YouTube-каналы самых узнаваемых персонажей культурного мира

ЭкспертHi-Tech

Русский культурный YouTube: Парфенов, Эйдельман, Юзефович

YouTube-каналы самых узнаваемых персонажей культурного мира.

Вячеслав Суриков

Parfenon Леонида Парфенова

Дата основания — 16 февраля 2018 года, 990 тыс. подписчиков, 81,8 млн просмотров

Пришествие на YouTube Леонида Парфенова три года назад само по себе стало событием. Он один из самых значительных персонажей отечественного телевидения 1990-х, с карьерой, прочертившей сложную траекторию, в одной из самых длительных фаз которой он оставался автором документальных проектов для Первого канала. Ему удалось создать два выдающихся телевизионных бренда — «Старые песни о главном» и «Намедни». Если «Песни» запомнились как один из самых ярких проектов 1990-х, всколыхнувших ностальгию по советскому времени, но быстро исчерпавших себя, то «Намедни» был придуман как проект, длящийся непрерывно, обращенный не только в прошлое отдаленное, но и в прошлое, которое свершилось буквально вчера. И самым ожидаемым событием, связанным с появлением Леонида Парфенова на YouTube, было как раз возобновление «Намедни», которое в конце концов и состоялось. В дополнение к 43 сериям, снятым на телеканале НТВ, за три года на YouTube Парфенов снял еще 33 серии, в которых то погружается на историческую глубину до 1946 года, то дотягивается до недавнего 2020-го.

Формат программы «Намедни», которая в процессе работы над проектом трансформировалась в НМДНИ (канал НТВ выразил претензию из-за использования изначального бренда), заметно усовершенствовался. Из камерной телевизионной студии, оформленной в стиле библиотечной картотеки, Леонид Парфенов перебрался на большую эффектно оформленную сцену. В кадре стали появляться не только исторические объекты, но и исторические персонажи. Если в случае повествования о периоде с 1946 по 1960 год в этом качестве выступали актеры с той или иной степенью внешнего сходства с историческими прототипами, то в фильмах, повествующих о последнем семнадцатилетии, в студию стали приходить уже сами герои тех или иных событий. Еще одно новшество, которого не было в фильмах, сделанных на НТВ, — участие музыкантов, резко преобразивших концертными номерами устоявшийся формат информационного шоу. Длительность эпизодов заметно увеличилась — в отличие от эфирного телевидения YouTube не обязывает к ограничениям по хронометражу.

Но самым любопытным явлением на канале Parfenon стала серия программ, в которых Леонид Парфенов рассказывал о том, на каких выставках побывал и какие театральные представления видел, выступая здесь в не самой привычной для него роли культурного обозревателя. По всей видимости, это были программы с самым минимальным бюджетом из всех, сделанных Парфеновым. В этом случае он чаще обходился без оператора, снимая сам себя, а затем объединяя сюжеты в единую программу, вместо студии сидя в домашнем интерьере среди растений или на фоне книжных полок с неизменным бокалом вина в кадре. Именно в этих выпусках Леонид Парфенов проявил умение оставаться узнаваемым по стилю ведущим даже при минимуме технических возможностей, наравне с большинством ютьюберов обходясь минимум технических средств. В его лице зрители обрели эрудированного рассказчика, который попадал в самые необычные культурные места и мог эффектно их описать.

Леонид Парфенов как знаковая фигура своим появлением ускорил процесс превращения YouTube из «подпольного» телевидения в новый мейнстрим. Своим примером он продемонстрировал, что на YouTube можно не только показывать программы, которые уже вышли в телевизионный эфир, как делает большинство телевизионных каналов, присутствующих на YouTube, и собирать дополнительную аудиторию, но и создавать здесь оригинальные проекты. Документальные фильмы на YouTube стали привлекать аудиторию, вполне сопоставимую по численности с аудиторией федеральных каналов. На сегодняшний день проекты Парфенова — самые масштабные и самые технически и организационно сложные в русском сегменте YouTube, которые соседствуют с нарочито просто сделанными выпусками, предполагающими минимальные затраты.

Уроки истории с Тамарой Эйдельман

Дата основания — 8 октября 2019 года, 236 тыс. подписчиков, 13 млн просмотров

До создания канала на YouTube Тамара Эйдельман на протяжении всей своей учительской карьеры сочетала преподавание в школе с взаимодействием с медиа в самых разнообразных форматах. Она дочь одного из самых известных советских историков Натана Эйдельмана, который, ко всему прочему, был еще и популяризатором исторической науки. Тамара Эйдельман — один из не слишком частых случаев, когда дочь становится продолжателем дела своего отца. И все же до сих пор она находилась на периферии общественного внимания, оставаясь в тени тех медийных брендов, с которыми сотрудничала. Выйти из этой тени ей позволили новые медиа — она завела Telegram-канал, для которого писала столь яркие тексты, что их стали цитировать другие медиа; следующим шагом стало создание канала на YouTube (на тот момент ей было почти шестьдесят лет), где храбро ринулась на завоевание внимания новой аудитории. Несмотря на то что ее продукт визуально очень прост, альтернативы ему на YouTube на момент его появления не было и до сих пор нет.

Это не что иное, как уроки истории, которые по формату представляют собой иллюстрированную лекцию. В ней Тамара Эйдельман предстает перед аудиторией как способный увлечь ее рассказчик. В ее роликах история предстает в виде, наиболее соответствующем первоначальному значению этого слова, — это именно история, у которой есть завязка, кульминация и развязка. До Тамары Эйдельман в схожем формате историю для широкой публики популяризировала Наталья Басовская, которая просто не успела создать персональный канал. Если бы не ее смерть в 2019 году, вполне возможно, что и она однажды решилась бы обратиться к аудитории через YouTube. В стиле общения Тамары Эйдельман просматривается дидактичность, видимо, сказывается опыт школьной работы, стаж которой, по ее собственным словам, насчитывает сорок лет. Тамара Эйдельман умеет и увлечь, и настоять на той интерпретации, которая ей самой кажется наиболее убедительной.

Меньше чем через два года после появления канала Тамара Эйдельман завершила свою учительскую карьеру, видимо посчитав, что дань школе и ученикам за сорок лет была отдана ею сполна, или же сочтя необходимым сосредоточить все усилия на развитии собственных медиа на платформах Telegram и YouTube. Для поддержки канала она принимает пожертвования на платформе Patreon, одной из самых популярных среди авторов YouTube, и заявляет о своей открытости рекламным предложениям. По ее словам, поступления через платформу Patreon позволяют ей обеспечить качественную съемку — ее картинка смотрится намного эффектнее некоторых выпусков, например, канала Parfenon, а в будущем она обещает выйти за рамки собственной квартиры, которая сейчас выступает в роли студии, и отправиться в путешествие на места истерических событий и проводить съемки уже там. Возможно, если планы Тамары Эйдельман осуществятся, в итоге мы увидим на ее канале что-то похожее на исторические фильмы, жанр которых кристаллизовался усилиями журналистов британского BBC.

Самый большой хит Тамары Эйдельман — ролик «Загадки цивилизации майя». У него больше пятисот тысяч присмотров. Из него следует, что очень часто историки довольно смутно представляют себе события, которые происходили на Земле несколько тысяч и даже несколько сотен лет назад. Им доступно только приблизительное знание, но что было на самом деле, узнать, скорее всего, уже не суждено. Этот ролик самый концептуальный из всех, что есть на канале Тамары Эйдельман. В нем история предстает не как цепь очевидных, связанных друг с другом событий, смысл которых можно легко трактовать даже обычным школьникам, а как цепь загадок, которые ученые не могут разгадать и по сей день. И как только мы начинаем смотреть на исторические события именно в этом ракурсе, они сразу приобретают дополнительную притягательность.

Галина Юзефович

Дата создания — 2 октября 2020 года, 59,8 тыс. подписчиков, 2,5 млн просмотров

После того как Лев Данилкин сложил с себя полномочия главного книжного критика, они перешли Галине Юзефович. Она стала критиком, к мнению которого прислушивается наибольшее количество читателей. Этот статус она обрела, еще будучи автором сайта «Медуза» (средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента) и утвердилась в нем, став постоянным ведущим рубрики «Библиотека имени Эрнста» в популярнейшем шоу «Вечерний Ургант». Здесь Юзефович рассказывает о книгах, которые прочитала, и определяет их читательскую ценность. Галина Юзефович, в отличие от Леонида Парфенова, не относится к числу людей, которые словно были рождены, чтобы работать на камеру. Но ее появление в «Вечернем Урганте» прибавило ей не только узнаваемости, но и уверенности в себе. Что роднит ее с Парфеновым и Эйдельман, так это владение навыком рассказчика, отточенным на лекциях, которые она помимо Creative Writing School и Высшей школы экономики читает в самых разнообразных местах, популяризируя книги, их авторов и чтение как процесс.

На момент выхода этого текста на канале Галины Юзефович 31 ролик, в которых развернутый рассказ о книгах в рубрике «Юзефович рекомендует» перемежается с интервью с персонажами, которые могут привлечь внимание аудитории YouTube. Самое большее количество просмотров — больше 300 тысяч — у ролика, в котором Галина Юзефович интервьюирует одного из самых востребованных политологов современности Екатерину Шульман. У роликов, посвященных исключительно книгам, записанных в жанре книжного стендапа, просмотров заметно меньше. Самой большой результат у «Что почитать на майских праздниках» — 37 тысяч. В качестве интервьюера Галина Юзефович пока только осваивается, но даже по ее первым опытам можно заметить, что этот жанр ей не чужд, и, несмотря на пока еще очень скромный опыт, она в состоянии им овладеть. Но и уже достигнутые результаты, исчисляющиеся сотнями тысяч просмотров, производят впечатление.

В роликах Юзефович не просматривается какой-то стройной стратегии. Скорее всего, она действует или по наитию, выбирая того собеседника, с которым ей самой хотелось бы поговорить, а тот готов откликнуться на ее предложение, либо, как это обычно бывает, сам собеседник готов прийти к ней на встречу и ответить на вопросы. Авторов художественных произведений среди собеседников Юзефович всего четверо: Александр Пелевин, Захар Прилепин, Дмитрий Глуховский и Яна Вагнер. На канале есть интервью с Антоном Долиным — кинокритиком и автором книг о кино и Дианой Арбениной — музыкантом и автором книг поэтических. По количеству просмотров каждого из роликов можно оценить степень персональной публичности этих персонажей: наибольшее число просмотров у интервью с Долиным — 246 тысяч, наименьшее, 42 тысячи, — у автора книги «Эпидемия» Яны Вагнер.

Опыт Галины Юзефович свидетельствует о том, что современным писателям, за редким исключением, не свойственна публичность. Автор канала, посвященного книгам, который заинтересован в том, чтобы его ролики получали как можно большее количество присмотров, будет вынужден приглашать на свой канал людей с уже прокачанной медийностью: актеров, режиссеров, музыкантов. Впрочем, для канала, созданного всего полгода назад, два с половиной миллиона просмотров — отличный результат, который обеспечен прежде всего активностью Юзефович в социальных сетях Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), а с недавних пор еще и ведением Telegram-канала «Рыба Лоцман». Мы имеем дело с автором канала, который стал таковым, скорее всего, в силу необходимости выхода на новую аудиторию, после того как ее прирост в соцсетях стабилизировался. В успехе этого канала заинтересован и сам автор, который видит свое назначение в общении с как можно большей аудиторией, и книжная индустрия, у которой каждый популяризатор книжного чтения где бы то ни было на особом счету.

Почему YouTube

YouTube все еще проходит по категории альтернативной реальности, несмотря на то что основные медийные корпорации сейчас производят контент в расчете на две аудитории: тех, кто смотрит его традиционным способом, переключая каналы на домашнем телевизоре, и тех, для кого YouTube стал всеобъемлющей информационной вселенной. YouTube удалось главное: он смог сделать привычным просмотр видео на смартфонах, стимулировав как их продажи, так и развитие мобильного интернета, который уже сегодня необходим пользователям в неограниченных количествах и во все более отдаленных местах. YouTube идеально приспособился к ритму жизни современного человека, заполняя все паузы в его жизни, наполняя смыслом время, которое до сих пор казалось потерянным. Вместе с ритмом потребления контента он изменил и круг его производителей. Теперь помимо привычных игроков в него смогли войти люди, которые до недавних пор даже не представляли себя в таком качестве. YouTube дал им шанс. И они им воспользовались.

Платформа работает по рекламной бизнес-модели, позволяющей пренебречь платой за размещение контента в неограниченных объемах, которую, например, не могут себе позволить платформы, предоставляющих возможность размещать аудиофайлы. Более того, YouTube готов делиться рекламными доходами с владельцами контента, чьи ролики оказываются востребованы аудиторией. И это еще одно колоссальное преимущество YouTube, которое позволяет ему мотивировать авторов на создание роликов, которые решают одновременно две задачи: они восполняют информационный вакуум, а YouTube позволяет своим авторам получать дополнительный, иногда очень существенный, доход. Если же автор оказывается последователен и ритмичен в производстве контента и ему удается достичь не только точечного успеха в отдельных роликах, но и набрать критическую массу подписчиков (этот порог на данный момент оценивается на уровне сто тысяч пользователей), то он выходит на новый уровень взаимодействия с рекламодателями.

Реклама внутри авторских проектов, которая делается самим авторами и произносится от своего лица, — еще одна новация, которая утвердилась на YouTube. Если общепринятая этика ограждает журналистов от прямого донесения рекламы до аудитории, то на YouTube все совсем иначе: вместо роликов — непосредственное обращение автора к зрителям с характеристикой того или иного продукта или услуги. Совмещение амплуа человека, который доносит до зрителей информацию о тех или иных событиях, высказывает свое мнение или интервьюирует знаменитостей и претендует на максимальное доверие аудитории, и амплуа рекламного агента пока никого не смущает. Если ведущий традиционного медиа может дистанцироваться от рекламируемого продукта, то на YouTube автор берет на себя все репетиционные риски, связанные с товаром, который он рекламирует. Самая сомнительная с этой точки зрения акция — реклама алкоголя, который так или иначе появляется в роликах популярных блогеров на YouTube. Как можно догадаться, встав на путь прямой рекламы, блогеры добиваются экономического эффекта: минимум посредников — максимум прибыли.

Этот этический вопрос еще нуждается в выработке общепринятой нормы. Пока ее нет, каждый выживает так, как считает для себя возможным. Культурному сегменту YouTube пока приходится сложнее остальных. Он не так востребован аудиторией и ограничен внутренними рамками. И все же он постоянно расширяется, привлекая все новых и новых людей, которые до недавнего времени и не думали о себе как о ведущих, способных выйти на большую аудиторию. Здесь требуется гибкий подход, как можно более чуткое взаимодействие с аудиторией, к которым небольшие коллективы адаптируются куда легче. И главное, продукт не обязательно должен быть дорогим. Картинка важна, но она не является конкурентным преимуществом. Куда важнее харизма человека, который с тобой разговаривает и его умение рассказывать истории. В этом смысле здесь все по-настоящему.

Фото: Александр Манзюк/ТАСС, Анна Салынская/ТАСС, Владимир Гердо/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Долг лишился иллюзий Долг лишился иллюзий

Вкладчики долго скупали облигации «Роснано». Теперь они столкнутся с реальностью

Эксперт
Пудинг от леди Ди, чатни от Кейт Миддлтон и другие рецепты королевской семьи Пудинг от леди Ди, чатни от Кейт Миддлтон и другие рецепты королевской семьи

Кулинарные привычки жителей Лондона и любимые блюда королевское семьи

Cosmopolitan
Ozon: прибыль на горизонте? Ozon: прибыль на горизонте?

На российском рынке интернет-торговли начинается жестокая битва между игроками

Эксперт
Босые на морозе: как воспитывали детей советские педагоги Никитины Босые на морозе: как воспитывали детей советские педагоги Никитины

Никитиных называли гениальными — педагогов знали в Японии, Европе и США

Cosmopolitan
Слишком сильно расправил плечи Слишком сильно расправил плечи

Как кореец, разгонявший акции, попал на крупнейший в истории маржин-колл

Эксперт
5 признаков разрушительных отношений 5 признаков разрушительных отношений

Основные признаки отношений, из которых надо бежать

Cosmopolitan
Век Африки Век Африки

Рост населения в Западной Африке грозит гуманитарной катастрофой

Эксперт
«Если выработать привычку к телесной осознанности, любое занятие можно превратить в эмбодимент» «Если выработать привычку к телесной осознанности, любое занятие можно превратить в эмбодимент»

Телесный терапевт — о том, как внимание к телу помогает решать проблемы души

Reminder
Превратим планету в парк Превратим планету в парк

Вечная мерзлота — это сверхгигантская углеродная бомба

Эксперт
Умные до ужаса: почему акулы — профессора убийства Умные до ужаса: почему акулы — профессора убийства

Интеллект акул вполне сравним с кошачьим

Вокруг света
Кто и чем управляет в Украине Кто и чем управляет в Украине

Главный редактор «Страны» — о жизни под санкциями и о нормализации Украины

Эксперт
Бомбически рекомендую: музыкант Дмитрий Спирин советует понравившиеся фильмы, музыку и книги Бомбически рекомендую: музыкант Дмитрий Спирин советует понравившиеся фильмы, музыку и книги

Дмитрий Спирин рассказывает о том, что произвело на него впечатление

Maxim
Пот, кровь, слёзы и крест Пот, кровь, слёзы и крест

В конце XI века десятки тысяч людей отправились освобождать Иерусалим

Дилетант
7 лучших научно-фантастических циклов десятилетия 7 лучших научно-фантастических циклов десятилетия

Вспоминаем лучшие фантастические циклы 2010-х годов

Популярная механика
«Когда б не баня, все бы мы пропали. История старинной русской традиции» «Когда б не баня, все бы мы пропали. История старинной русской традиции»

Баня занимает особый статус в русской культуре

N+1
Дефицит пресной воды и плодородной земли вызвал всплеск насилия среди древних жителей Атакамы Дефицит пресной воды и плодородной земли вызвал всплеск насилия среди древних жителей Атакамы

Каждого десятого первого земледельца убили в возрасте 25—30 лет

N+1
Апелляция и кости Апелляция и кости

Как схватка двух динозавров стала предметом громкого судебного разбирательства

Популярная механика
Больно мне, больно: как пережить потерю отношений? Больно мне, больно: как пережить потерю отношений?

Почему нам не удается избежать страдания от расставания и как его облегчить?

Psychologies
«Не будь так скромен – ты еще не настолько велик». Почему скромность мешает успеху «Не будь так скромен – ты еще не настолько велик». Почему скромность мешает успеху

Как скромность может отрицательно сказаться на будущем человека?

СНОБ
15 мыслей Юрия Стоянова 15 мыслей Юрия Стоянова

Юрий Стоянов — о кровопийцах, стендаперах, прошлом, будущем и несбыточном

GQ
Электроны и котики Электроны и котики

Электроны и котики

Наука и жизнь
Экологичный растворитель поможет переработать литий-ионные аккумуляторы Экологичный растворитель поможет переработать литий-ионные аккумуляторы

Экологичный растворитель поможет регенирировать катодный материал

N+1
Путин и самолет. Почему призраки пассажиров малайзийского лайнера преследуют Кремль Путин и самолет. Почему призраки пассажиров малайзийского лайнера преследуют Кремль

Суд по делу об уничтожении рейса МН17 будет дорого стоить российскому обществу

СНОБ
Сторож Мардая Сторож Мардая

Этот секретный поселок в Монголии не нанесен на карты

Вокруг света
Прожить сто счастливых лет: как сформировать здоровые привычки за 12 дней Прожить сто счастливых лет: как сформировать здоровые привычки за 12 дней

Отрывок из книги практикующего врача-эндокринолога Кати Янг «Марафон столетия»

Forbes
Саранча на обед, долгоносики на ужин: где, как и зачем готовят и едят насекомых Саранча на обед, долгоносики на ужин: где, как и зачем готовят и едят насекомых

Насекомые на вашей тарелке

Вокруг света
Класс коррекции: как ухаживать за мужскими бровями? Класс коррекции: как ухаживать за мужскими бровями?

Какие услуги по уходу за мужскими бровями существуют на сегодняшний день?

Esquire
12 чемпионов: Goldman Sachs назвал крупнейшие интернет-бизнесы с российскими основателями 12 чемпионов: Goldman Sachs назвал крупнейшие интернет-бизнесы с российскими основателями

Успешные цифровые компании с российскими корнями

Forbes
Ну здравствуй, это я Ну здравствуй, это я

Пэрис Хилтон возвращается — на волне интереса к нулевым

Tatler
Не надо работать в Goldman Sachs Не надо работать в Goldman Sachs

Эссе сооснователя Netflix Марка Рэндольфа

Inc.
Открыть в приложении