Почему сериалы заняли такое большое место в жизни современного человека?

Знание – силаСобытия

Сериалы? Сериалы!

Некоторое время назад сериалы смотрели только бабушки и домохозяйки, а сейчас дело обстоит иначе: с четырнадцати до восьмидесяти пяти и старше (да, да) – все обмениваются вопросами: «А что вы сейчас смотрите? » Что же произошло? Почему сериалы заняли такое большое место в жизни современного человека? Попробуем разобраться.

Считается, что сериалы берут свое начало от латино-американских радионовелл, радиоприемник был дешевле телевизора, занимательные истории с продолжением женщины слушали охотно, не отрываясь от домашней работы. Позже появились так называемые «мыльные оперы» (незамысловатые долгоиграющие истории прерывались рекламой мыла), можно было смотреть на симпатичные лица, а можно и слушать, отвернувшись к раковине или столу, ведь герои обязательно рассказывают друг другу обо всем, что случилось. И радионовеллы, и «мыло», отвлекая от рутины, от экономических и политических проблем, хорошо принимались целевой аудиторией, поэтому производились в большом количестве.

В СССР была иная традиция – снимали качественные многосерийные телевизионные фильмы, никак не подпадающие под определение мыльных опер. Одним из первых на экраны вышла военная четырехсерийная картина Сергея Колосова «Вызываем огонь на себя» с Людмилой Касаткиной в главной роли (1964), чуть позже, в 1969‑м – остросюжетный пятисерийный фильм Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства». Зрители с волнением следили за судьбой разведчика Кольцова (Юрий Соломин), события далекого 1919 года захватывали, прекрасная работа актера завораживала. Тогда же появились первые части мультсериала «Ну, погоди!» Вячеслава Котеночкина.

В семидесятые годы отечественные телевизионные фильмы пошли один за другим: семейные саги по романам Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень» (1971) и «Вечный зов» (1973) – режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский. Прекрасные актеры Петр Вельяминов, Нина Русланова, Иван Лапиков, непростые судьбы героев вызывали большой интерес. «Вечный зов» – один из самых многоэпизодных фильмов тех лет – не раз удостаивался наград. Не менее привлекал зрителей и кинороман Михаила Анчарова «День за днем» (режиссер Всеволод Шиловский, 1971). Семнадцатисерийная картина, рассказывающая о жизни соседей по коммунальной квартире, где сыграли Вячеслав Невинный, Юрий Горобец, Нина Сазонова, оказалась близкой, понятной, очень «своей». Фильм украсили и песни М. Анчарова.

В те же годы публика с удовольствием смотрела и польский военно-приключенческий фильм «Четыре танкиста и собака» (режиссер Конрад Налецкий, 21 эпизод). Этот сериал, сдобренный юмором, нравился телезрителям: реплики полюбившихся героев, как сейчас говорят, становились мемом.

Тогда же вышел на экраны непотопляемый сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи» (1971—2003). Режиссеры менялись (снимали и Вячеслав Бровкин, и Владимир Хотиненко, и Вячеслав Сорокин), сценаристы оставались прежними – Ольга и Александр Лавровы. Детективные истории с хорошо закрученным сюжетом, да еще разыгранные хорошими актерами (Георгий Мартынюк, Александр Каневский, Эльза Леждей) – просто беспроигрышный вариант!

Особое место занимают два фильма, которые стали «хитами», по-настоящему народными. Как говорили, улицы пустели, когда показывали очередную серию «Семнадцати мгновений весны» (Татьяна Лиознова, 12 серий, 1973). А «Место встречи изменить нельзя» (Станислав Говорухин, 5 серий, 1979) с Владимиром Конкиным и Владимиром Высоцким смотрят с восторгом и по сей день. Да, это было настоящее хорошее кино, его смотрели семьями, обменивались впечатлениями, разговаривали цитатами…

В постперестроечные годы многое изменилось, вот тогда-то и произошел раскол среди публики: женщинам пенсионного возраста по вкусу пришлись вовремя явившиеся из Бразилии, Мексики и США «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», бесконечная «Санта-Барбара», о которых ничего не хотели знать молодые зрители. Их кумирами были Арсений Тарковский, Тенгиз Абуладзе, Кира Муратова. В общем, настоящее кино, а не это вот «мыло».

В девяностые годы в России появились ситкомы1… Они произросли из радионовелл, коротких (20–30 минутных) комических историй, очень популярных в Америке в двадцатые годы ХХ века, которые позже перешли на экран. Наконец, спустя многие годы, добрались до России. Их стали смотреть и мужчины, чаще пенсионного возраста. Первый фильм такого рода «Клубничка» был сделан по лекалу испанской «Дежурной аптеки», потом появились и оригинальные российские «FM и ребята», «Дружная семейка». Ситкомы принесли еще новшество – смех за кадром. Как ни странно, и ситкомы иногда становились поводом для семейного просмотра. Уставшие за день люди собирались около телеэкрана посмеяться. Конечно, образованная, интеллигентная публика сторонилась такого рода развлечений. В 2004 году любители этого жанра получили подарок: появился сериал «Моя прекрасная няня» (адаптация американского сериала «Няня»). Это был уже хорошо продуманный продюсерами (Александр Акопов и Александр Роднянский) коммерческий проект, снимался он на студии «Амедиа». Этот сериал шел семь сезонов (173 серии), за жизнью няни Вики (Анастасия Заворотнюк) в семье продюсера Шаталина (Сергей Жигунов), за поворотами их любовной истории следили многие и многие телезрители.

1 Ситком – комедийный сериал с постоянными главными героями, общим местом действия и историей. Каждый эпизод в таких сериалах имеет отдельный законченный сюжет и не требует знакомства с общей предысторией. Русский термин «ситком» – калька с английского sitcom, сокращения от выражения «situation comedy», что переводится как «ситуационная комедия», «комедия положений».

А что же все-таки смотрела «продвинутая» публика? В 1990–91 годах «Твин Пикс», драматический, детективный с элементами триллера сериал, созданный Дэвидом Линчем по сценарию Марка Фроста. Это было тонкое, странное, загадочное, очень линчевское кино. Все 48 серий горячо обсуждались в «своем кругу». В 2017‑м Линч, как и обещал, снял продолжение. «Твин Пикс: Возвращение», минисериал из 18 эпизодов. Те зрители, кто помнили старый сериал, конечно же, бросились смотреть новую работу Линча. Но появились и новые фанаты «Твин Пикса», новое поколение киноманов с наслаждением методом глубокого погружения стало смотреть этот фильм о подвалах подсознания, извратах зла, трудностях коммуникации. И наблюдать за действиями умного детектива (Кайл Маклахлен).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Сыпь под мышками: почему появляется и как сделать, чтобы ее там не было Сыпь под мышками: почему появляется и как сделать, чтобы ее там не было

Какие причины чаще всего вызывают раздражение на коже подмышек

VOICE
Семена раздора Семена раздора

Наибольший объем квот на импорт семян получили никому не известные компании

Монокль
Шутки ради Шутки ради

Что происходит с юмором сегодня и каким он будет завтра?

Men Today
Художник на все времена Художник на все времена

На выставку «Михаил Врубель» я пришла в один из первых дней её работы

Наука и жизнь
Доктор и политик: как Анна Шабанова боролась за право работать и голосовать Доктор и политик: как Анна Шабанова боролась за право работать и голосовать

Анна Шабанова: одна из первых женщин-врачей и феминисток России?

Forbes
Сезон открытий Сезон открытий

Программа минимум в Астраханской области: Волга, вобла и арбузы

Лиза
Только бот простит Только бот простит

Как мы меняем искусственный интеллект и как искусственный интеллект меняет нас

Правила жизни
Загадки «Семи самураев»: что вы могли не знать о самом известном фильме Акиры Куросавы Загадки «Семи самураев»: что вы могли не знать о самом известном фильме Акиры Куросавы

Вспоминаем фильм мастера Куросавы «Семь самураев» и раскрываем его секреты

Правила жизни
Новости медицины Новости медицины

Умный браслет-будильник, связь здоровья зубов с мозгом и укачивание в дороге

Лиза
Ценности в новой реальности Ценности в новой реальности

Власти Ленинградской области всегда открыты к диалогу с промышленниками

Эксперт
Цифровые грязи Цифровые грязи

Куда завезут нас электрические внедорожники

Автопилот
Народу опиум нипочем Народу опиум нипочем

«Стволы и розы»: ностальгия по 1990-м по-болливудски

Weekend
10 современных российских художников, за которыми стоит следить 10 современных российских художников, за которыми стоит следить

Российское современное искусство: на кого обратить внимание?

Правила жизни
Расстройство от письма Расстройство от письма

Что такое дисграфия у детей и как помочь твоему ученику?

Лиза
Вечное влияние великого разума: как Жан-Люк Годар изменил кино Вечное влияние великого разума: как Жан-Люк Годар изменил кино

Как франко-швейцарский режиссер Жан-Люк Годар повлиял на кино.

Правила жизни
Магия вкуса Таджикистана Магия вкуса Таджикистана

Наши эксперты узнали рецепты, что пришли из глубины веков

Лиза
Миссия перевыполнима Миссия перевыполнима

Коммерческий директор Villagio Estate Алексей Коротких привык целиться масштабно

Men Today
5 предметов, которые исчезли из школьной программы. Навсегда ли? 5 предметов, которые исчезли из школьной программы. Навсегда ли?

Возможно, школьные дисциплины времен СССР пригодились бы и сегодня?

Psychologies
Убить пересменщика Убить пересменщика

«Подменыш»: хоррор отцовства

Weekend
Булка из детства: какой хлеб пекли в СССР и чем полезна ностальгия Булка из детства: какой хлеб пекли в СССР и чем полезна ностальгия

До сих пор с ностальгическим вздохом вспоминаете хлеб, который продавали в СССР?

Psychologies
«Иногда к нам относятся так, будто мы занимаемся фриковством» «Иногда к нам относятся так, будто мы занимаемся фриковством»

«За каждой народной песней стоит человеческая история»

OK!
Старые песни о главном: что происходит с музыкальной индустрией и почему выходит так много каверов? Старые песни о главном: что происходит с музыкальной индустрией и почему выходит так много каверов?

Почему все так полюбили каверы и что это значит для индустрии?

Правила жизни
Анна Чурина: «Именно после «Олигарха» я твердо решила поступать во ВГИК» Анна Чурина: «Именно после «Олигарха» я твердо решила поступать во ВГИК»

1999 год. Центр Милана. Пьяцца Дуомо. За мной гонится мафия, я бегу, падаю

Коллекция. Караван историй
Окончательное решение человеческого вопроса Окончательное решение человеческого вопроса

«Дикая планета»: что французская антиутопия 1973 года говорит о современности

Weekend
Куклы романтизма Куклы романтизма

Есть ли в мире бездушной и безжалостной техники место для романтиков?

Правила жизни
10 способов справиться с тревожностью 10 способов справиться с тревожностью

Как остановить круговорот неприятных мыслей?

Psychologies
«Каждая кредитная сделка — вклад в развитие экономики региона» «Каждая кредитная сделка — вклад в развитие экономики региона»

Как малый и средний бизнес занимает новые ниши экономики

Деньги
Сергей Юрский: «Думаю, что мне надо было еще смелее заниматься своим делом и не идти в общем строю» Сергей Юрский: «Думаю, что мне надо было еще смелее заниматься своим делом и не идти в общем строю»

На самом деле совершенно невозможно перечислить все сделанное Сергеем Юрским

Коллекция. Караван историй
От Вологды до Мурманска: как женщины управляют региональными ателье по всей стране От Вологды до Мурманска: как женщины управляют региональными ателье по всей стране

Предпринимательницы из разных городов, которые вопреки всему развивают ателье

Forbes
Открыть в приложении