Будущее железных дорог — в обеспечении «бесшовного» пути до конечной точки

ЭкспертБизнес

Поезд до подъезда

Будущее железных дорог — в обеспечении «бесшовного» пути до конечной точки путешествия

Андрей Максимов

Отечественная традиция высокой архитектуры железнодорожных вокзалов восходит к вокзалам-близнецам в Москве и Санкт-Петербурге, возведенным при строительстве Николаевской железной дороги. На рисунке — дебаркадер Николаевского вокзала в Санкт-Петербурге. Р. А. Желязевич. Крытый перрон вокзала в Санкт-петербурге. 1844. Рисунок А. Х. Кольба

Президент России Владимир Путин объявил, что Россия подошла к возможности реализации проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали между Санкт-Петербургом и Москвой, строительство которой обсуждалось десятилетиями. Как сообщили в Минтрансе, запуск движения по ней может состояться в 2028 году, а время в пути будет составлять 2 часа 15 минут. Проект потребует и масштабных изменений в городской среде двух столиц — возведения вокзальных комплексов, обеспечивающих высокий уровень комфорта, который стал стандартом подобных сооружений.

Вокзалы уже не ограничиваются основной функцией, становясь и транспортными хабами, и торговыми площадками, и даже общественными пространствами. РЖД активно внедряют идеи такого развития как при возведении новых комплексов, так и при реконструкции старых, стремясь интегрировать их с городским транспортом. Эксперты уверены: в обеспечении «бесшовного» движения пассажира — будущее пассажирских терминалов.

О том, как вокзалы прошли путь от станций, обеспечивающих комфортное ожидание поезда для избранных, до мощных мультитранспортных хабов, доступных всем и позволяющих с минимальными потерями во времени добираться до конечной точки любого маршрута, — в материале «Эксперта».

Царские вокзалы

Самый первый в России вокзал был построен в 1837 году для Царскосельской железной дороги, которая связывала Санкт-Петербург и Царское село. Строительство этой небольшой дороги продемонстрировало возможности такого вида транспорта, которому с тех пор государство придает огромное значение. Неудивительно, что первым пассажиром стал император Николай I. Сама дорога перевозила 5001000 человек в день, а путь занимал чуть больше получаса — сопоставимо с современным электричками и в разы быстрее карет и дилижансов. Поначалу вокзал был очень скромным — одноэтажное деревянное здание. Однако с развитием железнодорожной сети он трансформировался из «пригородного» терминала в междугородный. Построенное уже в начале XX века просторное здание вокзала, получившего название Витебский, и сегодня поражает красотой и является популярным местом для фотосессий. В свое время он стал воплощением многих передовых инженерных идей, широко применялись сложные металлоконструкции. Инновации коснулись и устройства вокзала: пассажирский, багажный и почтовый потоки были распределены по трем тоннелям. С ростом роли железнодорожного сообщения и его доступности появились залы ожидания для разных классов пассажиров — от простых до аналога современного бизнес-класса. Самым комфортным, естественно, был императорский павильон, построенный в стороне от основного здания.

Витебский вокзал стал одним из первых публичных зданий, освещение которого осуществлялось с помощью электричества. Электрические приводы были также у лифтов и другого механического оборудования.

Первой междугородной магистралью в Российской империи стала Николаевская железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой. Она строилась по повелению императора Николая I «за счет казны, дабы удержать постоянно в руках правительства и на пользу общую сообщение, столь важное для всей промышленности и деятельной жизни государства». А два вокзала-близнеца в двух столицах положили начало развитию сети терминалов, которые не просто становились отправными и конечными точками путешествий, но и превращались в общественные пространства, стимулировали развитие прилегающих территорий. Неудивительно, что к проектированию привлекли Константина Тона, который к тому времени уже входил в число лучших архитекторов страны благодаря строительству храма Христа Спасителя в Москве, Большого Кремлевского дворца и других ярких объектов. По замыслу Тона, вся магистраль протяженностью 604 версты была единым ансамблем, поэтому и замыкали ее в двух столицах одинаковые вокзалы. Внутри они также были похожи: залы ожидания для разных классов пассажиров, вестибюли, большие императорские апартаменты, а на втором этаже располагались квартиры служащих железной дороги. Даже квартира начальника вокзала (кстати, первым руководителем Московского вокзала был Николай Миклухо-Маклай — отец знаменитого путешественника) располагалась здесь же.

Вокзалы первой железной дороги строились для комфорта главного пассажира — императора. С развитием перевозок, когда железная дорога стала популярной среди разных слоев населения, вокзалы стали расширять и модернизировать, повышая удобство ожидания и посадки на поезда. Появлялись новые буфеты, залы ожидания, кассовые залы. Ведь только в первый год эксплуатации Николаевская дорога перевезла 780 тыс. пассажиров и более 160 тыс. тонн грузов, что почти втрое превысило расчеты.

Но самые значительные перемены ждали их после Октябрьской революции. Ленинградский вокзал модернизировали в 1934 году, когда здесь были расширены билетные кассы, появилось справочное бюро, почта, телеграф, комната для транзитных пассажиров. А в бывших царских покоях разместили комнату матери и ребенка. Вторая большая реконструкция была проведена в 1970-е. К исторической части достроили левое трехэтажное крыло, где разместились гостиница, зал для транзитных пассажиров, медпункт и другие службы. На месте старого дебаркадера был построен главный зал. В течение XX и XXI веков неоднократно достраивался, расширялся и модернизировался и Московский вокзал в Ленинграде — Санкт-Петербурге, который также получил просторный зал ожидания, билетные кассы.

Развитие метро в двух столицах заложило основы концепции единого транспортного пространства, которое вылилось сегодня в систему хабов. А начиналось все с тоннелей, соединявших вокзалы со станциями метрополитена и существенно упрощавших логистику пассажирам.

С повышением значения вокзалов развивалось и пространство вокруг них. Изначально построенные на окраинах, за десятилетия они подтянули к себе центры городов. Вокруг появлялись гостиницы, торговые предприятия и т. д. Сегодня около них образовались центры деловой и культурной активности, а архитектурные ансамбли существенно повлияли на формирование современного облика крупнейших российских городов.

Вокзалы для всех

В советские времена подход к проектированию и строительству вокзалов изменился. Закономерно исчезло деление на классы пассажиров, сами терминалы становились просторнее и комфортнее. А главное, именно в это время стал складываться универсальный подход, предусматривающий интеграцию в одной точке различных транспортных потоков. Такие идеи выдвигались еще в 1930-е годы, но, как и многие замыслы того периода, значительно опережали время. Пример — конкурсный проект реконструкции Курского вокзала в Москве архитектора Игоря Явейна 1930-х годов. Это была первая попытка сомкнуть воедино разные системы транспорта — и городской, и пригородный, и железнодорожные ветки дальнего сообщения. Проект «вокзала-моста» получил условное название «Комплекс семи видов транспорта». Терминал предполагался «многослойным»: на крыше должна была расположиться взлетная полоса для аэротакси, которые доставляли бы транзитных пассажиров в аэропорты, ниже — распределительный зал со входами и выходами в город, под ним — пути для поездов дальнего следования и пригородных электричек, остановки городского наземного транспорта. Наконец, самым нижним «слоем» должно было стать метро. Хотя проект получил высокую оценку, возможностей реализовать его тогда не было.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шлак наш друг, а не враг Шлак наш друг, а не враг

В России накоплено более двух миллиардов тонн золошлаковых отходов

Эксперт
Новости медицины Новости медицины

Умный браслет-будильник, связь здоровья зубов с мозгом и укачивание в дороге

Лиза
Станкостроению нужен план Станкостроению нужен план

Станкостроение может выпускать станки, в том числе самые сложные и высокоточные

Эксперт
Как мужчине ухаживать за лицом, чтобы в 40 лет оно не скукожилось Как мужчине ухаживать за лицом, чтобы в 40 лет оно не скукожилось

Врач-дерматолог рассказывает о тонкостях мужского ухода за кожей лица

Maxim
Вечное влияние великого разума: как Жан-Люк Годар изменил кино Вечное влияние великого разума: как Жан-Люк Годар изменил кино

Как франко-швейцарский режиссер Жан-Люк Годар повлиял на кино.

Правила жизни
Механические дрожки уральского мастера Механические дрожки уральского мастера

Заглянем в Зал карет Реставрационно-хранительского центра Эрмитажа

Дилетант
Основное средство Основное средство

Цифровая зависимость в оценках бизнесменов-практиков

Цифровой океан
«День сурка» с наночастицами «День сурка» с наночастицами

Почему ученые не могут разработать лекарство от ВИЧ?

Знание – сила
Эверест как профессия Эверест как профессия

Высоко над нашими головами скрывается самая труднодоступная страна на планете

Вокруг света
Как NFT меняет арт-рынок и выходит в России в легальное поле Как NFT меняет арт-рынок и выходит в России в легальное поле

Как живопись обосновалась в метавселенной и как государство поддерживает NFT

СНОБ
Спасти мир от самого себя Спасти мир от самого себя

Непростая история одного из создателей атомной бомбы

Наука
Советский супервездеход: УАЗ-3907 «Ягуар» Советский супервездеход: УАЗ-3907 «Ягуар»

УАЗ-3907 «Ягуар» легко проходил огонь и воду, но медных труб не услышал

Maxim
Лунные костюмы Лунные костюмы

Зачем потребовалось перекрашивать скафандр и что нового предложили конструкторы?

TechInsider
Беспилотники и ИИ-врачи: цифровое будущее России Беспилотники и ИИ-врачи: цифровое будущее России

Россия занимает одно из ведущих мест в мире по развитию цифровых сервисов

ФедералПресс
РОП неотвратимый: как алюминий поможет очистить природу РОП неотвратимый: как алюминий поможет очистить природу

Разбираемся в понятии расширенная ответственность производителя

ФедералПресс
Шай Шай

Художник Шай Азулай — звучит как музыка, и мир вокруг него мелодичен

Seasons of life
Специальное назначение Специальное назначение

«Чипы-специалисты», которые умеют делать что-то одно — зато лучше всех

Цифровой океан
От Вологды до Мурманска: как женщины управляют региональными ателье по всей стране От Вологды до Мурманска: как женщины управляют региональными ателье по всей стране

Предпринимательницы из разных городов, которые вопреки всему развивают ателье

Forbes
Животный мир Животный мир

Как вписать анималистический принт в интерьер, чтобы это не выглядело безвкусным

Лиза
Как женщины ухаживали за собой в старину? Как женщины ухаживали за собой в старину?

Помада из бычьего сала, бодяга, кипяченая зала — какой была косметика в старину

Культура.РФ
Изобрели велосипед: как два брата из Ярославля покоряют водный мир Изобрели велосипед: как два брата из Ярославля покоряют водный мир

Почему братья Лукьяновы решили бросить вызов водной стихии

Forbes
Создатель андроида Fedor: «Робот станет ассистентом» Создатель андроида Fedor: «Робот станет ассистентом»

Какие технологические прорывы нас ждут в области робототехники?

ФедералПресс
Анна Хилькевич: «То, что нам нужно, обязательно придет» Анна Хилькевич: «То, что нам нужно, обязательно придет»

Актриса Анна Хилькевич уже вышла навстречу всему хорошему

VOICE
Нанопластика волос: состав для процедуры и уход после нее Нанопластика волос: состав для процедуры и уход после нее

Плюсы, минусы и особенности нанопластики

РБК
Куда пропала правобережная мурома Куда пропала правобережная мурома

Находки с правого берега Оки позволили по-новому взглянуть на мурому

Наука
Осиная талия. Привычки питания, которые мешают тебе похудеть в талии Осиная талия. Привычки питания, которые мешают тебе похудеть в талии

Потеря веса – не всегда простая задача. А как похудеть в области талии?

Лиза
Нина Русланова: «Когда она узнала, что в «Иване Лапшине» будет играть Миронов, отказалась сниматься» Нина Русланова: «Когда она узнала, что в «Иване Лапшине» будет играть Миронов, отказалась сниматься»

Русланова была великой актрисой, играла все: от высокой трагедии до комедии

Караван историй
Такси высокого полета Такси высокого полета

Как и на чем мы будем передвигаться через несколько десятилетий

РБК
3 способа ускорить ваш метаболизм 3 способа ускорить ваш метаболизм

Можем ли мы как-то повлиять на метаболизм?

TechInsider
«Необходимо кратно увеличить усилия по формированию технологического суверенитета» «Необходимо кратно увеличить усилия по формированию технологического суверенитета»

Самарская область является инициатором создания НОЦ мирового уровня

Эксперт
Открыть в приложении