Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство
![](https://cs.kiozk.ru/content/eoa/r6r/mtg/qawbvver0g5df6nbrnfxtwg/art/102757/dba6mkvf.jpg?v=1&temp_url_sig=w5E5Xg8bPP7Bu0flGaKpBQ&temp_url_expires=1740082905)
Театр наций – уникальное для России культурное учреждение. Здесь нет своей труппы, и каждый спектакль создается как отдельный проект. Что, однако, не мешает театру быть в числе самых посещаемых столичных площадок, выпускать по восемь премьер в сезон и получать за них всевозможные премии.
Наряду с постановками зарубежных режиссеров-звезд, среди которых Робер Лепаж и Роберт Уилсон, в репертуар театра входят постановки лидеров российской режиссуры. С 2023 г. Театром наций руководит Наталья Мазур. В интервью «Ведомостям» Мазур рассуждает о магии театра, делится репертуарными планами и рассказывает о расширении международного сотрудничества с постановщиками из стран БРИКС.
«Я – счастливый директор»
– Театр наций – одна из самых востребованных у зрителей площадок. Сколько вы заработали за сезон 2024/25 г.?
– Чуть более 650 млн руб., но эти деньги не лежат на счете в банке, а полностью уходят на обслуживание нужд театра. Тем не менее я с гордостью говорю, что мы зарабатываем ощутимо больше, чем нам дает государство.
– Раз есть субсидии, значит, есть и госзадание. Сколько премьер вы должны выпускать в сезон по заданию государства?
– Мы федеральный театр, и по госзаданию должны выпускать три премьеры в сезон. Но в последние годы наше художественное руководство так «размахивает крыльями», что меньше восьми не получается. А стремимся к двенадцати.
– Сколько всего в сезоне 2024/25 г. уже состоялось премьер – маленьких и больших?
– Мы начали со спектакля «Я не убивала своего мужа» китайского режиссера Дин Итэна на малой сцене. Затем была премьера Артема Терехина «Любовное настроение» в Новом пространстве Театра наций. И, наконец, «Тартюф» Евгения Писарева на основной сцене. Зрительский успех всех трех премьер очевиден – билеты проданы.
– Из чего сегодня складывается экономика театра – госсубсидии, билетная выручка, поддержка спонсоров и меценатов?
– Я – счастливый директор, поскольку работаю с уникальным художественным руководителем. Благодаря Евгению Витальевичу Миронову, силе и обаянию его личности у нашего театра большое количество партнеров. В нашей истории были суперсложные дорогие международные проекты, которые случились только благодаря спонсорской поддержке.
– То есть в процентном отношении доля партнеров существенная?
– Безусловно. Бюджетная базовая субсидия – это только третья часть всех наших расходов. Остальные две трети – внебюджетные, заработанные нами средства, и спонсорская помощь. Но стоит отметить важный момент – наш учредитель довольно чутко реагирует на наши экстразапросы. И на крупномасштабные технологические проекты обычно мы получаем финансирование от государства. Например, замена системы управления верхней механизации основной и малой сцен. Самостоятельно подобные ремонты или совершенствования нам не потянуть.
– Что составляет основную статью расходов?
– Гонорары артистов и постановочной команды. Поскольку у нас нет своей труппы, все артисты для нас – контрагенты. Они на меня обидятся за это слово, но тем не менее. С каждым из них мы заключаем договор. Конечно, они зарабатывают в нашем театре больше, чем в тех театрах, в которых служат. Это и дает нам возможность привлекать лучших из лучших.
Что касается финансовых затрат на постановки, в последние пару лет в Театре наций почти стерлась разница в бюджетах между премьерами трех сцен. По затратам спектакль «Я не убивала своего мужа» на малой сцене практически равен «Тартюфу», который поставлен на основной сцене, с медийными актерами и масштабной сценографией. Кроме того, сейчас из-за инфляции существенно выросли цены на все виды услуг и товаров: пошив костюмов, закупка тканей, производство декораций, закупка грима, услуги педагогов по речи, танцу, сцендвижению. Скажу честно – мы не были к этому готовы. Но эта ситуация общая, не только наша.