Российская туриндустрия оказалась не готова к всплеску летнего спроса

ЭкспертБизнес

В старых номерах с плохим сервисом

Российская туриндустрия оказалась не готова к всплеску летнего спроса со стороны российских туристов, а значительное повышение цен на качественные отели обнажило проблему их дефицита на рынке

Софья Инкижинова

Пляжи на юге страны и в Крыму этим летом были переполнены, а заполняемость отелей доходила до 100%

Гостиничный бизнес продолжает лихорадить. Весной, как только началась пандемия, отельеры жаловались на резкое сокращение спроса: заполняемость отелей, гостиниц и разного рода санаториев упала до 5–10%, а некоторые объекты и вовсе закрылись. Летом же, напротив, уставшие от коронавируса россияне, не имеющие возможности уехать в отпуск за границу, массово поехали отдыхать внутри страны. В наиболее выигрышном положении оказались курортные отели — загородные и пляжные: в июле–августе заполняемость объектов Краснодарского края и Крыма доходила до 98–100%. То же происходило с загрузкой в отелях и на туристических базах Подмосковья, на берегах рек и озер в европейской части страны. Чтобы справиться с ситуацией, когда не хватало даже обслуживающего персонала, отельеры повысили цены и даже в бархатный сезон держат их высокими.

В отличие от курортных отелей, которые смогли заработать в сезон, для городских отелей наступление осени и пика деловой активности не принесет обычных дивидендов: для городского туризма осень — невысокий сезон, масштабных деловых мероприятий, которые обычно привлекают клиентов в городские отели, не ожидается; границы с большинством стран закрыты, иностранцы будут приезжать даже в крупные российские города лишь точечно, а некоторые и вовсе находятся в ожидании второй волны карантина; командированных за последнее время тоже поубавилось, поскольку бизнес уже привык работать на удаленке. В результате загрузка отелей в ближайшие месяцы может вновь, как и весной, оказаться ниже операционной окупаемости.

Цены держат на пульсе

«В 2020 году в гостиничной индустрии произошло то, чего никто не ожидал: потребительский спрос фактически полностью остановился. В результате, даже учитывая первые два достаточно удачных месяца года и высокий летний сезон, в отелях в среднем упали как загрузка, так и цены», — рассказывает руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма компании Cushman & Wakefield Марина Смирнова. По ее данным, в Москве в июле средняя загрузка в городских качественных отелях составила 35% против прошлогодних 74%, средняя цена продажи номера — 5700 рублей (в 2019 году — 6500 рублей). В Санкт-Петербурге средняя загрузка текущего года — 26% против прошлогодних 65%, а цена номера опустилась до 4800 рублей (в 2019-м — 8200 рублей).

В основном политику повышения цен или их удержания выбрали отели более высокого класса, поскольку их клиенты наименее чувствительны к ценам. Особенно это заметно по крупнейшим международным сетевым игрокам, которые максимально стремились оставаться в своей ценовой нише. При этом, по мнению вице-президента Российской гостиничной ассоциации Алексея Мусакина, если повышение цен для отелей высокого класса было оправданным (так они увеличивали выручку и оборот), то для отелей среднего класса подобная практика не имела значения, потому что количество иногородних клиентов было ограничено и это сразу бы привело к оттоку гостей.

Понижение цен было наиболее заметно по загородным отелям. Из-за ограничительных мер на карантине они не могли предоставить сервис, к которому привыкли потребители. В начале лета в них возможно было только проживание, питание в номерах, а остальные услуги вроде фитнес-центров, бассейнов, спа и проч. были закрыты. Поэтому и причина снижения тарифов заключалась не столько в желании привлечь клиентов низкими ценами, сколько в ограниченности своих возможностей. Ведь, как правило, такие отельеры продают гостям не стоимость номера, а именно пакет услуг.

Впрочем, те же курортные отели, как только появилась возможность вернуть допуслуги, не просто вернулись к исходным ценам, а даже приподняли их относительно прошлого года. Вместе с тем некоторые отели высокого класса, напротив, со временем стали понижать цены, чтобы расширить круг клиентов. В результате, допустим, командированные, которые обычно останавливались в четырехзвездочном отеле, теперь за те же деньги могут выбрать более люксовые пятизвездочные варианты.

Оптимизация персонала

Отельеры уже давно проводят политику динамического ценообразования, когда цена номера формируется в зависимости от спроса на него в конкретный момент времени, в результате чего гостиничные тарифы могут меняться чуть ли не каждый день. Пандемия заставила владельцев отелей быть гибкими не только в вопросе цен. «Большая часть нашего номерного фонда была переориентирована на долгосрочную аренду. Так, к слову, сделали многие гостиницы, но наш апарт-отель за счет наличия кухонных зон в номерах гораздо легче трансформируется. Мы также снижали стоимость аренды: если стандартная стоимость долгосрочной аренды в нашем апарт-комплексе начинается от 29 тысяч рублей в месяц, то в апреле–мае у нас можно было снять студию на месяц по цене от 25 тысяч рублей. Это беспрецедентно низкая цена для бизнес-класса», — комментирует генеральный директор апарт-отелей Valo (Санкт — Петербург) Константин Сторожев. По его мнению, подобная стратегия себя оправдала: например, в августе было загружено 98% номерного фонда комплекса.

Но, пожалуй, главное, к чему сподвигла пандемия отельеров, — оптимизация операционных расходов (такая же ситуация и на ресторанном рынке). Как правило, в гостиницах 60% затрат уходит на персонал. Поэтому, когда весной пошел вал отмен бронирования туристических групп и мероприятий, а выручка отелей упала до нуля, лучше себя чувствовали в финансовом плане крупные рыночные игроки, в чьем портфеле была большая доля аутсорсинговых услуг. Они просто приостановили действие договоров с другими компаниями, и им почти не потребовалось сокращать собственный персонал. «Не исключено, что в следующем году будет наблюдаться всплеск предложения аутсорсинговых услуг, так как спрос на них растет», — прогнозирует Алексей Мусакин.

Вместе с тем отельеры обращают внимание на то, что полностью переходить на аутсорсинговый персонал рискованно, важно соблюдать баланс собственного и наемного персонала. «Ни для кого не секрет, что в таких организациях в основном работают сотрудники из Узбекистана, Киргизии и так далее. В условиях пандемии многие из них уехали к себе домой, границы сейчас закрыты, а загрузка в отелях плавно возвращается. И сегодня персонала не хватает практически во всех отелях. Поэтому мы вынуждены повышать на 20 процентов ставки по зарплате по сравнению с прежними договорами», — рассказывает генеральный директор отеля «Azimut Смоленская» (Москва) Михаил Гитман.

Второй направление оптимизации — автоматизация управления отелем, что также связано со снижением затрат на персонал. Сегодня более 95% отелей в России не оцифрованы. Но многие понимают, что классическая структура гостиничного бизнеса устарела. Согласно расчетам ИТ-компаний, с помощью автоматизации процессов можно высвободить до 30% времени любого сотрудника. Кто-то может быть недозагружен, кто-то дублирует чьи-то функции, и в какие-то дни, к примеру, на работу можно выводить не пять инженеров, а всего двух. Более того, современные программы заменяют самих менеджеров среднего звена. И тогда руководителю отеля не нужны координаторы, супервайзеры и пр. в таком количестве, как раньше, а это прямая экономия денег.

«Допустим, если говорить о среднем отеле на 200 номеров, в котором работают 70–100 человек, то ежемесячный фонд оплаты труда в нем составляет порядка трех миллионов рублей. Мы же даем возможность экономить полмиллиона рублей, тогда как затраты на обслуживание нашей программы обходятся отелю дешевле, чем зарплата одной горничной», — рассказывает СЕО компании TeamJet Глеб Михайлов.

Новый мировой тренд — крупнейшие игроки и вовсе отказываются от управляющих в своих отелях. Так, отель сети Moxy в Амстердаме на 400 номеров, где в качестве концепции выбрана стратегия максимума технических наворотов и минимума персонала, обслуживают всего 25 человек, с учетом смены. В России столько же номеров даже в трехзвездочном комплексе могут обслуживать до 400 работников.

Впрочем, нечто похожее сейчас пытаются внедрить и в нашей стране, чтобы персонал был более многофункциональным. «Во многих отелях нашей сети есть совмещенный лобби-бар и стойка ресепшн, где гостям могут приготовить напитки, подать снеки. В нашем отеле на 500 номеров этого нет, так как чем больше отель, тем выше у него специализация персонала. Однако когда в пандемию загрузка упала очень существенно, то даже в зоне бара обслуживанием гостей могли заниматься сотрудники ресепшн, а хаусмены могли работать горничными», — рассказывает Михаил Гитман.

Сочинские отели в этом году пользовались наибольшим спросом у туристов

Чтобы море было чистым

Туроператоры и агенты, которые сидят с отельерами в одной лодке, нередко с возмущением говорят о деятельности последних в минувшем летнем сезоне. Мол, завтра, как только границы будут полностью открыты, российскому внутреннему туризму наступит крышка. И все это потому, что сегодняшние отельеры могут зарабатывать только в искусственных, парниковых условиях. Минувшим летом постоянно возникали случаи, когда в борьбе за туриста отельеры вели себя крайне нечестно: например, забирали проплаченные турагентами номера и отдавали напрямую потребителям, которые платили больше.

Или, например, внутри рынка уже сложились такие традиции делового оборота, когда отельеры довольствуются периодом высокого сезона и их не интересует, что будет в межсезонье. Скажем, сегодня многие представители гостиничной индустрии не могут назвать цены, по которым они готовы предложить крупным туроператорам размещение даже в новогодний период.

В недоумении и туристы, так как в период пандемии произошла трансформация гостиничного сервиса — интернет пестрит негативными отзывами. Но зачастую это вопрос последствий введения противоковидных мер: испытывая дискомфорт от дефицита услуг, люди также были недовольны имеющимися. Например, в отеле все могло готовиться прежними поварами, но не было шведского стола, а гости ели в номерах. Еда раскладывалась в одноразовые упаковки, и когда ее приносили, она могла остыть, выглядеть не так красиво, как в ресторане, и пр.

Участники туристического рынка сравнивают ситуацию нынешнего лета с 2016 годом. Тогда въезд в Турцию из-за политических разногласий был закрыт, поэтому туристы массово отправились отдыхать внутри страны. И точно так же владельцам черноморских отелей было сложно справиться с турпотоком. Но всплеск интереса к внутреннему туризму тогда не привел к росту инвестиций в отельную базу.

«Если рассматривать сухие цифры, то внутренний туризм России — это порядка 60 миллионов человек. Тех, кто ежегодно отдыхает в Турции, — десять процентов. По идее, эта страна не должна так сильно влиять на внутренний туризм. Но на отечественных курортах качественный номерной фонд, который можно соотнести с международным уровнем, составляет порядка десяти процентов от общего объема размещений», — комментирует вице-президент Ассоциации туроператоров России Илья Уманский.

Что касается роста цен, на что также сетовали туристы, то в основном они увеличивались в сегменте качественных гостиниц. В старых отелях и частном секторе, напротив, большого наплыва туристов не ощутили: цены на размещение в них не выросли, разве что точечно и на волне ажиотажного спроса. Если же говорить в целом об отдыхе в России, то, по мнению экспертов, на данном этапе дешевле, чем в нашей стране, за рубежом не отдохнешь, особенно с учетом нынешнего курса валют, когда рубль обесценивается.

Поэтому в итоге значительная часть российских туристов остается отдыхать внутри страны. И вряд ли даже после открытия границ можно ожидать, что отели начнут инвестировать в повышении сервиса, бороться за внимание туроператоров. «Все упирается в фундаментальные базовые принципы. Посмотрите, сколько на наших курортах было построено отелей за последние десять лет, если убрать за скобки Олимпиаду? Ничтожно мало. В лучшем случае происходит реновация старого номерного фонда. Все проблемы лежат в перераспределении налоговых поступлений между федеральным центром и регионами. Какие доходы получают бюджеты Сочи или Анапы, которые обслуживают миллионы туристов? Все налоги стекаются в Москву. И поэтому каждый год, чтобы хоть как-то обслуживать туристов и не слышать, что у вас дороги старые, скверы плохие, море нечистое и так далее, региональные власти пытаются это исправить. Откуда им взять деньги? Была идея появления курортного сбора, но это копейки. Единственный способ выжить для курортных городов — повышать налоги на имущество. Соответственно, каждый год отельеры получают новые счета на землю, на свои объекты недвижимости. И эти налоги превышают уже все разумные нормы. Поэтому в нашей стране развиваются в основном старые объекты, где налоговая база маленькая. Их постоянно ремонтируют, а новые объекты не строят, потому что нет никакой экономики. Если государство не обратит на это внимания, то у нас и не появится новых инвесторов и новых качественных объектов размещения», — заключает Илья Уманский.

Впрочем, по словам Алексея Мусакина, в ближайшие год-полтора у инвесторов может увеличиться интерес к гостиничным проектам. Во-первых, спрос должен вернуться на исходные позиции, возможно, даже будет отскок после недавнего спада. Во-вторых, несмотря на все налоговые обременения, новый отель, построенный по современным требованиям с разными современными цифровыми фишками, позволит выйти на свою плановую доходность раньше — не на третий год, а уже в первый: клиенты однозначно предпочтут его старым отелям. «Кроме того, все понимают, что коронавирус не навсегда, а государство намерено активно поддерживать внутренний туризм — выделять субсидии на строительство гостиниц, снижать процентные ставки по кредитам и прочее. Для инвесторов это будут совершенно другие вложения. К примеру, снижение на три-четыре процентных пункта ставок по кредиту, даже при стандартной загрузке отеля, сократит срок окупаемости новых объектов на срок от восьми до 14 месяцев», — говорит Алексей Мусакин.

Фото: Алексей Павлишак/ТАСС; Сергей Мальгавко/ТАСС; Сергей Мальгавко/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Им не хватало воздуха на горных перевалах Им не хватало воздуха на горных перевалах

Карабах рискует превратиться в новый рассадник мирового терроризма

Эксперт
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Занять у клиента Занять у клиента

Российские компании задумались о привлечении денег клиентов на свои счета

Эксперт
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Градостроительство экспромтом Градостроительство экспромтом

Реновация пятиэтажек превратилась в проект тотального уплотнения города

Эксперт
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Пот, кровь, слёзы и крест Пот, кровь, слёзы и крест

В конце XI века десятки тысяч людей отправились освобождать Иерусалим

Дилетант
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Наши высочества Наши высочества

Интервью с высокими и талантливыми актрисами сериала «Дылды»

Maxim
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
«Добрый» диктатор «Добрый» диктатор

Хрущёв искренне пытался улучшить жизнь народа. Но получилось... как всегда?

Дилетант
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Лажа Галактики Лажа Галактики

«Франшиза»: Армандо Ианнуччи и Сэм Мендес разоблачают супергероику

Weekend
Чемодан без ручки Чемодан без ручки

Ситуации, в которых отношения обречены

Лиза
Безумству поем мы славу Безумству поем мы славу

Второй «Джокер»: Хоакин Феникс и Леди Гага отказываются развлекать публику

Weekend
На пороге перемен На пороге перемен

Как женщине поддержать красоту и молодость кожи в период менопаузы

Лиза
На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов

Магма могла стать источником фосфора для возникновения первых живых организмов

Знание – сила
Что такое сложные углеводы и в каких продуктах они содержатся Что такое сложные углеводы и в каких продуктах они содержатся

Почему приоритет в питании отдают сложным углеводам?

РБК
Туда-сюда-издат Туда-сюда-издат

14 историй о том, как писатели пользовались тамиздатом

Weekend
Любовь и виноград Любовь и виноград

Когда сыну поставили диагноз, его мама думала, что о работе можно забыть. И зря!

Новый очаг
В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ! В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ!

Что стоит учесть, выбирая камеру? Чем они отличаются?

ТехИнсайдер
Уже не игрушка Уже не игрушка

Как открыть творческий бизнес и продавать свои изделия

Лиза
Неожиданная Азия Неожиданная Азия

7 вещей, которые нужно успеть сделать в Малайзии, если ты приехала впервые

Лиза
Ничего личного Ничего личного

Почему не стоит давать советы окружающим?

VOICE
5 недооцененных мест, куда стоит съездить 5 недооцененных мест, куда стоит съездить

Пять нераспространенных направлениях, которые удивят даже опытного туриста

Inc.
Сказка о нарезанном времени: 4 урока тайм-менеджмента от моей бабушки Сказка о нарезанном времени: 4 урока тайм-менеджмента от моей бабушки

Вы часто сетуете, что в сутках всего 24 часа? Хронически ничего не успеваете?

Psychologies
Звезда Амуры Звезда Амуры

Чувства, эмоции, предчувствия и чутье в жизни Аскара Ильясова

Men Today
Без молотка и орехокола: 4 дейтвенных совета, как просто и быстро очистить грецкие орехи от скорлупы Без молотка и орехокола: 4 дейтвенных совета, как просто и быстро очистить грецкие орехи от скорлупы

Очистить гору орехов можно в домашних условиях и без особых усилий

ТехИнсайдер
Далекий гром: как распознать признаки грядущего разрыва с китайским партнером Далекий гром: как распознать признаки грядущего разрыва с китайским партнером

Как не потерять китайского партнера?

Forbes
«Мне нужна была борьба»: как Екатерина Габашвили открывала в Грузии школы для девочек «Мне нужна была борьба»: как Екатерина Габашвили открывала в Грузии школы для девочек

Екатерина Габашвили: грузинская писательница и общественный деятель

Forbes
Открыть в приложении