Образовательная платформа «Нетология» делает ставку на «мягкую силу»

ЭкспертБизнес

Самый человечный онлайн-университет

Чтобы не проиграть в конкурентной борьбе технологическим гигантам, пионер российского EdTech образовательная платформа «Нетология» делает ставку на «мягкую силу».

Вера Краснова

Генеральный директор «Нетологии» Марианна Снигирева: «У взрослого человека нет времени, ему не до развлекательных вещей, но важен системный подход, структура, чтобы быстро ухватить суть»

«Сомнительный подход к обучению», «Напрасная трата денег», «Не тянет даже на тройку», «Разочарован», «Абсолютно бесполезное обучение. Очень недовольна», «Сложно, если ты новичок», «Для новичка — очень удобно и полезно», «Обучение супер! Но надо быть готовым к трудностям обучения», «Обучение на 5+, если вы, конечно, учиться планируете!», «Я в восторге!», «Превосходная школа», «Только положительные эмоции и приличный багаж знаний». Столкнувшись в Otzovik.ru с такой вот палитрой отзывов выпускников об онлайн-университете дополнительного профессионального образования (ДПО) «Нетология», трудно отделаться от мысли, что кто-то из этих двоих — учебного заведения и его целевой аудитории — не вполне адекватен: или «Нетология» норовит выдать себя за кого-то не того, или взрослые студенты не знают, чего хотят. Или и то и другое.

Бизнес «Нетологии», первого EdTech-проекта на рынке ДПО, последнее время растет бурно. За пандемийный год компания удвоила выручку, заработав миллиард рублей (правда, это можно было объяснить всеобщей онлайн-лихорадкой на фоне ковида). Однако планы на 2021 год — снова удвоиться, о чем сообщила генеральный директор Марианна Снигирева, свидетельствуют уже о наличии стратегии. Интересно, что взрывной рост желающих учиться в «Нетологии» во время локдауна отразился не только на массиве отзывов выпускников, но и на оценке пройденного ими курса. Шаткое равновесие итоговых «Да, рекомендую поступать в “Нетологию”» и «Нет, не рекомендую», наблюдаемое до пандемии, сменилось безоговорочным преобладанием «да» — его ставили в три раза чаще, чем «нет», и в 2021 году этот тренд еще усилился. В чем тут дело? Или пришли более зрелые студенты, или «Нетология» усовершенствовала свой образовательный продукт?

В пандемию и после нее резко вырос уровень удовлетворенности студентов обучением в «Нетологии». Источник: otzovik.com

Между тем пандемия задала еще один тренд — отставание «Нетологии» от рынка, выросшего в 2020 году на 140%. Онлайн-услуги ДПО предоставляют сегодня уже шесть десятков компаний, а реально задают тон такие игроки, как Skillbox, Geekbrains, Skillfactory (все принадлежат Mail.ru Group) и «Яндекс. Практикум», причем первые два обходят «Нетологию» и по размеру бизнеса, и по темпам роста. Причин тому несколько. «Многие наши конкуренты зашли на рынок, копируя нас, но потом многое сделали сами, и какие-то вещи они делают уже лучше “Нетологии”. В частности, Skillbox прекрасен в маркетинге и продажах. “Яндекс. Практикум” — в изобретательности онлайн-тренажеров», — говорит основатель «Нетологии» Максим Спиридонов. К соперничеству в творческой части и управлении бизнес-процессами добавляются неравные возможности финансирования, где «Нетологии» — чисто образовательному проекту — приходится противостоять, по сути, технологическим гигантам Mail.ru Group и «Яндексу». Речь идет об инвестициях в разработки, маркетинг, наконец, в опережающий рост зарплат преподавателей на фоне их дефицита, вызванного взрывным ростом спроса на онлайн-образование.

Основатель «Нетологии» Максим Спиридонов

Стратегия «Нетологии» в условиях такой жесткой конкуренции кажется нетривиальной: решено сконцентрироваться не на технологиях, что ожидаемо для онлайн-рынка, а на человеческом факторе. Поставлена задача добиваться максимальной удовлетворенности клиента, то есть такого качества продукта в широком смысле, чтобы обучающийся мог достигать своей цели максимально эффективно — получать качественные знания и навыки с минимальными затратами времени. «Мы считаем, что мы, как мало кто, заботимся о качестве продукта и удовлетворенности пользователей. И это такое теплое человеческое участие, высокая вовлеченность и инициатива в желании помочь пользователю дойти до его образовательной цели, на мой взгляд, отличает “Нетологию” от ее конкурентов», — поясняет Максим Спиридонов.

На деловом языке это означает развитие бренда, в основе которого именно образовательные, а не технологические или коммерческие ценности. «Мы будем сохранять свой фокус на качестве, потому что мы очень на это заточены, для нас образовательные цели важнее коммерческих, и репутация бренда тоже большая ценность. Но, конечно, я считаю, что в будущем это конвертируется в коммерческий успех», — уверена Марианна Снигирева.

Между формой и содержанием

«Нетология», созданная в 2011 году, начинала с очных курсов обучения новой тогда профессии «интернет-маркетолог». «На старте цели у нас были довольно незатейливые: освоить увиденную нами нишу обучения digital-профессиям. Причем обучение проходило в офлайне, и только через год-полтора возникла мысль перевести все это в онлайн», — вспоминает Максим Спиридонов. Онлайн-формат давал возможность масштабировать бизнес, а интуиция подсказывала, что существует огромный пустой рынок обучения интернет-профессиям. Этот спрос обычные вузы не могли удовлетворить из-за своей консервативности и неповоротливости, а в онлайне максимум, что предлагалось тогда, были курсы для программистов, например от того же Geekbrains.

И чутье не подвело предпринимателя: сегодня объем онлайн-рынка ДПО достиг нескольких десятков миллиардов рублей. «За годы выросло море маленьких, средних и даже несколько крупных проектов с миллиардными оборотами, которые предлагают именно то, что мы увидели как возможность и показали рынку десять лет назад. То есть гипотеза полностью подтвердились», — резюмирует Спиридонов.

Следующую трансформацию «Нетологии» пришлось предпринять уже в онлайне, на сей раз речь шла о методике обучения. Дело в том, что первоначально планировалось просто выкладывать в интернет имеющиеся записанные лекции и семинары, объединив их в курсы. Со временем это позволило бы собрать библиотеку курсов и продавать подписку на них — так работали крупные международные образовательные платформы, и, кстати, именно такой формат обсуждался в те годы применительно к выходу на онлайн-рынок традиционных университетов. Но оказалось, что в России, во-первых, не готовы платить за то, что выложено в сети, и большая часть курсов «Нетологии» скачивалась пиратами, а во-вторых, даже бесплатные курсы люди бросали, не дослушав до конца. Было ясно, что «говорящие головы» плохо мотивируют к обучению, нужна другая методика — с обратной связью, возможностью задавать вопросы, домашними заданиями, консультациями, работой в группах и другими интерактивными приемами.

В методике обучения «Нетология» была не сильна, зато в ней преуспели работавшие в интернете несколько проектов школьного дополнительного образования. В 2014 году Максим Спиридонов познакомился с руководителями онлайн-курсов «100 ЕГЭ» по подготовке школьников к олимпиадам и экзаменам (в настоящее время — онлайн-школа «Фоксфорд», входит в «Нетологию-групп»), и они довольно легко договорились о слиянии двух бизнесов. «Нетология» усиливала школьный проект своими компетенциями в маркетинге, а взамен получала ценный опыт разработок образовательного продукта. Секрет методического мастерства «100 ЕГЭ» заключался в приглашении преподавателей из лучших московских вузов, тщательной работе над структурой учебного материала, методикой ведения урока и проверки домашних заданий с помощью тестирования. Сегодня эти подходы — базовые для «Нетологии», а держит конструкцию принцип наставничества, общения между учащимися и преподавателями в ходе обучения.

Инвесторы разогрели рынок

Качественная разработка учебных курсов подняла планку финансирования «Нетологии». Впрочем, Максим Спиридонов еще раньше начал искать внешних инвесторов, и первым таким партнером стал венчурный фонд Inventure Partners: весной 2014 года он инвестировал в «Нетологию» 600 тыс. долларов, исходя из оценки бизнеса в 5,6 млн долларов. Осенью того же года — в связи со слиянием «Нетологии» со «100 ЕГЭ» — фонд вложил в проект еще 1,1 млн долларов. А через полгода к Inventure Partners присоединился фонд Buran Venture Capital, и они вместе инвестировали в «Нетологию-групп» 2,1 млн долларов.

По мнению Максима Спиридонова, первые внешние инвестиции не только дали разогнаться самой «Нетологии-групп», но и способствовали привлечению внимания ко всему российскому EdTech: «Информация о полученных нами миллионах долларов выплеснулась в отраслевую прессу, инвесторы стали этим интересоваться, и возник целый ряд проектов, которые так или иначе стали нашими последователями. И SkillBox, и GeekBrains, и SkillFactory, и “Яндекс. Практикум” создавались либо под впечатлением от “Нетологии”, либо менеджерами, которые росли под моим руководством и потом ушли в самостоятельное плавание». Еще одним сильным толчком для развития рынка послужил приход в 2017 году в «Нетологию-групп» стратегического инвестора — инвесткомпании «Севергрупп» Алексея Мордашова. При объеме выручки 300 млн рублей бизнес «Нетологии-групп» был оценен, по неподтвержденным данным, в 50–60 млн долларов, и «Севергрупп» выкупила доли венчурных фондов — 40% акций. Вливание непосредственно в бизнес «Нетологии-групп», по разным оценкам, составило от пяти до десяти миллионов долларов.

В 2017–2019 годах рынок охватил инвестиционный бум: объем ежегодных инвестиций вырос почти в пять раз — с 7 до 34,5 млн долларов. А всего за три года, по официальным данным, то есть без учета той же сделки «Севергрупп» и «Нетологии-групп», было инвестировано 55 млн долларов. С учетом же непубличных сделок объем финансовых вливаний в онлайн-ДПО оценивается не менее чем в 80 млн долларов. В отрасль пришли технологические гиганты. Mail.ru Group выкупила контрольные пакеты GeekBrains и SkillBox, а в 2020 году — миноритарный пакет SkillFactory с правом дополнительного выкупа акций. Осенью 2019 года «Яндекс» объявил о планах в ближайшие три года инвестировать в EdTech-проекты, как свои, так и сторонние, пять миллиардов долларов.

Новый акционер — новая стратегия

Одним из условий сделки с инвесткомпанией «Севергрупп» было предоставление ему опциона на выкуп оставшихся у Максима Спиридонова 60% акций «Нетологии-групп». Весной 2021 года срок опциона наступил, Спиридонов покинул проект, и теперь за реализацию его стратегии отвечает команда управленцев во главе с Марианной Снигиревой. Впрочем, по словам Снигиревой, она и другие менеджеры, пришедшие в компанию вместе с новым акционером четыре года назад, уже давно взяли бразды правления в свои руки: «Мы понимали, что в целом бизнес перерос своего основателя и нам тесно в старой парадигме, что мы мыслим шире и стратегия меняется».

Новая парадигма развития «Нетологии» предполагает серьезную корректировку стратегии. Речь идет о том, чтобы сосредоточиться на развитии в нише ДПО, отказавшись от идеи Максима Спиридонова создать на основе двух образовательных платформ, входящих в «Нетологию-групп» («Нетологии» и «Фоксфорда») онлайн-университет, то есть единое образовательное пространство, охватывающее двадцать лет жизни человека начиная с дошкольного возраста. Но, по мнению Марианны Снигиревой, у этой бизнес-идеи в реальности нет никакого основания, кроме того что дети вырастают и становятся взрослыми. Напротив, у «детской» и «взрослой» платформ все разное, начиная с мотивации целевой аудитории, методик и форматов занятий и заканчивая преподавательскими кадрами. «У школьника, к примеру, есть много времени на то, чтобы учиться, и при этом для лучшего усвоения материала, наверное, необходимы такие приемы, как геймификация. У взрослого совсем другая история: нет времени, ему не до развлекательных вещей, но важен системный подход, структура, чтобы быстро ухватить суть. С точки зрения создания контента между “взрослой” и “детской” платформами тоже большая разница. Школьное образование консервативно, если, допустим, мы сняли курс по биологии, то до следующих кардинальных изменений там пройдет лет десять. А “взрослые” программы мы обновляем на двадцать-тридцать процентов каждый год», — поясняет она. Так что теперь «Нетология» и «Фоксфорд» развиваются самостоятельно.

В то же время, сосредоточившись исключительно на ДПО, руководство «Нетологии» активно расширяет целевую аудиторию, в первую очередь за счет новых направлений обучения. Если раньше на платформе обучали только интернет-профессиям: интернет-маркетингу, программированию, дизайну, аналитике, product-менеджменту и project-менеджменту, — то в 2020 году было открыто направление MBA с фокусом на цифровые технологии — для топ-менеджеров и предпринимателей. Кроме того, появились курсы по soft skills: тайм-менеджменту, самопрезентации, построению команд и т. д., ориентированные как на управленцев, так и на обычных людей, интересующихся этой тематикой. В этом году «Нетология» выходит на рынок высшего образования: объявлен набор на две магистерские программы — «Цифровое предпринимательство» (организована совместно с ИБДА РАНХиГС), и «Управление цифровым продуктом» (совместно с НИУ ВШЭ).

Как результат, аудитория «Нетологии» в 2020 году не только выросла, но стала меняться ее структура. Наряду с традиционными категориями учащихся онлайн-курсов — теми, кто приходит за «цифровой» профессией или за расширением кругозора, появились два новых сегмента — топ-менеджеры и корпоративные заказчики, причем и те и другие с более высокими средними чеками. Замечены также изменения в возрастной структуре учащихся. Ядро целевой аудитории «Нетологии» составляют люди в возрасте активного поиска работы — 25–34 года (50%), но за последний год резко выросли группы 18–24 лет (рост на 77%), 35–44 лет (рост на 80%) и старше 45 лет (рост на 104%). Наконец, произошел прирост числа студентов из регионов: если раньше на платформе учились преимущественно москвичи и петербуржцы, то теперь география аудитории охватывает Екатеринбург, Пермь, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Самару и Уфу.

Ядро целевой аудитории «Нетологии» составляют люди в возрасте активного поиска работы — 25–34 лет. Источник: данные компании

Расширение возрастных и географических границ целевой аудитории означает в том числе включение в нее людей с относительно невысокими доходами. «Нетология» предпринимает специальные шаги для этого, предоставляя студентам кредиты, уплату банковских процентов по которым берет на себя. Желающие могут пройти бесплатный короткий курс по диджитал-специальностям в качестве профориентации. «У нас очень много студентов с размытыми целями, им нужна какая-то новая жизнь, новая работа, но они иногда даже не могут сформулировать, какая именно. И это тоже наша задача — помогать человеку сформулировать себе эту цель», — говорит Марианна Снигирева.

Собственно, главный фокус — на человеке, его интересах в образовании — остается для «Нетологии» неизменным. В модели бизнеса сохраняется исторически сложившийся большой объем живого сопровождения курсов: занятия в форме вебинаров, помощь координаторов, участие аспирантов, то есть учащихся продвинутых ступеней, в объяснении материала новичкам и тестировании их домашних заданий. Последние работают не за деньги, а за возможность самим пройти еще один курс обучения, что говорит о лояльности «Нетологии» выпускников и об изобретательности компании в способах сокращения затрат.

Впрочем, использование дешевого аспирантского труда, видимо, имеет свою оборотную сторону. Довольно много жалоб в Otzovik.ru связано именно с качеством обратной связи, ее задержкой или отсутствием. По словам г-жи Снигиревой, в процессе обучения студенты тоже оставляют отзывы о занятиях, и если встречаются недовольные, то с каждым разбираются отдельно. Точно так же анализируются все случаи, когда студент решает прервать обучение: «Если человек говорит, что он не успевает, не справляется, для нас это сигнал: а мы можем как-то иначе процессы выстраивать, чтобы он успевал лучше?»

***

Образовательная платформа «Нетология» основана в 2011 году. Осуществляет полный цикл профессионального дополнительного образования по направлениям: интернет-маркетинг, бизнес и управление, дизайн, программирование, аналитика, MBA, развитие soft skills и высшее образование. Разработано более 200 курсов. Зарегистрировано 1,2 млн пользователей, из которых более 100 тыс. — студенты платных программ. Внештатные преподаватели — около двух тысяч человек.

Выручка — 1 млрд рублей.

Число сотрудников — 330 человек.

Фото предоставлено образовательной платформой «Нетология»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новая жизнь за партой Новая жизнь за партой

Рынок дополнительного образования для взрослых переживает подъем

Эксперт
Полина Luxury Girl: интервью о хейтерах, стримах, рыбалке и фильмах для взрослых Полина Luxury Girl: интервью о хейтерах, стримах, рыбалке и фильмах для взрослых

Актриса из фильмов 18+ Полина Марченко — обо всем и сразу

Maxim
«В школах должно возникать как можно больше правильных конфликтов» «В школах должно возникать как можно больше правильных конфликтов»

Детей нужно обучать разрешению конфликтов, а педагогов — умению уступать

Эксперт
Чем опасны лидеры с уязвимым эго: 7 негативных особенностей Чем опасны лидеры с уязвимым эго: 7 негативных особенностей

Как даже хорошо скрываемая уязвимость мешает принимать верные решения

Psychologies
«Новые технологии стерли былые социальные перегородки» «Новые технологии стерли былые социальные перегородки»

Пятерка главных «гуманитарных» трендов, изменивших мир за 15 лет

РБК
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
Лондонская биржа металлов хочет подписать себе приговор Лондонская биржа металлов хочет подписать себе приговор

Запрет на поставки российского металла спровоцирует серьезное сокращение оборота

Эксперт
Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа

Как с помощью перманентного макияжа можно преобразить ареолы груди

VOICE
Внутренний ребенок: как и зачем с ним общаться? Внутренний ребенок: как и зачем с ним общаться?

Познакомиться и подружиться со своим внутренним ребенком, чтобы стать счастливее

Psychologies
Роль керамического искусства в интерьере. Художник Никита Макаров — о том, как сформировать коллекцию Роль керамического искусства в интерьере. Художник Никита Макаров — о том, как сформировать коллекцию

Художник Никита Макаров — как прикладное искусство преображает повседневность

СНОБ
Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа

Как удалить ненужный объект с фото онлайн — быстро и бесплатно

CHIP
Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров

Отрывок из книги «Время заблуждений» — почему мы верим в ложные убеждения?

Inc.
Пасхальная оология Пасхальная оология

Красим яйца вместе с птицами

N+1
«Память»: драма с Джессикой Честейн о том, как мы переживаем травмы и забываем их «Память»: драма с Джессикой Честейн о том, как мы переживаем травмы и забываем их

Как режиссер Мишель Франко говорит о проживании трагедии в фильме «Память»

Forbes
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
Их не читали две тысячи лет Их не читали две тысячи лет

ИИ позволил начать чтение свитков, две тысячи лет остававшиеся недоступными

Дилетант
Мужчина, позвольте… Мужчина, позвольте…

Как флирт помогает держать себя в тонусе: 5 неочевидных плюсов

Лиза
Почему креативность — ключевой навык будущего Почему креативность — ключевой навык будущего

Почему работодатели стали обращать внимание именно на креативность сотрудников?

СНОБ
Почти как люди: почему и как растет рынок товаров для питомцев в России и зарубежом Почти как люди: почему и как растет рынок товаров для питомцев в России и зарубежом

Чем обусловлен рост рынка зоотоваров?

Inc.
Жизнь после измены: как восстановить доверие Жизнь после измены: как восстановить доверие

Как можно восстановить доверие после того, как партнер изменил

Psychologies
Невозможный человек! Невозможный человек!

7 советских актеров, чей характер оказался слишком тяжелым в работе

Лиза
Семейное дело: как дети режиссеров идут по стопам родителей и строят карьеру в кино Семейное дело: как дети режиссеров идут по стопам родителей и строят карьеру в кино

Профессию в киноиндустрии «наследуют» не только актеры, но и режиссеры

Forbes
«От дам-патронесс до женотделовок: История женского движения России» «От дам-патронесс до женотделовок: История женского движения России»

Как появилось высшее женское медицинское образование

N+1
Во имя отца, сына и святого лука: все о непростых отношениях моды и христианства Во имя отца, сына и святого лука: все о непростых отношениях моды и христианства

Вспоминаем самые яркие союзы моды и церкви, заключенные на небесах

Правила жизни
Как окружение влияет на наш успех: 3 типа людей, которых стоит избегать Как окружение влияет на наш успех: 3 типа людей, которых стоит избегать

Как негативные люди влияют на наш успех?

Psychologies
«Как я приняла свою негативно настроенную мать»: 6 уроков «Как я приняла свою негативно настроенную мать»: 6 уроков

Как научиться быть счастливой, несмотря на негатив, исходящий от близких?

Psychologies
Что такое романтическое пристрастие и как от него избавиться Что такое романтическое пристрастие и как от него избавиться

Как не попасть в нездоровые любовные отношения и что делать, если в них угодили?

Psychologies
Тру-крайм по-русски: как Леонид Каневский, бессменный ведущий передачи «Следствие вели…», стал культовой фигурой для зумеров Тру-крайм по-русски: как Леонид Каневский, бессменный ведущий передачи «Следствие вели…», стал культовой фигурой для зумеров

В чем феномен популярности передачи «Следствие вели…»?

Правила жизни
«Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon «Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon

«Тишина на площадке»: самая показательная история о цене подростковой славы

Forbes
Ключ к гармонии: 4 потребности и как их закрыть Ключ к гармонии: 4 потребности и как их закрыть

Как потребности более высокого уровня влияют на нашу жизнь?

Psychologies
Открыть в приложении