Как пандемия коронавируса изменила арт-рынок

ForbesКультура

Искусная цифра

Как пандемия коронавируса изменила арт-рынок.

Пандемия 2020-го показала, что в условиях стресса события начинают развиваться с невероятной скоростью: вместо долгого эволюционного процесса в сфере искусства и коллекционирования мы наблюдаем ее революционную трансформацию.

Впервые за долгое время, как ни парадоксально, на рынок пришло много новых покупателей, причем особого типа. Это люди, которые не только оказались вынуждены, но и в принципе предпочитают приобретать онлайн. По некоторым оценкам, во время всемирного карантина среди покупателей произведений искусства и предметов коллекционирования в интернете оказалось около трети новичков. У кого-то банально появилось время на серфинг по сайтам аукционов и галерей, и они заинтересовались происходящим. А кому-то в принципе более комфортно приобретение в интернете, нежели походы по галереям.

Традиционная арт-среда — аукционные и выставочные залы, светские мероприятия, арт-эксперты — многим покупателям новой волны казалась чересчур снобистской и этим их отталкивала; благодаря развитию онлайн-проектов эти люди оказались избавлены от необходимости погружения в чуждую для себя атмосферу. Если покупатели предыдущих поколений привыкли к тесному контакту с арт-консультантами, то коллекционер новой формации ощутимо более интровертен, независим, у него иной подход к поиску и обработке информации. Для него комфортнее спросить Google, чем позвонить арт-дилеру. Он проводит свои исследования сам и, как правило, неплохо разбирается в теме. Ему важно сразу получить описание предмета в деталях, вплоть до искусствоведческой оценки и провенанса, и он хочет понимать, сколько стоит предмет. Так что транспарентность арт-рынка, столь вожделеемая государствами (их фискальными службами в первую очередь), оказалась не менее востребована и этим новым клиентом.

Рост новой формации покупателей не остался незамеченным.

Кристофер Вул. UNTITLED, 1988 Алюминий, эмаль 243,8 x 182,9 см Sotheby’s, Нью-Йорк, 4–14 мая 2020 Аукцион Contemporary Art Day: An Online Auction Лот 14 Эстимейт: $1 200 000–1 800 000 Цена продажи $1 220 000

Во-первых, теперь все чаще для получения полных сведений о предмете, включая цену, достаточно зайти на сайт галереи. Во-вторых, увеличение количества покупателей новой волны спровоцировало лавину онлайн-контента: вебинаров, обучающих курсов, мероприятий в формате public talk. Таким способом арт-дилеры стараются завоевать доверие новых клиентов, снова став их гидами в мире коллекционирования, но уже виртуальными. Любопытное последствие: тотальная диджитализация неуклонно ведет к тому, что арт-рынок (пожалуй, впервые столь явно) теряет флер элитарности, становясь все более демократичным.

В-третьих, столь заметный приток «свежей крови» на рынок породил уникальную ситуацию. Впервые опять-таки за много лет (если не за всю историю рынка) спрос на новые сервисы настолько опережает предложение, что многим галереям и аукционным домам приходится практически «на коленке», в авральном ручном режиме создавать новые виды диджитал-продуктов. Результат — повсеместная разработка онлайн-кабинетов, виртуальных выставочных залов и просмотровых комнат, новых способов демонстрации объектов и оплаты услуг, новых видов информационного сопровождения сделок.

Получив столь сильный импульс роста, сегмент цифровых услуг активно отвоевывает позиции в экосистеме рынка предметов искусства и коллекционирования, потеснив традиционные сервисы. Если лейтмотивом 2018–2019 годов было усиление юридических и комплаенс-отделов аукционных домов, то в эру постпандемии нас ждет развитие диджитал-отделов и появление новых онлайн-проектов. Ситуация, при которой «цифровой клиент» становится приоритетнее обычного (а именно это и происходит), приведет к скачку развития VR-, AR- и XR-технологий, хотя интерес к ним на арт-рынке до сего дня был толком не сформирован. Среди других диджитал-направлений можно назвать цифровую сертификацию: внедрение цифровых паспортов, удостоверяющих аутентичность покупаемого предмета. Это рано или поздно приведет к созданию глобальных баз данных картин и других предметов коллекционирования. Что в свою очередь даст толчок к развитию аналитики — более полной, глубокой и независимой. Это повысит доверие к рынку, что еще облегчит вхождение в него новых участников и привлечет новые деньги. Кроме того, наличие большого массива аналитических данных и доступность цифровых сервисов простимулируют развитие новых форм владения искусством. В первую очередь вариантов группового владения предметом на основе токенизации (покупатель является владельцем условной части предмета, так называемого токена, и может получать прибыль при росте его рыночной стоимости).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Трагическое наследство Трагическое наследство

Как Катерина Босов оказалась втянутой в борьбу за активы мужа

Forbes
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Снова в школы Снова в школы

Для чего и кому нужна глобальная реформа МГУ

Forbes
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
Недопустимый TON Недопустимый TON

Криптовалютный проект Павла Дурова был высоко оценен инвесторами

Forbes
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Золотые часы и минуты Золотые часы и минуты

Сколько зарабатывают лондонские юристы на семейных спорах богатых россиян

Forbes
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Не ровен час Не ровен час

Зачем нужно точно измерять время и почему рабочие невзлюбили часы

Forbes
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Вечные ценности Вечные ценности

На какие деньги живут города-музеи

Forbes
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
100 лучших вузов 100 лучших вузов

Рейтинг впервые возглавила Высшая школа экономики

Forbes
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Груз платформы Груз платформы

Павел Дуров: бизнесмен, который бросил вызов мировому господству доллара

Forbes
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Полет иннополисян Полет иннополисян

Выпускники казанского Университета Иннополис становятся стартаперами

Forbes
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Математическая погрешность Математическая погрешность

Стоит ли всегда округлять 4,97 до 5?

Forbes
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Госпиталь на карантине Госпиталь на карантине

Зачем сносить и заново строить инфекционные лечебницы

Forbes
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
От 40 до 40: Звезды шоу-бизнеса и спорта От 40 до 40: Звезды шоу-бизнеса и спорта

Рейтинг российских звезд шоу-бизнеса и спорта до 40 лет

Forbes
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Обаятельный боец Обаятельный боец

Как Даниил Медведев стал звездой мирового тенниса и героем рекламных кампаний

Forbes
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
Кнут и пряник Кнут и пряник

15 лет назад в бизнесе было больше анархии, но и больше креатива

Forbes
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Открыть в приложении