Отечественный нефтехимический гигант «Сибур» упрочил сотрудничество c Sinopec

ЭкспертБизнес

Пузырь на нижнем этаже

Китайская Sinopec войдет в СП с «Сибуром» по строительству Амурского газохимического комплекса, если россияне выработают убедительную финансовую модель этого проекта — одного из задуманных в расчете на экспорт полимеров. Когда и кто начнет инвестировать в их переработку для внутреннего рынка?

Сергей Кудияров

Фото: Алексей Майшев

Отечественный нефтехимический гигант «Сибур» упрочил сотрудничество со своим акционером — Китайской нефтяной и химической корпорацией (Sinopec). Стороны подписали три соглашения, важнейшим из которых стало согласие Sinopec войти с долей 40% в совместное с «Сибуром» предприятие по строительству Амурского газохимического комплекса (ГХК). «Сибур» планирует принять окончательное инвестиционное решение по ГХК до конца текущего года. Сейчас уточняется финансовая модель проекта, и если она окажется убедительной, китайцы готовы будут вложиться в СП.

Два других соглашения касаются непроизводственных вопросов. Компании договорились о взаимодействии в сфере НИОКР, а также обучения персонала в целях взаимного обмена профессиональными знаниями. Кроме того, наконец уточнена схема дистрибуции в Китае полиэтилена с «Запсибнефтехима» — нового завода «Сибура» в Тюменской области, запуск которого в промышленную эксплуатацию ожидается во втором полугодии 2019-го. Изначально тюменский проект предусматривал возможность экспорта до половины производимой продукции, наибольший интерес представлял именно китайский рынок, где потребление полиэтилена уже достигло 34 млн тонн в год, из которых до 20 млн тонн — импорт.

Sinopec купила 10% акций «Сибура» в 2015 году за 1,3 млрд долларов. Двумя годами ранее российская и китайская компании создали СП на базе Красноярского завода синтетического каучука (китайцы приобрели 25% и одну акцию). Но конкретных шагов по созданию новых производств во взаимодействии с Sinopec «Сибур» ранее не предпринимал. Более того, для компании это довольно необычный формат, большинство проектов были реализованы ею собственными силами.

Основной акционер «Сибура» Леонид Михельсон, впрочем, еще в 2015 году заявил, что схема финансирования Амурского ГХК будет аналогичной «Ямал СПГ» — проектное финансирование с участием китайских банков. А в 2016 году председатель правления «Сибура» Дмитрий Конов говорил, что проект амурского предприятия «обсуждается с различными потенциальными партнерами, включая Sinopec», но не детализировал масштабы этого участия.

Амурский ГХК — один из целой серии циклопических проектов, затеваемых сегодня нефтехимиками и нефтегазовыми мейджорами в расчете прежде всего на экспорт полиэтилена и полипропилена. Между тем следующие за этими полуфабрикатами звенья в цепочке создания готовой продукции — от пленки и шин до пластмассовых изделий — до сих пор представляют в России «заповедники импорта». Относительно крупных производств, за исключением локализованных иностранцами шинных заводов, пока не построено.

Казалось бы, отечественные нефтехимики накопили достаточную мощь для экспансии в отрасли более высокого передела. По итогам прошлого года выручка «Сибура» превысила девять миллиардов долларов, а EBITDA — 3,2 миллиарда, причем оба показателя выросли на четверть всего за один год. Но целый ряд объективных и субъективных обстоятельств не позволяет нефтехимикам выстраивать собственные аналоги нефтяных ВИНК. Зарубежный опыт подсказывает, что на следующих этажах производственной цепочки требуются совсем другие компетенции, а значит, и другие инвесторы.

Крупнейшие полимерные проекты, заявленные в России

Что делим

Амурский ГХК в случае реализации этого проекта должен стать крупным (даже гигантским по меркам своей отрасли) заводом по производству полимеров. Его мощность — 1,5 млн тонн полиэтилена в год. Для сравнения: общий объем производства полиэтилена в России по итогам 2018 года составил лишь 1,8 млн тонн. Причем даже такой размах еще не предел — компания рассматривает возможность нарастить объемы производства. «Мы можем добавить еще около 500 тысяч тонн этилена и примерно столько же пропилена в год, в зависимости от того, о каком объеме пропан-бутана удастся договориться с “Газпромом”», — говорил Дмитрий Конов.

Почему «Газпром»? Дело в том, что проект Амурского ГХК изначально планировалось синхронизировать с реализацией газовым гигантом проекта Амурского ГПЗ фактически на той же промышленной площадке, в городе Свободный. Логика здесь простая. Газ, добываемый на Ковыктинском и Чаяндинском месторождениях, будет идти на экспорт в Китай по газопроводу «Сила Сибири». Этот газ довольно «жирный», то есть содержит много сложных углеводородов (обычный газ на 97–98% состоит из простейшего метана), а также гелия. В «Газпроме» разумно решили, что дарить такое богатство китайцам как простое топливо было бы не слишком разумно. Поэтому по маршруту следования газопровода разместится Амурский ГПЗ (мощность по переработке — 42 млрд кубометров в год), где будут выделять эти ценные компоненты. Предполагается ежегодно выпускать до 60 млн кубометров гелия (сейчас Россия производит порядка 5 млн), 2,5 млн тонн этана, один миллион тонн пропана и еще 700 тыс. тонн более сложных фракций.

В мае прошлого года «Сибур» и «Газпром» подписали договор о поставках этановой фракции для Амурского ГХК. Документ фиксирует объемы ее поставок (порядка двух миллионов тонн в год на протяжении двадцати лет), а также формулу цены на товарную продукцию, ответственность сторон за стабильные поставки и прием сырья. Соответственно, «Сибур» рассчитывает синхронизировать сроки ввода своего предприятия с реализацией проекта «Газпрома».

Как говорил в прошлом году генеральный директор «Сибура» Михаил Карисалов, «при условии принятия решения в 2019 году строительство комплекса и подготовка к запуску могут занять 40–48 месяцев. То есть ГХК может быть запущен к 2024 году. Это синхронизируется с планами “Газпрома” по последовательному запуску очередей Амурского ГПЗ. К 2024 году, согласно графику реализации проекта, он будет производить сырье — этан — в достаточных объемах для потенциального Амурского ГХК».

Стоимость проекта Михаил Карисалов оценил в семь–восемь миллиардов долларов. Сумма немалая, с учетом и без того обширной инвестиционной программы «Сибура», даже если не будет удорожания проекта (сопоставимый по масштабам «Запсибнефтехим», напомним, обошелся компании в 9,5 млрд долларов).

Дорога в Китай

Мощности одного только амурского проекта, как было указано выше, сопоставимы со всем объемом производства полиэтилена в России. А ведь этот проект не одинок. В этом году ожидается запуск «Запсибнефтехима» того же «Сибура» — это еще полтора миллион тонн полиэтилена в год.

Иркутская нефтяная компания планирует построить к 2023 году завод полимеров в Усть-Куте Иркутской области (650 тыс.ч тонн полиэтилена в год).

«Русгаздобыча» Артема Оболенского (выходца из структур братьев Ротенбергов), работающая совместно с «Газпромом» над развитием проекта газопереработки в Усть-Луге (планируется совместить СПГ-терминал на 13 млн тонн в год, 4 млн тонн этана и 2,2 млн тонн СУГ), объявила о планах запуска и вовсе монструозного полимерного завода мощностью три миллиона тонн полиэтилена в год.

Последний проект на сегодняшний день довольно слабо проработан. Но и без него на российском рынке уже тесно. Даже полное замещение всего имеющегося импорта полиэтилена (порядка одного миллиона тонн в 2018 году) отечественной продукцией не покроет мощностей даже одного из «сибуровских» гигантов. И дальневосточный Амурский ГХК оказывается в наиболее уязвимом положении — он расположен вдали от основных районов проживания населения и размещения предприятий обрабатывающей промышленности, формирующих спрос на полимерную продукцию.

«Мы видим, что с учетом запуска “Запсибнефтехима” внутренний рынок будет достаточно насыщен и полиэтиленом, и дополнительными марками полипропилена, — сказал Михаил Карисалов. — Приоритетным рынком для возможных объемов Амурского ГХК будет Китай. Во-первых, из-за географической близости. Во-вторых, Китай демонстрирует позитивную динамику роста рынка полиэтилена, этот показатель находится на уровне 5–7 процентов».

Действительно, если мы посмотрим на китайский рынок полиэтилена, то увидим, что его ввоз в эту страну только за последнее десятилетие вырос вдвое, до колоссального объема 20 млн тонн.

Дмитрий Конов в феврале этого года также отметил, что «Амурский ГХК — первый полностью азиатский проект “Сибура”. Очевидно, что он всей своей географией будет направлен на азиатский рынок. И с точки зрения бизнес-рисков нам практически с самого начала казалось, что проект будет реализован с партнерами. Когда мы смотрим на партнеров, мы смотрим на то, что эти партнеры могут нам принести». При этом, по его словам, Sinopec — крупнейший на рынке Китая продавец полиэтилена. То есть выбор партнера очевиден.

Глава аналитической компании Rupec Андрей Костин предположил, что китайцы будут получать объемы продукции соразмерно своей доле и могут выкупать часть, приходящуюся на «Сибур».

На иных направлениях

Если российские компании сумеют предложить хорошую экономику по своим полимерным проектам, то даже имеющиеся у них амбиции могут выглядеть не слишком пугающе. Общий объем международной торговли тем же полиэтиленом превышает 85 млн тонн, но в этот рынок еще надо «влезть», потеснив игроков, которые куда крупнее нас. Например, Саудовская Аравия в прошлом году экспортировала 13 млн тонн полиэтилена — против 0,4 млн тонн российского экспорта.

На внутренний рынок в обозримом будущем надежды мало. В России выпускается примерно 5,5 млн тонн полимерных товаров, и преимущество отдается полипропилену. При этом если производство полимеров в стране выросло за последние годы на 55%, то спрос — лишь на 18%.

Топ-10 стран - крупнейших экспортеров полиэтилена

В качестве одного из аргументов в пользу инвестиционных проектов в российской полимерной отрасли долгое время называлось относительно низкое потребление этой продукции в стране. Действительно, в России потребляется в среднем 13,5 кг полиэтилена на душу населения против среднемирового показателя 20 кг (по полипропилену эти показатели составляют 8,6 и 25 кг соответственно). То есть по такой формальной логике можно ожидать роста спроса на внутреннем рынке по меньшей мере вдвое.

Но, как отмечают в Rupec, Россия в настоящее время отличается слабым развитием производства промышленной продукции конечного потребления. В результате наша страна имеет колоссальный объем «косвенного» импорта полимеров, посредством ввоза их в составе других товаров: автомобилей, воздушных судов, бытовой и промышленной электроники и электротехники, канцелярских товаров, бытовой техники, одежды и обуви, косметических и моющих средств (тара), продуктов питания (упаковка) и напитков (тара), автомобильных и промышленных масел (тара), промышленной химии (тара) и т. д.

Кроме того, завозится большое количество полимерных полуфабрикатов, таких как волокна, нити, нетканые материалы и ткани из полимерных материалов.

Таким образом, подсчитали в Rupec, внутренний спрос на изделия из полимеров можно оценить примерно в 7,2 млн тонн (для 2016 года). В расчете на душу населения это означает потребление до 44 кг по сырью и до 57 кг — по конечной продукции из полимеров. То есть даже выше мировых показателей.

Таким образом, добиться реального роста потребления полимеров в России (и тем самым создать обширный внутренний рынок сбыта для новых отечественных предприятий отрасли) реально, но для этого надо расширять переработку полимеров и производство в полимерпотребляющих отраслях. То есть решать задачи, лежащие за пределами интересов собственно предприятий нефтехимии.

Кто одолеет следующий марш?

В России переработкой полимеров в пластмассовые изделия занято в общей сложности около 13 тыс. предприятий, как самостоятельных, так и подразделений компаний других отраслей, в частности машиностроительных. Из числа крупных переработчиков полимеров можно отметить такие компании, как «Полипластик», «Пеноплекс», «Ретал». При этом в ряде сегментов продукции, например изделий медицинского назначения, некоторых товаров для детей, зависимость от импорта достигает 100%. Однако сами производители крупнотоннажной химии, как правило, в это направление не инвестируют. Почему?

«Продуктов переработки полимеров и пластиков на порядки больше, чем видов продукции химкомбинатов. Для каждого нужны специальные добавки, красители, специальные технологии изготовления и так далее. Нужно знать и уметь работать с каждым клиентом. И вы хотите, чтобы наши нефтехимики занялись всем этим? — согласился обсудить с “Экспертом” чувствительную тему наш источник в отрасли. — Сегодня даже по своей номенклатуре нефтехимики напрямую с потребителями работать не хотят, все сразу продают оптовикам. За рубежом наши тоже ведут себя пассивно, отсюда и всякие соглашения, чтобы китайцы и индусы пустили на свой рынок».

Импортные поставки полиэтилена в Россию сохраняются на уровне 1 млн тонн

Есть единичные примеры интеграции нефтехимических производств и переработки, но их трудно признать успешными. В Казани на «Казаньоргсинтезе» производят пластиковые трубы, у «Сибура» одно время было шинное производство, которое затем частично закрыли, частично продали. У «Татнефти» есть Нижнекамский шинный завод, но синергия предприятий неясна.

Могут ли производители крупнотоннажных полимеров содействовать развитию переработки пластиков в России? «Сибур» пытался развивать кластер по переработке полимеров на основе своей тобольской промышленной площадки. За несколько лет это пока ни к чему не привело. Как признал на заседании Торгово-промышленной платы Тюменской области директор расположенного в регионе завода «Полипак» Алексей Лисовиченко, до сих пор на территории Тюменской области перерабатывается менее одного процента полимеров от ежегодных объемов производства в Тобольске: «Мы объединяемся [в кластер], чтобы создавать предпосылки для производства уникальных для области продуктов, чтобы увеличить объем переработки полимеров, чтобы создавать новые предприятия и новые рабочие места, сохранять денежные потоки в родном регионе».

Едва ли в силу указанных выше причин эта затея будет иметь успех. Однако, как отмечают источники в отрасли, пускай нефтехимики сами переработкой заниматься не будут, однако им все же стоит быть активнее, тесно работать с переработчиками, знать их нужды, расширять марочный ассортимент, предлагать прямые закупки, в том числе это нужно делать за рубежом. Тогда экспансия российских производителей полимеров не будет зависеть от соглашений с иностранными игроками.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как распознать хорошее шампанское и завести друзей Как распознать хорошее шампанское и завести друзей

Эта статья добавит фактов о шампанском и расширит твое сознание

Maxim
Как получать магний из продуктов питания Как получать магний из продуктов питания

Магний — еще один важный элемент для здоровья ваших костей. Как его получать?

ТехИнсайдер
Обманчивая забота: кто такие «темные эмпаты» и почему легко поддаться их манипуляциям Обманчивая забота: кто такие «темные эмпаты» и почему легко поддаться их манипуляциям

Что такое темная эмпатия? Как распознать нарциссического эмпата?

Forbes
15 способов получить повышение на работе 15 способов получить повышение на работе

Берите эти советы на заметку, если засиделись на своей должности

Maxim
«Тайные безумцы Российской империи XVIII века» «Тайные безумцы Российской империи XVIII века»

Как органы политического сыска ставили диагнозы

N+1
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту

Кто такой фуд-стилист и чем он занимается

СНОБ
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом

Помогают ли антистресс-игрушки обрести спокойствие?

Psychologies
«Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах» «Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах»

Почему Анатолий Кони не стал математиком

Санкт-Петербургский университет
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
«Были моменты, когда я теряла веру» «Были моменты, когда я теряла веру»

Агата Муцениеце: какой мамой, сестрой, дочерью и внучкой она хотела бы быть

Psychologies
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
4 причины, почему нам трудно сказать «спасибо» 4 причины, почему нам трудно сказать «спасибо»

Как быть, если в нужный момент не найти нужных слов благодарности?

Psychologies
«Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни» «Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни»

Какая нечистая сила обитает в вихре

N+1
Самая близкая химия Самая близкая химия

Академик Степан Калмыков — о том, насколько Менделеев повлиял на развитие химии

Наука и жизнь
Кончилась пленка, мотай Кончилась пленка, мотай

«Хэл Эшби: Ад и рай Голливуда»: об уникальном авторе эпохи Нового Голливуда

Weekend
«Мы постоянно работаем над своим ростом» «Мы постоянно работаем над своим ростом»

Заместитель гендиректора «Продимекса» Вадим Ерыженский о развитии компании

Агроинвестор
Новые русские ремесленники Новые русские ремесленники

Как делают свои прекрасные вещи настоящие ремесленники

Монокль
«Самые веселые съемки у меня были с Филиппом Киркоровым»: Кристина Вайнас — о кино, сыне и браке с Кириллом Дыцевичем «Самые веселые съемки у меня были с Филиппом Киркоровым»: Кристина Вайнас — о кино, сыне и браке с Кириллом Дыцевичем

Кристина Вайнас — о фильме «Финист. Первый богатырь» и сыне

VOICE
Зачем хвалить себя: эксперимент Зачем хвалить себя: эксперимент

Так ли плохо хвалить себя?

Psychologies
Водитель для зомби Водитель для зомби

«Кадавр»: сумрачный турецкий хоррор

Weekend
Все будет хорошо! Все будет хорошо!

15 фильмов против осенней хандры

Лиза
Открыть в приложении