Население России за последние пять лет увеличилось на 3,1 млн человек

ЭкспертОбщество

Точки и кочки роста

Появление на карте России новых образований — макрорегионов — отличный повод проинвентаризировать крупными мазками территориальный срез социально-экономического развития страны

Александр Ивантер, Сергей Кудияров

Население России за последние пять лет увеличилось на 3,1 млн человек. Казалось бы, внушительная цифра, которая должна внушать оптимизм. Однако львиная доля этого прироста произошла в результате присоединения Крыма. Если этот единовременный акт расширения страны оставить за скобками, то нас стало больше всего на 864 тыс. человек. И главный фактор поддержания численности — положительный итог миграции. Естественное движение населения России, к сожалению, неблагоприятное: последние два года россиян умирает больше, чем рождается. А в прошлом году естественную убыль не перекрыл миграционный прирост: население России снизилось, впервые за 2010-е годы.

В 2014–2018 годах лишь четыре макрорегиона — Северо-Кавказский, Южный, Урало-Сибирский и Ангаро-Енисейский — продемонстрировали прирост численности населения. Увеличение численности Центрального и Северо-Западного макрорегионов не должно вводить в заблуждение: за периметром столичных агломераций они представляют собой за редким исключением зоны хронической депопуляции.

В разрезе субъектов федерации наибольший прирост числа жителей за последние пять лет продемонстрировали Москва и Московская область (985 тыс. человек), Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области (в сумме 372 тыс.), Северо-Кавказские республики (292 тыс., и это при том, что оттуда активно уезжают жители), Кубань (244 тыс.) и Крым (86 тыс. чел., считая вместе с Севастополем — лидером по удельному миграционному приросту в стране: 16% за пять лет), единственный очаг устойчивого популяционного благополучия в Поволжье — Татарстан (61 тыс.), и наконец, главные очаги стягивания населения за Уралом — «большая» (с округами) Тюмень, Новосибирск, Красноярск (всего 260 тыс. чел.).

Интенсивность миграционного притока в Московскую агломерацию едва заметно снижается (181,5 тыс. чел. в среднем за год в 2014–2018 годах против 189 тыс. в 2000-е), зато агломерация северной столицы увеличила интенсивность приема переселенцев (69 тыс. против 50 тыс. в год за аналогичные периоды). Мощность же миграционного притока на Кубань более чем удвоилась (48 тыс. против 20 тыс. ежегодно).

На противоположном полюсе мы имеем стремительно депопулирующие в последние годы регионы Поволжья. На десятку поволжских субъектов с отрицательными значениями естественного и миграционного прироста (Волгоград, Чувашия, Пермь, Киров, Нижний Новгород, Оренбург, Пенза, Самара, Саратов, Ульяновск) в сумме приходится 406 тыс. потерянного постоянного населения. Печально и тревожно, что в зону поволжского демографического неблагополучия в результате двух последних кризисов вошли процветавшие и активно привлекавшие в 1990-е и 2000-е годы жителей других регионов Самара и Нижний.

По-прежнему плохи дела с демографией в депрессивных зонах Центрального макрорегиона (Брянск, Владимир, Иваново, Орел, Кострома, Тверь) и в примкнувшем к ним «аутсайдере» Центрально-Черноземного макрорегиона — Тамбовской области. Эта семерка потеряла в сумме в 2014–2018 годах 286 тыс. постоянного населения. Крупный очаг депопуляции — Север и Северо-Запад (за исключением Санкт-Петербурга с областью, Калининграда и Ненецкого автономного округа): за последние пять лет они обезлюдели на 203 тыс. человек. За Уралом интенсивно депопулируют Курган, Алтайский край, Кемерово, Омск и Иркутск (потери в сумме за пять лет — 220 тыс. чел.). На Дальнем Востоке интенсивность демографических потерь несколько снизилась: большинство тех, кто хотел и мог покинуть эти живописные места, уже сделали это. Тем не менее Приморье, Хабаровск, и Амурская вместе с Еврейской автономной областью на четверых потеряли 82 тыс. жителей.

ВРП и промышленность

Анализ тенденций развития экономики России в региональном разрезе показывает наличие региональных диспропорций. Причем результаты, если обратиться, например, к периоду 2013–2017 годов (для 2018-го Росстат еще не предоставил данные) довольно неожиданные. Наилучшие показатели роста ВРП оказались у Центрально-Черноземного макрорегиона — в постоянных ценах плюс 11,4% к уровню 2013 года. Причем вопреки агломерационным теориям наилучшие темпы роста продемонстрировали Белгородская и Курская области, а не очевидный лидер макрорегиона — Воронежская область с новоиспеченным миллионником.

Далее можно выделить второй эшелон роста в лице Северо-Кавказского, Ангаро-Енисейского, Южного и Северо-Западного макрорегионов. Для Северно-Кавказского макрорегиона, по всей видимости, мы имеем дело с эффектом низкой базы. Южный макрорегион вытягивают вперед мероприятия по развитию Крыма. В других случаях локомотивами роста выступили Санкт-Петербург (нарастил свою долю в совокупном ВРП макрорегиона с 54 до 57%) и Иркутская область (с 37 до 40%).

На противоположном полюсе экономического роста — Северный (за счет заметного спада в Республике Коми) и Волго-Уральский макрорегионы, которые в 2017 году де-факто оставались на той же отметке ВРП, что и в 2013-м.

Важнейший параметр экономического развития, его основа — промышленное производство. Рост промышленного производства на долгосрочном интервале 2012–2018 годов в региональном разрезе также был неоднороден.

Рекордсмен, с колоссальным отрывом — Южный макрорегион (плюс 60% к уровню 2012 года). Большой вклад, опять-таки, внесли Крым и Севастополь, программа их развития и реально имеющее место восстановление промышленного производства в этих регионах. Ярким примером может служить керченский судостроительный завод «Залив» — полумертвый при Украине и прошедший техническое перевооружение, загруженный заказами сейчас. Но не только они: на фоне кризисных явлений в экономике России в целом Ростовская и Астраханская области переживали настоящий промышленный бум с двузначными темпами роста объемов производства. Только если прорыв Астрахани обеспечило главным образом расширение добычи полезных ископаемых, в частности освоение нефтегазоконденсатного месторождения им. Филановского, то в Ростовской области имеет место полноценное развитие многоотраслевого кластера обрабатывающей промышленности.

На втором месте по темпам роста промышленного производства Северо-Кавказский макрорегион. По понятным причинам: с его слабой индустриальной базой и в значительной степени аграрной экономикой даже сравнительно небольшой физический прирост хорошо сказывается на темпах. Свою роль сыграла загрузка оборонными заказами местных крупных предприятий оборонно-промышленного комплекса, прежде всего в Республике Дагестан и в Ставропольском крае.

Хорошо развивалась промышленность и в Центральном, Дальневосточном, Ангаро-Енисейском макрорегионах.

На противоположном полюсе — Северо-Западный и Северный макрорегионы, где рост промышленного производства за наблюдаемый период в значительной степени нивелировался периодически случавшимся годами спада. Для Северо-Запада основным виновником стало резкий обвал промышленного производства в Петербурге в 2014–2015 годах, главным образом в пищевой промышленности и производстве электротехники. С учетом роли петербургского промышленного узла не то что в своем макрорегионе — во всей экономике России это сильно ухудшило показатели всего макрорегиона, несмотря на уверенный рост в иных составляющих его регионах.

Благосостояние и бедность

К сожалению, рост экономики и промышленного производства не отразились на доходах населения. По данным Росстата, показатель среднедушевых денежных доходов населения, пересчитанный в постоянные цены, в 2013–2018 годах испытывал тенденцию к снижению во всех выделенных в рамках «Стратегии» макрорегионах. По итогам 2018 года реальные денежные доходы населения превысили отметку 2013 года только в Центрально-Черноземном, Южном и Волго-Камском макрорегионах. Но и там прирост чисто символический: 1,3, 1,5 и 0,4% соответственно.

Наиболее сильный спад реальных денежных доходов населения зафиксирован в Северо-Кавказском (минус 3,3%) и в Южно-Сибирском макрорегионах (минус 2,5%).

Впрочем, если принять во внимание, что показатели социального благополучия Центрального макрорегиона сильно искажаются за счет Московской агломерации и произвести перерасчет без учета московского региона, то главной жертвой экономических неурядиц последних лет в стране оказывается окружающий московский регион пояс бедных областей Центральной России. По совокупности реальные среднедушевые доходы в этом и без того небогатом поясе за 2013–2018 годы снизились почти на 6%.

Хотя утверждать, что бедные стали беднее, а богатые – еще богаче, тоже нет оснований. Если эту «среднюю температуру» по макрорегиону детализировать до отдельных субъектов федерации, то становится видно, что корреляции — ни прямой, ни обратной — между уровнем благосостоянии и тепами роста реальных денежных доходов в России нет. Так, в нижней части рейтинга разместилась такая разношерстная компания, как Тува, Челябинская и Самарская области, Пермский край.

Имеется явно выраженное различие в оценке уровня бедности, то есть доли граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. В среднем по России Росстат приводит оценку в 13,2% всего населения страны. Однако в разрезе отдельных макрорегионов можно выделить как более благополучные макрорегионы: Центральный (9,2%), Центрально-Черноземный (9,8%), Северо-Западный (10,8%), Уральско-Сибирский (12,2%), Волго-Камский (12,5%), — так и районы широкого распространения бедности, значительно превышающей среднероссийские показатели: Южно-Сибирский (16,2%), Дальневосточный (16,3%), Северо-Кавказский (16,4%), Ангаро-Енисейский (19,6%) макрорегионы. Наличие слаборазвитого Северо-Кавказского макрорегиона в этом скорбном списке совершенно не удивляет. А вот высокие показатели бедности в стратегических и богатых ресурсами восточных регионах России вынуждают задуматься, правильно ли проводится политика экономического развития в их отношении.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Московский креативный бульон Московский креативный бульон

Москва показала, что креативные индустрии могут давать макроэкономический эффект

Эксперт
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
«И для Еврозоны, и для Китая это колоссальныи вызов» «И для Еврозоны, и для Китая это колоссальныи вызов»

Насколько важны итоги выборов президента США для мировой экономики

Деньги
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Город Геркулеса Город Геркулеса

Геркуланум уничтожило – и сохранило для нас – то же извержение Везувия

Вокруг света
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Помогает ли коллаген здоровью суставов и кожи Помогает ли коллаген здоровью суставов и кожи

Что такое коллаген? Нужно ли его пить для здоровья кожи?

ТехИнсайдер
Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты

Что происходит с телом человека под воздействием анестезии?

ТехИнсайдер
Шедевр реактивного искусства Шедевр реактивного искусства

Третье поколение космических двигателей SpaceX Raptor: с прицелом на Марс

ТехИнсайдер
Сергей Вялов: «Прибегать к Сергей Вялов: «Прибегать к

Нужно ли чистить печень? Отвечает врач гепатолог-гастроэнтеролог

Здоровье
3 признака того, что у вас с партнером «синдром соседа» 3 признака того, что у вас с партнером «синдром соседа»

Как понять, что вы больше не любовники, а просто сожители?

Psychologies
Путешествие Ленга в Томбукту Путешествие Ленга в Томбукту

Шотландец, француз и полумифический мусульманский город

Знание – сила
Как вернуть голос Как вернуть голос

Можно ли восстановить голос без помощи врача?

Лиза
Брачный контракт: за и против Брачный контракт: за и против

Брачный договор: в каких случаях его стоит заключать?

Psychologies
Огонь царей Огонь царей

Переосмысление истории предков, чтобы избавиться от семейного проклятья

Grazia
Как сериал «Ничего не говори» рассказывает о конфликте в Северной Ирландии Как сериал «Ничего не говори» рассказывает о конфликте в Северной Ирландии

«Ничего не говори»: трагедия Джин МакКонвилл и теракт в Северной Ирландии

Forbes
«Еретик»: религиозный хоррор с Хью Грантом в роли профессора-маньяка «Еретик»: религиозный хоррор с Хью Грантом в роли профессора-маньяка

Чем впечатляет хоррор-триллер «Еретик»?

Forbes
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком» Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком»

У меня возникли сомнения: действительно ли мне доверяют, не ошиблись ли?

Коллекция. Караван историй
Город солнца Город солнца

Самые яркие локации столицы солнечной Мордовии — Саранска

Лиза
«7 раз подумай, 1 раз выброси»: самые опасные бытовые отходы, которые нужно утилизировать правильно «7 раз подумай, 1 раз выброси»: самые опасные бытовые отходы, которые нужно утилизировать правильно

Какие бытовые отходы считаются опасными и приносят наибольший вред природе

ТехИнсайдер
Открыть в приложении