Импульсивный инвестор
Как уроженец Шанхая стал легендарным американским финансистом
Если бы существовал чемпионат мира по инвестированию, имя Джеральда Сая, безусловно, присутствовало бы в списке чемпионов. Он был первым управляющим взаимным фондом, чье имя узнала широкая публика (о нем писал даже журнал Playboy). Он был первым американцем китайского происхождения, возглавившим компанию, акции которой входят в промышленный индекс Dow Jones. Своей карьерой он доказал, что важно не только вовремя покупать, но и вовремя продавать.
Его первый фонд
Сай Чжиюн родился в деловой семье. Его мать была брокером. Отец окончил Мичиганский университет, устроился на работу в компанию Ford Motor. Сначала работал в США, а затем был направлен в Китай на пост руководителя отделения компании в Шанхае. Уровень жизни семьи был высоким — слуги, машины, шофер.
Именно в Шанхае Сай Чжиюн появился на свет. Это произошло 10 марта 1929 года. Как он сам впоследствии скажет, «на пике рынка» (то есть за семь месяцев до биржевого краха 1929 года). В 1947 году, окончив английскую школу в Шанхае, он приплыл в Соединенные Штаты. Джеральд Сай-младший (так его стали называть в США) поступил в Уэслианский университет, после первого семестра перевелся в Бостонский университет. Там он получил степени бакалавра и магистра экономики. Магистратуру окончил за два с небольшим месяца. «Торопился», по его словам. Успешной учебе помогала привычка спать по четыре часа в сутки, а 20 часов заниматься делом. Эту привычку он сохранил на всю жизнь, правда сократив с возрастом рабочий день до 16 часов.
В Китай Сай возвращаться не стал. После университета недолго работал статистиком в компании медицинского страхования Blue Cross. Потом вернулся в Бостонский университет, чтобы получить степень MBA. Не доучился. Решил, что практика интереснее теории. В 1951 году устроился работать аналитиком по ценным бумагам в брокерскую фирму Bache & Co. Годом позднее перешел в компанию финансовых услуг Fidelity Management and Research (FMR) на должность фондового аналитика с зарплатой $90 в неделю (что примерно соответствует современной $1 тыс.).
FMR была основана в 1946 году для оказания консалтинговых услуг по инвестициям группе взаимных фондов Fidelity Fund (будущей Fidelity Investments). Владелец, президент и директор Fidelity Fund Эдвард Джонсон II занимал пост директора и в Fidelity Management and Research Company (FMR). Свою рыночную стратегию Джонсон объяснял так: «Идти на разумный риск, а не следовать за толпой».
Впоследствии Джеральд Сай говорил, что научился основам инвестирования не по книгам, а у мистера Джонсона.
Джонсон считал, что фондом взаимных инвестиций должна управлять не группа людей, а один человек — опытный профессионал, чувствующий рынок. В феврале 1958 года было объявлено о создании двух новых взаимных фондов — Fidelity Trend Fund и Fidelity Capital Fund. Первым фактически руководил сын хозяина компании Эдвард «Нед» Джонсон III, вторым — Джеральд Сай, хотя официально директором обоих фондов был Джонсон II.
Fidelity Capital был первым фондом агрессивного роста, то есть фондом, ставящим своей главной инвестиционной целью достижение максимального долгосрочного роста. Сай обладал поразительным биржевым чутьем.
Есть байка о том, как Джеральд Сай объяснил смысл этого принципа своему сыну Кристоферу. Однажды они вместе отправились на рыбалку. Сидя в лодке с удочками, отец и сын обсуждали Уолл-стрит и принципы инвестирования. Джеральд попросил сына выплеснуть в воздух стакан воды. Дул встречный ветер, вода полетела Кристоферу в лицо. Отец рассмеялся и объяснил: никогда не иди против ветра, лови его направление.
Стратегия Сая не совпадала с принципом, которого придерживался Эдвард Джонсон II,— «не следовать за толпой».
В 1960 году имя Джеральда Сая впервые появилось в американской прессе — в связи с назначением на пост вице-президента FMR. В октябре 1965 года о нем написал журнал Playboy. «Бостонский бык, рыскающий в поисках добычи в инвестиционном лабиринте», «один из самых успешных деятелей Уолл-стрит» — такие характеристики давал ему журнал. В статье объяснялось, что Сай действует не так, как все остальные управляющие фондами, которые верят в диверсификацию и держат в портфеле ценные бумаги сотен компаний. Список акций Сая не превышает 50 штук. «У меня должна быть возможность купить акции, когда я вижу их ценность»,— объяснял он. Если он «видит ценность», то сразу же покупает. Если нужно продавать, он и это делает быстро, при необходимости жертвуя ценой ради скорости.
В 1959 году под управлением Fidelity Capital находилось $12,3 млн. В 1965 году в 27 раз больше — $340 млн. Инвесторы воспринимали как чудо то, что делал Сай с их деньгами — удваивал их за год. Журналисты сравнивали его с мифическим царем Мидасом, от прикосновения которого все превращалось в золото.
Он был звездой. О нем писал не только Playboy, статьи о нем появлялись во многих газетах и журналах. Телеканал CBS снял о нем документальный фильм.
В 1965 году Сай покинул FMR и распродал принадлежавшие ему акции компании. Это случилось после того, как Эдвард Джонсон II объявил, что планирует в будущем передать руководство FRM своему сыну Эдварду Джонсону III. В последний год работы Сая в компании стоимость активов Fidelity Capital из расчета на одну акцию выросла на 47%. Рост индекса Dow Jones за 1965 год составил 11%.
Одиночное плавание
На средства, полученные от продажи акций FMR, Сай создал собственный взаимный фонд — Manhattan Fund. Первичное предложение акций (IPO) инвестфонда в феврале 1966 года стало рекордным. Первоначально фонд планировал выпустить 2,5 млн акций по $10 за штуку. Спрос был так силен, что план пришлось дважды пересматривать в сторону увеличения выпуска — сначала до 10 млн акций, потом до 25 млн акций. В итоге Manhattan Fund установил рекорд по размеру привлеченного капитала — $247 млн. Предыдущий рекорд — $198 млн — был установлен в 1958 году и принадлежал IPO One William Street Fund, которым управлял банк Lehman Brothers.
На ежегодном собрании акционеров Manhattan Fund в 1967 году Сай объявил, что активы фонда достигли $513 млн. Доходность фонда за 1967 год составила 39%. Стратегия импульсного инвестирования продолжала оправдывать себя. Для растущего рынка это действенная стратегия. Но только для растущего.
Тем временем эпоха «быков» на фондовом рынке США подходила к концу. Наступало время «медведей». 1968 год Manhattan Fund закончил с семипроцентным убытком. Среди почти 300 открытых взаимных фондов Manhattan занял по итогам года шестое место с конца. Дальше дела фонда пошли еще хуже, стоимость активов фонда за несколько лет упала на 90%.