментальным здоровьем. В этом они не ошиблись – но ошиблись в другом. Пандемия не создала ничего нового, а лишь показала то, чего мы не хотели замечать. Журналист и коуч-консультант Дина Бабаева обсудила с психологами, на что именно мы многие годы закрывали глаза.
Думаю, если бы человеку каждый год говорили: «У тебя остался всего год», а через 12 месяцев обещали еще столько же, мы все получили бы Нобелевские премии. Потому что перестали бы тратить время на фигню» – эти отчасти пророческие слова за несколько лет до пандемии сказал в интервью писатель и сценарист Александр Цыпкин. Как бы странно это ни звучало, но с психологической точки зрения мы попали в еще более жесткую ситуацию, обязывающую нас меняться, – ситуацию тотальной неопределенности. Среди всех факторов стресса на первое место ученые ставят именно ее. Эксперименты доказывают: события, исход которых неизвестен, вызывают у нас больший стресс, чем самая страшная очевидность. А он, в свою очередь, становится причиной многих психических и соматических расстройств. К этому добавляется и физиологический фактор: коронавирус поражает клетки нервной системы. По данным Минздрава, неврологические осложнения зафиксированы у 80% пациентов, перенесших болезнь в тяжелой форме.
«Потеря дохода, утрата связей, изоляция и одиночество – все это в пандемию стало ощущаться гораздо тяжелее, – говорит клинический консультативный психолог Дарья Радова. – Возрос процент зависимостей и сопутствующих им тревожных и депрессивных расстройств. Но эти проблемы не могли возникнуть на пустом месте. Существовали предпосылки – просто мы слишком долго закрывали на них глаза».
«Даже иллюзорная близость смерти заставляет людей задуматься о том, как именно они живут, – объясняет психолог Екатерина Шморгун. – В случае с пандемией, когда ежедневно мы только и успевали отслеживать новости о количестве ушедших, смерть стала еще более реальной. Когда мы стоим на краю пропасти и заглядываем в бездну, социальные стереотипы об успехе, карьере, деньгах теряют свою актуальность. Прошлое перестает быть ценным, а про будущее мы ничего не понимаем. Вот и получается, что есть только здесь и сейчас. На первый план выходят вопросы о счастье, ценностях. Одна моя клиентка, по образованию физик-ядерщик, в изоляцию осознала, что всю жизнь посвятила науке, а про себя забыла. В результате она получила второе высшее психологическое образование, создала игру по психотерапии и начала ездить на мотоцикле, о чем мечтала с детства. И все это в 55 лет. Бросила ли она основную работу? Нет. Но ее жизнь стала наполненной и радостной,