Идея русского автомобиля — русского по стилю, по духу и для русских людей

ЭкспертАвто

Русваген: собирательный образ

Идея русского автомобиля — русского по стилю, по духу и для русских людей — бродит в умах и витает в эфире примерно столько же, сколько существует автомобиль как таковой. Но хотя все технические и технологические возможности налицо, всякий раз все или заканчивается мечтами — или оборачивается гротеском. И все-таки попробуем

Александр Астапов

Давно угасли гаражные споры «иномарочников» и поклонников «совкомобилей», про ВАЗ и «Жигули» перестали сочинять обидные частушки и глумливые поэмы, а про «Москвичи» и подавно, ибо их самих не стало, как и «Волг». Да и что считать иномарками, а что посконным, сейчас тоже вопрос: по новейшим замерам Минпромторга выходит, что УАЗ «Патриот» — иномарка, а Huyndai Solaris вполне себе братюня. Тем не менее мотивы «за державу обидно» или «сделайте машину для русского человека» витают не только в гаражах по пятницам, но и в спорах в профессиональных сообществах конструкторов и дизайнеров.

И главная тема споров и набросов — а каков он, русский автомобиль мечты?

Когда спрашиваешь у записного патриота (у каждого есть такой знакомый: в камуфляже, часто натовском, мастер шашлыков, грязных анекдотов и рассуждений о величии империи), каким должен быть русский автомобиль — то есть по характеру, по характеристикам и для настоящего русского — в его описании вырисовывается сначала что-то среднее между Escalade и Land Cruiser 80. Потом, крякнув: «Ч-ч-чёрт, дорого выходит», — он умеряет амбиции, а потом расписывает, какой должна быть внешность такой машины (как правило, главные эпитеты «добрая» и «основательная»), и в итоге получается… он самый, УАЗ «Патриот». На вопрос же «А чего себе не покупаешь-то?» следуют аргументы о примитивности, некомфортности, устарелости — которые, в общем-то, противоречат изначальным доводам в пользу рамы, полного привода и минимума «ломучей» электроники.

Те же патриоты, что в кедах и наушниках, вдохновляются достижениями Маска и Цукерберга и предлагают сразу прыгать в электробудущее. То есть пойти по рецепту, отработанному Маском на первой итерации Model S: взять за основу уже снятую с производства «чужую» платформу, переработать ее в электрическую, компоненты брать те, что в свободном доступе (напомню, что поначалу там стоял асинхронный мотор Siemens — движки на постоянных магнитах еще были недоступны в нужных количествах). После чего добавить «что-то от себя». Нет, не деталировку, вдохновленную мотивами нижегородского Кремля, как на культовом сейчас, но неуспешном «при жизни» ГАЗ-3111. И даже не алюминиевый или композитный кузов: если тридцать лет назад «“Жигули”, которые не ржавеют» были мечтой, то теперь многие в курсе сложностей с эксплуатацией и ремонтом таких кузовов. Тогда что это — «что-то от себя»? Собеседники обычно в растерянности, но быстро находятся: «Чтоб нашим был не только бренд, но и разработчики».

Так что, выходит, грядущая «действительно новая» «Нива», ожидаемая в 2026 году, — это и есть автомобиль русской мечты, причем и для ура-, и для умеренных патриотов? Кроссовер, но не «паркетный», а полноценный вседорожник — с понижающим рядом и блокировкой дифференциала. Да, на «интернациональной» платформе CMF-B, но доработанной («понижайку» и «самоблок» получит, скорее всего, из всех соплатформенников только Lada Niva) и испытанной российскими инженерами (судя по принятым в практике срокам, уже вовсю «учащими ездить» машину, пусть и накрытую кузовом Duster или Kapture). Тем не менее львиная доля труда в разработке все равно будет за иностранными специалистами. А компоненты и подавно окажутся капиталистическим интернационалом.

А как с нашими, чисто нашими разработками и платформами? Для российской провинции, например, где надо не слишком много, но зато часто ездить, да еще много возить. В нашей истории таких машин не припоминаю, а вот за рубежом такое видел и собственными глазами. В Юго-Восточной Азии — Toyota Kijang, ныне выросший в полноразмерный (4,7 метра длины) минивэн, но по-прежнему рамный и заднеприводный, как и виденные мной и десять, и двадцать лет назад его куда более простые (и компактные — в длину и ширину чуть больше «Жигулей») предшественники, в разных странах называвшиеся где Zace, где Venture.

Или более крупнокалиберный пример (до сих пор приводящий в трепет гаражных гуру всякий раз, когда они впервые узнают о таком) — бразильский Chevrolet Veraneio, изначально, в 1964 году, созданный на платформе Suburban (точнее, вместе с «Пригорожанином» на основе пикапов Chevy C/K), только с моторами попроще и с моноприводом, да так и выпускавшийся с модернизациями до 1995 года. (Говорят, многие экземпляры бодры и веселы до сих пор.)

Вот, опять пришли к тому же рецепту, что и авторы будущей Niva (в основе Kijang ведь тоже лежали агрегаты от разных Toyota), — глобальная платформа, измененная под требования рынка спецификация, и поверх всего этого «кузовщина» оригинального дизайна. А может, к тому же рецепту уже пришли конструкторы ГАЗа? Благо их агрегаты просто просятся для такого внедорожника-минивэна. Думаю, об этом мы узнаем не так уж и нескоро — или узнаем отрицательный ответ: у ГАЗа очень сильная, не чета многим, служба продакт-маркетинга, и перспективы разных идей и концепций она считает весьма активно и с творческой жилкой. А уж конструкторам и дизайнерам газовским и вовсе не привыкать экспериментировать. Что с внедорожниками (один «Комбат» чего стоил), что с пикапами, да и с минивэновым форм-фактором опыт работы тоже есть — многие экс-«волговоды» скорбят, что прототип 2007 года ГАЗ-2332 CityVan так и не увидел свет.

Вот только найдутся ли деньги у той самой российской глубинки на такие изыски? Нет, не на электромобили — с такой стоимостью батарей и моторов машина, «не отбрасывающая углеродной тени», не по карману в принципе, — а на весомогрубозримые «русские по духу, для русского человека и для русских дорог» автомобили с проверенными временем узлами и агрегатами? Ведь Niva, появись она сейчас, наверняка стоила бы 1,2–1,3 миллиона в средней комплектации, а цены на «ломовой минивэн» ГАЗа от этой отметки только начинались бы. Вспомним о доходах (особенно в той самой провинции), устойчивый тренд к продолжению их падения… А теперь формулу «Расчетная розничная цена нового легкового автомобиля равна доходу потенциального покупателя за 9–12 месяцев». И приходим к выводу, что русский автомобиль — это живая в заботливых руках «Буханка» или варенная-переваренная «Приора», а то и «десятка». А у тех, кто помоложе да за модой следит, — откопанная после долгих поисков, заботливо отремонтированная и с фантазией отделанная-разукрашенная «копейка», «трешка» или — верх шика — что-то низкое, яркое и сверкающее, созданное из раннего ГАЗ-24. Яркое — и преследуемое что есть сил нашими законодательными и правоохранительными органами, небезосновательно видящим в таких машинах не только пощечину их известно какому вкусу, но и пример для подражания молодежи, не желающей брать в автосалонах новые безликие обмылки.

У тех же, у кого бюджет на покупку машины государственный (нет, я не про казнокрадов — точнее, не только про них), русская машина мечты уже на подходе: кроссовер «Аурус-Комендант». Большой-пребольшой внедорожник, с полным набором удобств (кроме разве что зеркального столика для порошка и бортового туалета), с аутентичной (и одновременно похожей на Rolls-Royce) внешностью. Вот только… «Черная икра — вкусный, полезный продукт, который ест советский народ устами лучших своих представителей».

А людям тоже хочется вкусного и полезного. И часто — отнюдь не гамбургеров, пусть и производства всемирно известной корпорации. Попробую помечтать. Итак, рамный внедорожник или минивэн (а можно и с несущим кузовом — важно, чтоб был полный привод в базе, причем постоянный и с задним «самоблоком»), независимая передняя подвеска, а сзади можно и мост, лишь бы не на рессорах, на автостраде крейсер 140 держать надо, не утомляя водителя. С «механикой» в базовом исполнении и полноценной, с гидротрансформатором, коробкой-автоматом в опциях. Не меньше «Патриота», а лучше больше, чтоб впихивалось даже невпихуемое, от бочек с краской до тещи с ящиком пива, не говоря о прицепе с лодкой. В семиместной версии — с диваном в багажнике, как у американских полноразмерных универсалов прошлого века, против движения и убираемым в пол, и чтоб задняя дверь с опускаемым стеклом. Агрегаты — сборная солянка из легковых и малотоннажных грузовиков, чтоб стоимость разработки снизить. Ну и движок… скажем, рядная турбодизельная «шестерка» литра на четыре и сил на двести.

Или наоборот: реинкарнация базовой идеи «пони-кара». Купе (не «хетч-купе» типа Audi TT, а именно купе, двухдверное и почти двухместное) на переднеприводной платформе В-класса, но с мотором чуточку помощнее, сил хотя бы шесть на 120. Чтоб молодой покупатель за рулем такой машины не чувствовал себя старым… этим самым — а «эти самые» покупали бы себе такую машину как практичное городское дополнение к внедорожнику. Или же наоборот, как зимнее дополнение к мотоциклу, потому что внедорожник ввиду изменившихся семейных обстоятельств больше не нужен и ты уже не озабоченный хозяйством ломовой тяжеловоз, а свободный мужчина в расцвете лет.

Все жанры хороши, кроме скучного. А скука на грани смертной тоски, наступившая в мире легкового автопрома, от Renault до Tesla, — хороший шанс для тех, кто решил разрабатывать новую модель не исходя из существующих долей рынка и рассчитанных взаимозависимостей потребительских запросов и точно не из советской привычки «исходя из тенденций мирового автомобилестроения», а исходя из желаний (и капризов!) аудитории самой изученной тобой страны — твоей собственной.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как помирить Израиль и Палестину Как помирить Израиль и Палестину

Почему арабы и евреи столько лет не могут ужиться в Палестине

Эксперт
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
МАКСимальный отрыв МАКСимальный отрыв

Авиастроители доказывали, что им по силам делать авиатехнику мирового уровня

Эксперт
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
«Все придут к плавающим ставкам» «Все придут к плавающим ставкам»

Алексей Теплоухов — о том, почему компании переходят на плавающие ставки

Эксперт
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Японцы запаслись даурской лиственницей Японцы запаслись даурской лиственницей

Японская компания выкупила допэмиссии акций российского лесопереработчика

Эксперт
Деньги на стойку Деньги на стойку

Как ГК Key Point развивает региональную сеть центров обработки данных

Ведомости
Решающие битвы или мелкие стычки? Решающие битвы или мелкие стычки?

Что нам известно о сражениях Александра Невского по документам и летописям

Дилетант
Праздник для него Праздник для него

Как организовать праздник, чтобы получилось по-мужски? Несколько простых правил

Лиза
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Записки первого гастрокритика Записки первого гастрокритика

Чем следует радовать себя за столом в феврале — из книги «Альманах Гурманов»

Weekend
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Передозировка витаминов Передозировка витаминов

Чем опасен избыток витаминов?

Здоровье
Самый медленный лифт в Нью-Йорке Самый медленный лифт в Нью-Йорке

Предисловие Егора Мостовщикова к книге иконы «новой журналистики» Гэя Тализа

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Зеленый древесный питон Зеленый древесный питон

Наш герой – зеленый, или древесный, питон – вид ромбических питонов

Знание – сила
Мультпарад Мультпарад

Что можно узнать о любви из популярных анимационных фильмов?

Лиза
Творчество и суждения Творчество и суждения

Как Джонни Депп снял фильм об Амедео Модильяни — и немного о себе

Weekend
Otyken: Россия такая большая страна, зачем еще куда-то ехать? Otyken: Россия такая большая страна, зачем еще куда-то ехать?

Как нужно делать музыку, которую будут слушать

Монокль
Рекордное состоит из 55 букв: 10 самых длинных слов в русском языке Рекордное состоит из 55 букв: 10 самых длинных слов в русском языке

Громоздкие слова русского языка, которые состоят из более чем полусотни букв

ТехИнсайдер
«Если что-то можно произвести в России, почему бы это не делать?» «Если что-то можно произвести в России, почему бы это не делать?»

Председатель ФРП Антон Данилов-Данильян — о здравом подходе к импортозамещению

Монокль
Физкультуру в массы Физкультуру в массы

Как функционируют любительские спортивные лиги

Ведомости
Хронический стресс ухудшил слух мышей Хронический стресс ухудшил слух мышей

У мышей под действием хронического стресса ухудшился слух

N+1
Нужна помощь! Нужна помощь!

8 ситуаций, когда точно пора к психологу

Лиза
Пройдемте в кабинет: как решить проблему с контрафактом на маркетплейсах Пройдемте в кабинет: как решить проблему с контрафактом на маркетплейсах

Как справиться с устойчивым ростом числа споров на почве продажи контрафакта

Forbes
«Сплошные уроды, еще и с двойным дном». Актер Илья Любимов о «Пророке», Жуковском, гениальности и «новых героях» «Сплошные уроды, еще и с двойным дном». Актер Илья Любимов о «Пророке», Жуковском, гениальности и «новых героях»

Актер Илья Любимов — о плате за гениальность и упрощении поп-культуры

СНОБ
Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие» Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие»

Дмитрий Лысенков — о том, почему не всегда оправдывает злодеев, которых играет

Ведомости
Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь

Какая еще планета, кроме Марса, способна поддерживать жизнь?

Inc.
Квазивалютный долг Квазивалютный долг

Экспортеры предъявили спрос на квазивалютный долг

Ведомости
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича» Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

Как появился первый народный автомобиль — «Москвич»

ТехИнсайдер
Открыть в приложении