Рейтинг 30 самых дорогих компаний Рунета

ForbesБизнес

30 главных компаний Рунета

Акции российских интернет-компаний драматически упали к началу 2022 года. Больше всех пострадали маркетплейсы, агрегаторы такси и доставка еды.

Над проектом работали Елена Тофанюк, Ирина Юзбекова (редакторы), Анастасия Скрынникова, Владислав Скобелев, Михаил Кузнецов, Артур Арутюнов, Мария Кокорева, Татьяна Ломская, Елена Ганжур

Теория большого пузыря

Акции высокотехнологичных компаний во всем мире начали стремительно падать.

Forbes публикует очередной рейтинг 30 самых дорогих компаний Рунета не в самый удачный для них момент. Начало 2022 года было трудным для инвесторов во всем мире. Индекс широкого рынка S&P 500 снизился на 8% с исторического максимума, достигнутого на торгах 3 января, а высокотехнологичный индекс Nasdaq-100 упал на 13% с ноября 2021 года. Акции российских интернет-компаний за последние три месяца потеряли в цене около 50%. Больше остальных пострадали маркетплейсы, агрегаторы такси и сервисы доставки еды. На обвал российских бумаг повлияла повышенная волатильность в регионе (индекс MSCI Russia снизился примерно на 25%), падение индекса Nasdaq-100, планы ФРС по свертыванию программы количественного смягчения и перспективы роста инфляции, следует из аналитической записки банка Goldman Sachs от 21 января 2022-го. В США более 220 крупных публичных компаний (капитализация каждой не менее $10 млрд) подешевели минимум на 20% с исторических максимумов. В этом списке Netflix, Twitter, Disney и Salesforce. Упал интерес инвесторов и к другим бенефициарам пандемии — акции Zoom торгуются на уровне мая 2020 года, а бумаги производителя фитнес-оборудования для дома Peloton стоят ниже их оценки в ходе IPO в сентябре 2019 года. То же самое происходит и с российскими компаниями: если год назад Ozon стоил более $10 млрд, то теперь его капитализация упала в два раза, до $4,7 млрд. Снизилась оценка и крупнейшего в России маркетплейса Wildberries. Подешевели агрегатор такси «Ситимобил» и сервис доставки еды из ресторанов Delivery Club. Сервис по аренде и продаже недвижимости «Циан», который инвесторы во время IPO в ноябре 2021-го оценили в $1,1 млрд, к 2 февраля подешевел до $630 млн.

Российским компаниям будет все сложнее привлекать средства для развития из-за повышения процентных ставок по всему миру — больше всего это затронет e-commerce, ведь этот бизнес наиболее капиталоемкий, отмечают в Goldman Sachs.

В конце января 2022-го стало звучать все больше апокалиптических прогнозов. По оценке миллиардера и основателя инвестиционной компании GMO Джереми Грэнтэма, сейчас на рынке сформировался четвертый за последние 100 лет суперпузырь, который вот-вот лопнет, что может привести к общему падению благосостояния американцев на $35 трлн.

Как мы считали

Основной критерий отбора: выручка всех компаний, представленных в рейтинге, формируется в интернете. Например, маркетплейс продает место на сайте-витрине и получает выручку именно в интернете, там же предоставляется и его услуга. Магазин с сайтом тоже продает товары в онлайне, но получает выручку в офлайне, такой бизнес мы не относили к интернет-компаниям. Лонг-лист ограничен компаниями, которые зарабатывают более 50% выручки в России или у которых на Россию приходится более 50% пользователей. Поэтому в лонг-лист не попали такие компании, как Telegram и Playrix. Для оценки стоимости непубличных компаний мы пользовались стандартными методами сравнения с аналогами по коэффициентам к выручке или обороту в зависимости от того, какие данные предоставила нам компания. Стоимость публичных компаний приведена по данным биржи на закрытие торгов 2 февраля 2022 года, для расчета долларовой стоимости использован валютный курс на эту же дату.

Редакция Forbes благодарит за помощь в подготовке рейтинга партнера исследовательской компании Data Insight Бориса Овчинникова, гендиректора компании «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова и аналитика по технологическому и потребительскому секторам Renaissance Capital Кирилла Панарина.

30 главных компаний Рунета

Количество интернет-пользователей в мире, млн

Источник: Internet World Stats

1Яндекс

Поиск, реклама, сервисы, интернет-торговля, такси

  • Стоимость: $17 397 млн
  • Руководитель: Тигран Худавердян
  • Год основания: 2000
  • Сайт: yandex.ru

Инвесторы оценили в $2 млрд новую компанию ClickHouse, созданную на базе технологии «Яндекса»

В течение 2021 года «Яндекс» три раза повышал годовой прогноз по выручке — бизнес компании рос более высокими темпами, чем ожидалось. В сентябре «Яндекс» впервые создал новую компанию ClickHouse на базе собственной технологии: инвесторы оценили ее в $2 млрд. «Яндекс» также открыл прием заявок в Москве на участие в первом тестировании беспилотных такси, над которыми он работает с 2017 года. А в ноябре компания выпустила первую партию своих серверов, изготовленных в Зеленограде.

2Wildberries

Маркетплейс

  • Стоимость: $7635 млн
  • Руководитель: Татьяна Бакальчук
  • Год основания: 2004
  • Сайт: wildberries.ru

Годовой оборот компании вырос на 93%, до 844 млрд рублей в 2021 году

Крупнейший российский маркетплейс обязан своим существованием Татьяне Бакальчук. Она владеет и управляет компанией с оборотом 844 млрд рублей. За год компания выросла примерно в два раза, почти 40% продаж обеспечили категории одежды, обуви и аксессуаров. Покупательская аудитория (MAU) — 113 млн, компания работает на рынках 19 стран. Wildberries трансформируется из онлайн-ретейлера в онлайн-платформу, объединяющую 500 000 российских предпринимателей (преимущественно МСБ) — на 400 000 больше, чем год назад.

3Avito

Доска объявлений

  • Стоимость: $6227 млн
  • Руководитель: Владимир Правдивый
  • Год основания: 2007
  • Сайт: avito.ru

Владеет долей 25% в сервисе по поиску временных исполнителей в пиковые часы нагрузки GigAnt, который работает по модели Uber

Крупнейший сайт бесплатных объявлений в России основали предприниматели из Швеции Йонас Нордландер и Филип Энгельберт. В начале февраля 2021 года на сайте было размещено 89,9 млн объявлений, за год их число выросло на 17,4 млн. В минуту на сайте заключается 120 сделок. В среднем в месяц в 2021 году на сайте было 50 млн активных пользователей. В 2020 году выручка компании, по ее собственным данным, составила 29 млрд рублей, увеличившись за год на 20%, чистая прибыль — 10,6 млрд рублей.

4Ozon

Маркетплейс

  • Стоимость: $4711 млн
  • Руководитель: Александр Шульгин
  • Год основания: 1998
  • Сайт: ozon.ru

Ozon — быстрорастущая компания и второй по величине маркетплейс в Рунете после Wildberries

Один из пионеров российской интернет-торговли провел фантастическое IPO в конце 2020-го, разместив акции на Nasdaq, сейчас они торгуются почти втрое дешевле с максимума после размещения. В 2021-м компания показала рост показателя GMV (валовой оборот товаров и услуг) на 125%, до 445 млрд рублей, — выше ожиданий аналитиков. Количество заказов увеличилось с 74 млн в 2020 году до более чем 220 млн в 2021-м. Ассортимент товаров вырос более чем в семь раз и превысил 80 млн наименований.

51С (включая «1С-Битрикс»)

Разработка программного обеспечения

  • Стоимость: $2674 млн
  • Руководитель: Борис Нуралиев
  • Год основания: 1991
  • Сайт: 1c.ru

Партнерская сеть «1С» — это более 10 000 организаций в 25 странах

Один из крупнейших российских разработчиков и дистрибьюторов софта «1С» работает через партнерскую сеть, в которой более 10 000 организаций в 25 странах. Самые известные собственные разработки компании — программы системы «1С:Предприятие». Большую часть выручки компания получает от продажи софта. В ноябре 2021 года «1С» купила 51% в стартапе «АК» в обмен на инвестиции: проект разрабатывает сервис для учета налогов и встраивает его в интерфейс банков. Сумма сделки не раскрывалась.

6ЦФТ

IT-компания

  • Стоимость:
  • Руководитель:
  • Год основания:
  • Сайт:

50% финансовых организаций из топ-50 российских банков — клиенты ЦФТ

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении