Безумству поем мы славу
Второй «Джокер»: Тодд Филлипс, Хоакин Феникс и Леди Гага отказываются развлекать публику
«Джокер: Безумие на двоих» Тодда Филлипса, вышедший через пять лет после сверхуспешного первого «Джокера», провалился в прокате, разозлил фанатов и обидел критиков. Сейчас его можно найти на некоторых онлайн-платформах. В «Безумии» не стреляют. Там поют.
Убив в первом фильме шестерых, в том числе и телеведущего в прямом эфире своего любимого шоу, Артур Флек попадает в психушку строгого режима. Охранники по-отечески издеваются над ним, телевизор обещает ему смертную казнь, суд близится. Но тут в музыкально-терапевтическом кружке Артур знакомится с Ли — она прекрасна, она его поклонница, она смотрела телефильм о Джокере десятки раз и говорит, что это гениальное кино. В голове у Артура начинают петь ангелы, и вся его внутренняя жизнь превращается в мюзикл, в котором он и Ли на сцене исполняют хорошие песни. В суде защита строится на том, что во Флеке сосуществуют две личности и за преступления отвечает Джокер, так что Артур невиновен. Обвинение же утверждает, что Джокер и Артур — один человек. Убийца.
Второй «Джокер» Тодда Филлипса — это не фильм, а философский трактат или эссе. Что-то вроде «Уолдена, или Жизни в лесу» Генри Дэвида Торо: «Загнать жизнь в угол и свести ее к простейшим ее формам, и если она окажется ничтожной — ну что ж, тогда постичь все ее ничтожество и возвестить о том миру, а если она окажется исполненной высокого смысла...»
Бла, бла, бла.
Тодд Филлипс загоняет жизнь Артура Флека в угол, сводит ее к простейшим формам: тюрьма, суд, мюзикл. Показывает, как ожидания публики — будь то зрители телешоу, охранники, орда анархистов — подогревают наших внутренних джокеров, которые хотят в первую очередь быть увиденными. «Это развлечение»,— поет Ли старую песню о главном.
Так не будет вам развлечения.
Если первый «Джокер» был оммажем Скорсезе — «Таксист» и «Король комедии», окрашенные заревом занимающихся 2020-х,— то второй существует во вселенной, где слова «оммаж», «структура», «мотивация» давно уже убиты. Режиссер Тодд Филлипс признается, что намеренно сделал второго «Джокера» таким, будто его сняли безумцы. «Пациенты правят психушкой» — вот чего он хотел добиться. И не зря специалист по управлению психушкой Квентин Тарантино, превознося второго «Джокера», сказал, что Филлипс и есть настоящий Джокер. «Он потратил деньги студии так, как их потратил бы Джокер. Он открыто сказал зрителям "Идите...."»