Как Китай избежал шоковой терапии и чем его реформы отличались от российских

МонокльОбщество

Перейти реку, нащупывая камни

Как Китай избежал шоковой терапии и чем китайские реформы отличались от российских

Александр Механик

Эта книга, написанная немецким экономистом Изабеллой Вебер, посвящена истории экономических реформ в Китае, но начинается она со сравнения реформ в Китае и в России, и эта тема проходит через всю книгу: автор анализирует отличия этих реформ, чтобы объяснить, почему Китаю они удались значительно лучше, чем России.

Ответ Вебер дает уже во «Введении»: «Контраст между подъемом Китая и экономическим крахом России иллюстрирует, что было поставлено на карту в дебатах о рыночной реформе в Китае. Шоковая терапия — главный неолиберальный рецепт — была применена в России, другом бывшем гиганте государственного социализма». «И именно это привело Россию к экономическому краху», что признавал, как напоминает Вебер, и Джозеф Стиглиц — лауреат Нобелевской премии и главный экономист Всемирного банка в 1997–2000 годах (то есть в разгар экономических реформ в России и в Китае), который указал на «причинно-следственную связь между политикой России и ее плохими показателями».

Ведь «после того как Россия и Китай применили различные подходы перехода к рынку, в мировой экономике они поменялись местами. Доля России в мировом ВВП сократилась почти вдвое — с 3,7% в 1990 году до около 2% в 2017 году, а доля Китая выросла почти в шесть раз — с 2,2% до примерно одной восьмой мирового производства. Россия пережила глубокую деиндустриализацию, тогда как Китай стал пресловутой мастерской мирового капитализма. Средний реальный доход 99% населения России в 2015 году был ниже, чем в 1991-м, тогда как в Китае, несмотря на быстро растущее неравенство, за тот же период этот показатель увеличился более чем в четыре раза, в 2013 году превысив российские показатели. В результате шоковой терапии в России смертность выросла до таких показателей, которых не наблюдалось ни в одной другой промышленно развитой стране в мирное время».

Экономические реформы в России начались в 1992 году и получили название шоковых, как по методам проведения, так и по полученным результатам. Обсуждение возможных вариантов реформы началось еще в СССР в 1985 году, сразу после прихода к власти Михаила Горбачева и признания им существования серьезных проблем в советской плановой экономике. То есть с начала обсуждений прошло уже 40 лет, а с начала их реализации более 30 лет, но до сих пор и среди экономистов всего мира, и в самой России продолжается дискуссия об оправданности выбранных методов проведения реформы и ее результатах. Особенно актуальна эта дискуссия на фоне удивительных достижений Китая, где примерно в те же годы были проведены реформы с той же целью, что и в России: перейти от плановой экономики к рыночной. Книга Вебер, собственно, и посвящена объяснению причин этого различия, истории китайских реформ, а также предшествующих и сопровождавших их дискуссий. Но, как мы уже отметили, главная причина этого различия состоит в том, что Китай отказался от шоковых реформ в пользу того, что автор называет градуалистской политикой, то есть эволюционной, плавной — в полном соответствии с древней китайской поговоркой «перейти реку, нащупывая камни». Именно благодаря такому подходу в Китае «государство сохранило способность защищать командные высоты экономики — секторы, наиболее важные для экономической стабильности и роста, — по мере его интеграции в глобальный капитализм». А мы в России до сих пор подсчитываем, сколько отраслей промышленности мы потеряли.

Предыстория китайских дискуссий

По мнению Вебер, подходы к реформе, которые выбрали китайское руководство и китайские экономисты, были предопределены, во-первых, уроками, которые преподали современным китайским экономистам-коммунистам классические экономические труды древних китайских философов, такие как «Гуаньцзы» и «Спор о соли и железе», посвященные регулированию цен и управлению рынком. Как замечает Вебер, «в китайской традиции изучение экономических вопросов раньше называлось “наукой, как сделать страну богатой”». Причем первое место в этих трудах заняло именно обсуждение «правильного регулирования» цен государством. В современной экономической науке, пишет Вебер, цены — «одна из чистейших форм экономической переменной, относящейся исключительно к сфере рынка. Напротив, традиционные китайские дискуссии о ценах предполагают общие размышления о взаимосвязях между стихийной деятельностью людей, их нуждами и желаниями, рыночными силами, политической властью и регулированием со стороны государства».

Так что вопрос о правильном регулировании цен не случайно занял центральное место в современных китайских дискуссиях о реформах, в то время как у нас на первое место вышла приватизация, которую в Китае вообще не обсуждали, потому что и не думали ее проводить. Ведь главный урок, извлеченный китайскими реформаторами из древних трудов, заключался в том, что «государственное регулирование должно основываться на детальном знании реальных условий и их изменений», а не на отказе от регулирования, к чему фактически привела приватизация. Хотя, с другой стороны, китайская мудрость гласила: «…государство не должно бороться со стихийными силами, присущими экономике, обществу и природной среде; напротив, оно должно воспользоваться этими силами сначала для обогащения, а затем для управления народом, принося доход государству».

Именно потому, что китайские власти следовали этому совету, китайские предприниматели смогли создать такие бизнес-гиганты, как Huawei. И тут российский читатель сразу поймет, что именно этого не хватало российским реформаторам: практического знания и понимания реальной российской экономики, так же как знания и понимания сил, действующих в российской экономике и в обществе. А как учит древняя китайская экономическая наука, «практические соображения должны иметь приоритет в управлении, и искусство управления должно быть направлено на удовлетворение потребностей существующей ситуации, а не на достижение совершенства в обществе», чем, собственно, были одержимы наши реформаторы.

А во-вторых, как показывает Вебер, подходы китайских руководителей и экономистов к реформе были предопределены опытом экономической политики, которую китайские коммунисты проводили еще во время своей партизанской деятельности и сразу после прихода к власти. Тем более что во главе КПК все еще стояли люди, эти испытания прошедшие. Вебер пишет, что «разработка жизнеспособной экономической стратегии была неотъемлемой частью гибкой, адаптивной партизанской войны коммунистов». И приводит отзыв об экономической политике китайских коммунистов американской разведки, которая «подчеркивала, что коммунисты перешли от изначального контроля над рынками товаров, необходимых для жизнеобеспечения людей, и отмечала, что партия использовала частный бизнес и динамичное взаимодействие спроса и предложения для стабилизации цен и установления контроля над производством и распределением».

В какой-то мере это напоминает нашу политику времен НЭПа. Не случайно инициатор китайских реформ Дэн Сяо Пин, который учился в СССР во времена НЭПа, любил ссылаться на его опыт. В результате, как отмечает Вебер, «коммунистам (еще в партизанский период и сразу после него. — “Монокль”) удалось реинтегрировать национальную экономику и преодолеть гиперинфляцию после того, как националисты не справились с этой задачей». А ключевым элементом успеха коммунистов в преодолении гиперинфляции в конце 1940-х — начале 1950-х годов было воссоздание и интеграция рынков с помощью государственных торговых учреждений, которые при падении цен и возникновении угрозы разорения крестьянства закупали их продукцию — продовольственные товары, а при росте цен и возникновении угрозы падения уровня жизни у горожан продавали накопленные запасы. Как сказал об этой политике Чэнь Юнь — один из организаторов и руководителей экономической политики коммунистов в период партизанской войны, а в 1970–1980-е годы ключевой инициатор экономических реформ, «революционный предприниматель и есть самый настоящий революционер».

Дэн Сяопин, китайский государственный деятель и политик. Под его руководством были начаты реформы китайской экономики

Но и первые десятилетия истории коммунистического Китая оказались вполне успешными. Как напоминает Вебер, «в первом отчете Всемирного банка по Китаю, в котором анализировались достижения в области развития эпохи Мао, была вынесена положительная оценка. Эдриан Вуд, главный экономист миссии, вспоминал, что основная идея доклада заключалась в том, что “предыдущие 30–40 лет развития Китая были необычайно успешными… Китай сочетал в себе быстрый экономический рост и индустриализацию. Китай добился фактической ликвидации наихудших аспектов нищеты… Другой посыл [отчета] заключался в том, что есть возможности для улучшения». Справедливости ради напомним, что индустриализация Китая проходила при весьма значительной поддержке Советского Союза.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Советский феникс Советский феникс

Как разрушенная страна восстала из пепла за одну героическую пятилетку

Монокль
Я и великие Я и великие

В гостях у великих мира сего

Men Today
Трудная жизнь нефтерубля Трудная жизнь нефтерубля

Если хочешь экономического мира, готовься к экономической войне

Деньги
Все гениальное просто: как убрать черные полосы на светлой обуви в домашних условиях Все гениальное просто: как убрать черные полосы на светлой обуви в домашних условиях

Средства, которые на раз-два возвращают белой обуви первоначальный внешний вид

ТехИнсайдер
Их разыскивает… Их разыскивает…

Кто, по мнению несогласных с официальной версией, мог убить Кеннеди?

Дилетант
Идеальный возраст для пластики: мнение хирурга Идеальный возраст для пластики: мнение хирурга

Существует ли идеальный возраст для пластики? Спросили у хирурга

VOICE
Ни рук, ни ног — вообще ничего… Ни рук, ни ног — вообще ничего…

Что представляют собой змеи, чем они опасны и чем прекрасны?

Наука и жизнь
Здоровый симбиоз: почему врачам и айтишникам важно работать в команде Здоровый симбиоз: почему врачам и айтишникам важно работать в команде

Что мешает медикам и «технарям» понять друг друга?

Forbes
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
«Натали и Александр»: поэт, красавица и император «Натали и Александр»: поэт, красавица и император

Историческая мелодрама «Натали и Александр» о любви Пушкина и Гончаровой

OK!
«Насилие. Микросоциологическая теория» «Насилие. Микросоциологическая теория»

Как перестрелки вытеснили честные поединки

N+1
ЗПИФы приросли деньгами и пайщиками ЗПИФы приросли деньгами и пайщиками

Рыночные ЗПИФы недвижимости продолжают активно привлекать новых клиентов

Деньги
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
Цифровая реальность: взять под контроль Цифровая реальность: взять под контроль

Как мы меняемся и что будет представлять из себя цифровой человек в будущем

Psychologies
Тишина зимнего леса Тишина зимнего леса

Человека тянет в лес. Зимой, вероятно, чтобы послушать тишину…

Наука и жизнь
Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине? Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине?

Замороженный кризис в Газе можно смело назвать «конфликтом без победителей»

Монокль
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Опять двадцать пять Опять двадцать пять

Какие тренды будут изменять жизнь во второй четверти XXI века

Men Today
Булгаковское Средневековье Булгаковское Средневековье

Что роман «Мастер и Маргарита» унаследовал от Средневековья

Вокруг света
Картины, которые изменили живопись, но остались в тени Картины, которые изменили живопись, но остались в тени

Четыре неочевидные картины, которые повлияли на искусство

СНОБ
Нужны ли права на мотоблок и можно ли ездить без них Нужны ли права на мотоблок и можно ли ездить без них

Можно ли на мотоблоке передвигаться без прав?

РБК
Краткая история Range Rover Classic Краткая история Range Rover Classic

Изначально Range Rover создавался как британский ответ Jeep Wagoneer...

4x4 Club
Как правильно отвечать газлайтеру: 4 фразы, которые поставят манипулятора на место Как правильно отвечать газлайтеру: 4 фразы, которые поставят манипулятора на место

Фразы, которые помогут защититься от нападок газлайтера

Psychologies
Гуляем на масленицу! Гуляем на масленицу!

5 веселых сценариев праздника для всей семьи – масленицы

Лиза
Американка заработала обманом больше 100 тыс долларов, собирая деньги на лечение рака Американка заработала обманом больше 100 тыс долларов, собирая деньги на лечение рака

Как раскрыли аферу Аманды Райли из США по борьбе с раком

ТехИнсайдер
Морская жемчужина Морская жемчужина

Украшение черноморского побережья — семейная вилла в неоклассическом стиле

SALON-Interior
Где русские хайвеи? Где русские хайвеи?

Как идет развитие автодорожной сети в России?

Монокль
Актриса Мила Ершова о сериале «Аутсорс», маме и «позитивной депрессии» Актриса Мила Ершова о сериале «Аутсорс», маме и «позитивной депрессии»

Актриса Мила Ершова — о своей героине в сериале «Аутсорс» и тонкостях профессии

СНОБ
Жертвы уверенного земледелия Жертвы уверенного земледелия

Когда я привела мужа в сад, который мы купили, он присвистнул

Afternoon Seasons of life
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Открыть в приложении