Разговорится ли «русский Zoom»?
На фоне взрывного спроса на IT-решения для удаленной работы российские IT-компании пытаются составить конкуренцию ведущим мировым производителям систем видео-конференц-связи. Если на внутреннем рынке это им удается в корпоративном сегменте, то в массовом секторе услуг для частных пользователей перспективы выглядят не столь многообещающе.
Минувший год стал звездным часом для производителей IT-решений для удаленной работы, в частности для разработчиков систем видео-конференц-связи (ВКС). Если в прежние годы этот сегмент ITрынка развивался сдержанными темпами, то весной 2020 года ситуация кардинально изменилась: во время карантина люди стали активно пользоваться продуктами, позволяющими общаться друг с другом в удаленном режиме. По оценкам международной компании IDC, только за апрель—июнь прошлого года продажи сервисов для видеоконференций в среднем выросли по миру на 47% и достигли 5,5 млрд долларов.
Некоторые ведущие мировые производители решений ВКС сумели «выстрелить» сильнее среднерыночных показателей: в частности, Microsoft нарастила выручку от продаж решений в сегменте ВКС на 49%, компания Avaya — на 104%. Но самым выдающимся примером головокружительного успеха стал взлет американской Zoom. Ранее не столь заметный игрок, эта компания в период пандемии нарастила число своих пользователей в сотни раз, оставив конкурентов далеко позади: если в декабре 2019 года число пользователей этого сервиса составляло 10 млн в день, то в апреле 2020-го оно подскочило до 300 млн. Аудитория компании стала в полтора раза больше, чем у Microsoft Teams (200 млн человек), и втрое больше, чем у Google Meet (100 млн).
В России на звание «русский Zoom» претендует компания Spirit DSP. Как декларирует сама компания, ее обновленное решение VideoMost 8.0 по некоторым своим параметрам не только не уступает Zoom, но и превосходит американский продукт.
Ставка на свой продукт
Компания Spirit DSP была создана в начале 1990-х выпускником МГУ Андреем Свириденко и за годы своего существования добилась международного успеха в сфере разработки технологий передачи голосовой и визуальной информации на расстояние. Компании удалось создать программное ядро («движок») для видеозвонков, которым сейчас пользуются многие ведущие мировые компании. В частности, клиентами Spirit DSP являются производители более 60% смартфонов в мире (среди них Apple, Samsung, HTC, Huawei). Программное решение Spirit также используют такие известные мировые онлайн-сервисы, как Skype и Viber, его закупают крупнейшие мировые операторы связи (AT&T, China Mobile, Korea Telecom), мировые лидеры в области телекоммуникационного оборудования (Avaya, Ericsson, Polycom, см. «Слышать и видеть на расстоянии», «Эксперт» № 11 за 2016 год).
Однако, как и многим другим работающим на международных рынках российским IT-компаниям, Spirit DSP не нравится, что ее разработками пользуются только в виде компонента конечного продукта. Компания стремится освоить более маржинальную бизнес-модель, продвигая готовые решения и сервисы под своим собственным брендом. С этой целью она более десяти лет назад создала свой программный продукт для видеоконференций VideoMost, который активно предлагает как на российском, так и на мировом рынках.
В России VideoMost успешно реализуется в сфере корпоративных продаж: по данным информационно-аналитической компании Tadviser, VideoMost — лидер российского рынка ВКС по числу корпоративных проектов (платных внедрений): с 2005 года в России было внедрено 1276 систем VideoMost. Ближайший конкурент Spirit DSP — российская компания TrueСonf (1216 внедрений), а также еще один отечественный разработчик — Mind (567 внедрений). Вслед за российской тройкой лидеров идут иностранцы — это решение Skype от американской Microsoft (132) и TelePresence от американской Сisco (97; см. график). К другим заметным российским IT-продуктам в области ВКС относятся разработки IVA Technologies, Vinteo, «Яндекс.Телемост», «Видеозвонки» от Mail.ru Group, Webinar, «Сфера» и др.
При этом российские компании активно развивают продажи своих ВКС-систем и за рубежом. Как рассказала «Эксперту» Надежда Алябьева, директор по маркетингу Spirit DSP, решение VideoMost успешно реализуется в Японии, ОАЭ, Индии, во Вьетнаме и в других странах Ближнего Востока и Азии. В частности, недавно российская система была внедрена в японском банке Daishi. Заметным игроком на международной арене уже стала и компания TrueConf, которая успешно продает свой одноименный ВКС-продукт в Германии, США, Турции, Танзании и других странах Европы, Азии, Африки. Например, не так давно о приобретении решения TrueConf для развития своих удаленных коммуникаций объявила американская компания Space Х Илона Маска.
Повышенная защищенность
По мнению участников IT-рынка и крупных пользователей, в последние годы российские производители ВКС-систем составляют достойную конкуренцию зарубежным производителям за счет того, что функционал их решений почти не уступает продуктам иностранных конкурентов, а в некоторых случаях даже превосходит их. При этом внедрение российских ВКС обходится дешевле: например, лицензия c технической поддержкой на использование ВКС-систем от Microsoft или Cisco на предприятии с сотнями рабочих мест может обойтись в несколько десятков тысяч долларов в год, в то время как внедрение и обслуживание российских систем — в несколько сотен тысяч рублей. «На мой взгляд, катастрофического отставания наших решений в области ВКС от продуктов именитых брендов нет. Основной функционал очень похож, может быть, несколько менее оптимизирован и отстает в мелочах, — отмечает Ренат Шакирзянов, руководитель отдела информационных технологий компании “Соллерс инжиниринг”. — Но Google, Microsoft или Cisco — это давно присутствующие на рынке огромные корпорации с практически неограниченными ресурсами. И в этом плане наши компании просто молодцы, поскольку буквально с нуля создали свои системы, не уступающие мировым аналогам».
В России успешное развитие систем ВКС в корпоративном секторе можно объяснить тем, что они более гибко учитывают местную специфику использования, а российский производитель обеспечивает более удобную русскоязычную поддержку своего продукта. Кроме того, российские компании предоставляют потенциально более высокий уровень безопасности, что особенно важно для корпоративных пользователей. Как известно, тот же Zoom часто критикуют за недостаточную защиту им данных своих клиентов, широкую огласку получили разбирательства, связанные с утечкой персональной информации и связями сотрудников Zoom со спецслужбами ряда стран. Поэтому в условиях непростой внешнеполитической ситуации и при официальной поддержке импортозамещения в сфере IT в России компаниям становится более выгодно пользоваться отечественными разработками. «Несмотря на новизну российских продуктов для ВКС, они ничуть не хуже зарубежных аналогов. При этом они безопасны, предоставляют качественную видеосвязь без уязвимостей и потери пакетов данных. В ситуации недостаточной защиты данных в Zoom, которая наблюдалась в прошлом году, российские программы ВКС выгодно отличаются», — говорит Алексей Рыбаков, генеральный директор российской IT-компании Omega.
Российские разработчики подчеркивают, что совершенствование характеристик их разработок связано прежде всего именно с улучшением безопасности, а также с простотой и надежностью. «Летом прошлого года наша компания провела исследование среди нескольких сотен тысяч пользователей, и по результатам была создана новая версия продукта VideoMost 8.0, — рассказывает Надежда Алябьева. — В отличие от Zoom сервер VideoMost можно развернуть у себя на предприятии, а не только в облаке. Работать можно в локальной сети, без выхода в интернет, — американский облачный Zoom так не умеет. При этом интерфейс у нашей системы стал более простым и удобным, а по числу пользователей облачный сервис VideoMost позволяет собрать сто человек в ВКС и до 45 минут общаться бесплатно, чего достаточно, например, для проведения уроков».
Проблема с массовым охватом
В сфере корпоративных продаж российские системы ВКС, скорее всего, и дальше продолжат успешно развиваться, в том числе за рубежом. Что же касается массового пользователя, то здесь российским IT-продуктам пробиться будет гораздо сложнее. Это связано с тем, что массовому рядовому пользователю не так уж важен расширенный функционал — чтобы, например, программа могла одновременно подключать не десятки, а сотни человек. Частных пользователей не так остро, как корпоративных клиентов, волнуют проблемы защищенности данных. Для российских пользователей наибольшее значение имеет популярность того или иного ресурса. Отечественным продуктам пока не удается обеспечивать массовый охват потребителей, чтобы все пользовались именно российскими ВКС-решениями для удаленной видеосвязи. У российских разработчиков нет столь мощных маркетинговых бюджетов для продвижения своего бренда, как у мировых гигантов.
«Сейчас российские компании, увы, находятся в положении догоняющего, пытаясь придумать аналоги уже популярных сервисов. Но чтобы добиться здесь успеха, нельзя ориентироваться на локальные рынки: нужно сразу предложить глобальный продукт, — говорит Андрей Малыгин, технический директор компании Granatum Solutions. — Что касается частных клиентов, то переманить их на другую платформу с привычного сервиса будет нелегко: зачем пользоваться аналогом Zoom, если они уже и так пользуются Zoom?»
Возможно, ситуация постепенно изменится, если российские ВКС-разработчики найдут ресурсы и возможности для продвижения продуктов на массовом рынке, будут постепенно повышать свою популярность среди частных пользователей. Безусловно, более высокий интерес рядовых потребителей к отечественным разработкам появится в том случае, если иностранные сервисы будут ограничиваться в России законодательно, о чем в последнее время ведется активная дискуссия. «Возможно, расширение аудитории корпоративных пользователей, которое идет в настоящее время у российских производителей, рано или поздно позволит преодолеть критический барьер, после которого продвижение этих продуктов в массовом сегменте уже будет происходить в режиме цепной реакции», — указывает Сергей Люшнин, директор департамента унифицированных коммуникаций и контакт-центров копании Step Logic.
В корпоративных продажах российские производители ВКС-систем (первые три компании) обгоняют иностранцев
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl