Интервью с выдающейся русской оперной певицей

ЭкспертКультура

Выбор Анны Нетребко

Интервью с выдающейся русской оперной певицей

Вячеслав Суриков

Анна Нетребко — обладательница множества титулов и музыкальных наград.
Среди них 11 немецких премий ECHO Klassik, номинация на премию Grammy, а также
почетный титул Kammersängerin, присужденный ей Венской государственной оперой

На 4 июня намечен концерт в Государственном Кремлевском дворце сразу четырех звезд оперной сцены: Анны Нетребко, Андреа Бочелли, Юсифа Эйвазова и Ольги Перетятько. Организатор концерта известный продюсер Максим Берин считает, что «это выступление можно сравнить с концертом Нетребко и Хворостовского на Красной площади или с первым концертом трех легендарных теноров, Доминго, Каррераса и Паваротти, который состоялся в Риме в 1990 году». В преддверии концерта «Эксперт» поговорил с Анной Нетребко о ситуациях выбора, с которыми ей приходится сталкиваться в своей музыкальной карьере.

— Как вы соглашаетесь на те или иные проекты? И что для вас является основным критерием для принятия решения, участвовать или не участвовать?

— Для меня главный критерий — это оперные театры, их новые постановки. Это в первую очередь. Сейчас нам (вместе с Юсифом Эйвазовом — мужем певицы. — «Эксперт») предстоит Лондон: репетиции и семь спектаклей. Это займет огромный промежуток времени, два с половиной месяца. На такие проекты приходится основное время в моем расписании. Промежутки между ними мы заполняем концертами. Как правило, едем в те места, куда не можем приехать с постановкой. Но я очень придирчива к концертному залу. Мне нужно знать, где я пою и хорошая ли там акустика. Потому что если в концертном зале плохая акустика и он мне не нравится, то и концерт будет плохой, а я не люблю плохие концерты. На меня все время обижается мой родной город Краснодар: почему не приезжаю. Я им сказала: «Не приеду до тех пор, пока не прекратите строить здания судов и не построите приличный концертный зал». Позор! Миллионный город, а выступать негде. Как такое может быть? В Италии даже в самом маленьком городе роскошные театры. Я понимаю, они построены давно, но в Германии потрясающие и современные залы. Ну так один хотя бы можно построить?

— Вы поете песни Игоря Крутого — они были написаны специально для вас? Это ваш единственный опыт исполнения музыки, написанной современным композитором?

Какие-то песни он написал для меня, какие-то уже были. Однако он настолько талантлив, что новая песня может оказаться готова мгновенно! Но другие современные композиторы — нет. Знаете почему? Я вам скажу. Потому что для того, чтобы петь сложную современную музыку, нужно специально учиться. Я пыталась петь Щедрина — и не смогла. Честно пыталась выучить, даже выучила почти, но, когда моя пианистка начала играть, я поняла: петь это не смогу. Это была «Клеопатра и змея», действительно интересное произведение, и я очень хотела его спеть. А потом заболела, и все сошло на нет. Помню еще, что исполняла военный реквием Бриттена, которого очень люблю. Мне он невероятно нравится как композитор, я мечтала его спеть. Но, к сожалению, хотеть и мочь — разные вещи. Помню, мучилась страшно. Потому что я не слышу фа-диез, когда общая какофония и при этом еще поет детский хор в другой тональности. Этому надо учиться, практиковаться в этом, а поскольку все мое время уходит на практику в других областях, я бы предпочла в них и остаться.

— Часто ли вы отказываетесь от того, что предлагают спеть?

Отказываюсь. Я с возрастом стала абсолютно четко понимать, что я хочу, а чего я не хочу. Я считаю, что заслужила хорошие оперы и хорошие постановки. Я спела где-то пятьдесят ролей на разных языках, погуляла от Моцарта через бельканто к Верди, к веризму. Хорошо!

— Можно ли говорить о каких-то упущенных возможностях на вашем творческом пути?

— Нет. Тем более что все мои последние партии я сама инициировала.

— Есть у вас предпочтения по отношению к режиссерам, с которыми хотелось бы работать?

— Главное, чтобы они очень много не репетировали. (Смеется.) Я люблю режиссеров, которые знают и понимают, чего хотят. Все должно быть сделано до того, как артист появится на сцене. А мы должны лишь прийти и спеть.

— Как вы работаете над тем или иным образом?

Это моя «кухня», и я не люблю об этом говорить. Как вживаюсь, что делаю — это никого не должно интересовать. Каким-то образом я в это вживаюсь.

— Бывает, что что-то не получается?

— Конечно! Но я не грызу себя после каждого спектакля. Есть такие певцы, которые долго переживают по поводу каждой оплошности. У меня иначе: если что-то не получилось — извините, получится в следующий раз. Потому что это живой спектакль. И организм живой, верно? Так что все может быть.

Что сейчас требуется от оперных певцов помимо вокальных данных?

— Смотря какая опера. Опера легкая, опера комичная или опера с легкими голосами, конечно, требует и другой физики: там много движений и необходимо актерское мастерство. Оперы драматичные или бельканто — в них ничего не нужно делать. Если ты мотаешься как ненормальный, это просто отвлекает от музыки, согласитесь.

— Как вы оцениваете стремление режиссеров актуализировать оперные постановки?

— Все зависит от режиссера. К сожалению, талантливых все меньше и меньше, их очень мало. Помню, в девяностые, даже в начале нулевых, была целая плеяда талантливых режиссеров. Их постановки с ног на голову все переворачивали, и они были очень интересными. Я часто попадала на них в Зальцбурге, и это было действительно интересно, мне нравилось. А сейчас постановки восхищают все меньше и меньше. И все больше я склоняюсь к красивому визуальному ряду: костюмам, свету, который не мешает и не отвлекает от музыки. Возможно, мне просто надоело постоянное сочетание серого, черного и кроваво-красного в декорациях. Я пела вместе с Юсифом в мюнхенской Staatsoper в опере «Макбет». Это потрясающая постановка Мартина Кушея, ей уже, наверное, лет десять. Она страшная, она вызывает шок. В ней чего только нет, включая открытые мужские гениталии. Там жуткие вещи происходят. Честно. Но она мне безумно нравится. Мне кажется, это одна из лучших постановок «Макбета». Она гениально сделана от начала и до конца. В ней есть концепция, понятно и оправданно каждое решение режиссера. Но я же уже ушла от современного — я хочу классики. Совсем недавно с интересом посмотрела постановку «Троянцев» в Бастилии. Там Карфаген перенесен в дом для реабилитации жертв Троянской войны. И дальше что? Мне не хватило безумия, добавьте! Идея — была, и она очень интересна. Хорошо, но что еще? Покажи мне, подскажи. Я до сих пор хожу и думаю о постановке, пытаюсь до конца понять: мне понравилось? Или не понравилось?

©Kirkedwards

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сталинская «Мертвая дорога»: как строилась магистраль Салехард — Игарка Сталинская «Мертвая дорога»: как строилась магистраль Салехард — Игарка

Сталинская «стройка века» оказалась никому не нужна

Популярная механика
Перейти реку, нащупывая камни Перейти реку, нащупывая камни

Как Китай избежал шоковой терапии и чем его реформы отличались от российских

Монокль
Джонни Депп — очень смелый режиссер Джонни Депп — очень смелый режиссер

Итальянский актер Риккардо Скамарчо о Джонни Деппе в роли режиссера

Ведомости
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь

«Край Земли» хочет увеличить площадь яблоневых садов в 5,5 раза к 2040 году

Агроинвестор
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Славные битвы на африканских озерах Славные битвы на африканских озерах

Суда, обеспечившие британцам безоговорочное господство на озерах

Наука и техника
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
Открытие памятника Сталину Открытие памятника Сталину

Идея поставить памятник советскому вождю в Праге возникла в 1949 году

Дилетант
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Краткая история Range Rover Classic Краткая история Range Rover Classic

Изначально Range Rover создавался как британский ответ Jeep Wagoneer...

4x4 Club
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
Борьба за пятое измерение Борьба за пятое измерение

Россия наметила свой путь освоения технологий — в стороне от мировой схватки

Монокль
Кровать, которая не даст больному залежаться Кровать, которая не даст больному залежаться

«Папийон» налаживает серийное производство инновационных медицинских кроватей

Монокль
Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать? Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать?

Как взыскать ущерб с виновника ДТП, у которого нет ОСАГО

РБК
Ника Здорик — горячие фото красавицы, которая раскрылась в сериале «Ландыши…» Ника Здорик — горячие фото красавицы, которая раскрылась в сериале «Ландыши…»

Все хотят знать, кто такая очаровательная Ника Здорик

Maxim
Кот, который ворует данные Кот, который ворует данные

Выявлен первый вирус для кражи данных с фото на устройствах Apple

Ведомости
Маркетинговая операция на триллионы рублей Маркетинговая операция на триллионы рублей

Маркетплейсы захватывают розничную торговлю за счет конкурентных преимуществ

Монокль
«Не хочу» остро мыслящего человека «Не хочу» остро мыслящего человека

«Minima moralia»: как человек с обрушившейся жизнью постепенно приходит в себя

Знание – сила
Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок

Непростой сюжет первичного публичного размещения акций

Ведомости
Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям

Реальные случаи, когда кошкам удалось спасти жизнь людям

ТехИнсайдер
7 фильмов о борьбе с онкологией 7 фильмов о борьбе с онкологией

Культовые фильмы, главные герои которых столкнулись со смертельной болезнью

СНОБ
«Турецкие войны России: Царская армия и балканские народы в XIX столетии» «Турецкие войны России: Царская армия и балканские народы в XIX столетии»

Каким было отношение населения Румелии к российской армии

N+1
Софонисба Вторая… — Первая! Софонисба Вторая… — Первая!

Кто сказал, что эмансипированные женщины появились только в конце XIX века?

Знание – сила
Самое продуктивное межсезонье Самое продуктивное межсезонье

Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье

Знание – сила
Открыть в приложении