Как уроженец Шанхая стал легендарным американским финансистом

ДеньгиБизнес

Импульсивный инвестор

Как уроженец Шанхая стал легендарным американским финансистом

Текст Алексей Алексеев

Если бы существовал чемпионат мира по инвестированию, имя Джеральда Сая, безусловно, присутствовало бы в списке чемпионов. Он был первым управляющим взаимным фондом, чье имя узнала широкая публика (о нем писал даже журнал Playboy). Он был первым американцем китайского происхождения, возглавившим компанию, акции которой входят в промышленный индекс Dow Jones. Своей карьерой он доказал, что важно не только вовремя покупать, но и вовремя продавать.

Его первый фонд

Сай Чжиюн родился в деловой семье. Его мать была брокером. Отец окончил Мичиганский университет, устроился на работу в компанию Ford Motor. Сначала работал в США, а затем был направлен в Китай на пост руководителя отделения компании в Шанхае. Уровень жизни семьи был высоким — слуги, машины, шофер.

Именно в Шанхае Сай Чжиюн появился на свет. Это произошло 10 марта 1929 года. Как он сам впоследствии скажет, «на пике рынка» (то есть за семь месяцев до биржевого краха 1929 года). В 1947 году, окончив английскую школу в Шанхае, он приплыл в Соединенные Штаты. Джеральд Сай-младший (так его стали называть в США) поступил в Уэслианский университет, после первого семестра перевелся в Бостонский университет. Там он получил степени бакалавра и магистра экономики. Магистратуру окончил за два с небольшим месяца. «Торопился», по его словам. Успешной учебе помогала привычка спать по четыре часа в сутки, а 20 часов заниматься делом. Эту привычку он сохранил на всю жизнь, правда сократив с возрастом рабочий день до 16 часов.

Бостонский университет Джеральд Сай окончил в рекордно короткие сроки — ему не терпелось скорее заняться делом

В Китай Сай возвращаться не стал. После университета недолго работал статистиком в компании медицинского страхования Blue Cross. Потом вернулся в Бостонский университет, чтобы получить степень MBA. Не доучился. Решил, что практика интереснее теории. В 1951 году устроился работать аналитиком по ценным бумагам в брокерскую фирму Bache & Co. Годом позднее перешел в компанию финансовых услуг Fidelity Management and Research (FMR) на должность фондового аналитика с зарплатой $90 в неделю (что примерно соответствует современной $1 тыс.).

FMR была основана в 1946 году для оказания консалтинговых услуг по инвестициям группе взаимных фондов Fidelity Fund (будущей Fidelity Investments). Владелец, президент и директор Fidelity Fund Эдвард Джонсон II занимал пост директора и в Fidelity Management and Research Company (FMR). Свою рыночную стратегию Джонсон объяснял так: «Идти на разумный риск, а не следовать за толпой».

Впоследствии Джеральд Сай говорил, что научился основам инвестирования не по книгам, а у мистера Джонсона.

Джонсон считал, что фондом взаимных инвестиций должна управлять не группа людей, а один человек — опытный профессионал, чувствующий рынок. В феврале 1958 года было объявлено о создании двух новых взаимных фондов — Fidelity Trend Fund и Fidelity Capital Fund. Первым фактически руководил сын хозяина компании Эдвард «Нед» Джонсон III, вторым — Джеральд Сай, хотя официально директором обоих фондов был Джонсон II.

Fidelity Capital был первым фондом агрессивного роста, то есть фондом, ставящим своей главной инвестиционной целью достижение максимального долгосрочного роста. Сай обладал поразительным биржевым чутьем.

Есть байка о том, как Джеральд Сай объяснил смысл этого принципа своему сыну Кристоферу. Однажды они вместе отправились на рыбалку. Сидя в лодке с удочками, отец и сын обсуждали Уолл-стрит и принципы инвестирования. Джеральд попросил сына выплеснуть в воздух стакан воды. Дул встречный ветер, вода полетела Кристоферу в лицо. Отец рассмеялся и объяснил: никогда не иди против ветра, лови его направление.

Стратегия Сая не совпадала с принципом, которого придерживался Эдвард Джонсон II,— «не следовать за толпой».

Сын Джеральда Сая Кристофер (на фото слева) интересовался инвестициями с детства. Когда вырос, стал инвестором

В 1960 году имя Джеральда Сая впервые появилось в американской прессе — в связи с назначением на пост вице-президента FMR. В октябре 1965 года о нем написал журнал Playboy. «Бостонский бык, рыскающий в поисках добычи в инвестиционном лабиринте», «один из самых успешных деятелей Уолл-стрит» — такие характеристики давал ему журнал. В статье объяснялось, что Сай действует не так, как все остальные управляющие фондами, которые верят в диверсификацию и держат в портфеле ценные бумаги сотен компаний. Список акций Сая не превышает 50 штук. «У меня должна быть возможность купить акции, когда я вижу их ценность»,— объяснял он. Если он «видит ценность», то сразу же покупает. Если нужно продавать, он и это делает быстро, при необходимости жертвуя ценой ради скорости.

В 1959 году под управлением Fidelity Capital находилось $12,3 млн. В 1965 году в 27 раз больше — $340 млн. Инвесторы воспринимали как чудо то, что делал Сай с их деньгами — удваивал их за год. Журналисты сравнивали его с мифическим царем Мидасом, от прикосновения которого все превращалось в золото.

Сай ушел из Fidelity после того, как узнал, что основатель фирмы намерен сделать своим наследником не его, лучшего специалиста, а своего сына

Он был звездой. О нем писал не только Playboy, статьи о нем появлялись во многих газетах и журналах. Телеканал CBS снял о нем документальный фильм.

В 1965 году Сай покинул FMR и распродал принадлежавшие ему акции компании. Это случилось после того, как Эдвард Джонсон II объявил, что планирует в будущем передать руководство FRM своему сыну Эдварду Джонсону III. В последний год работы Сая в компании стоимость активов Fidelity Capital из расчета на одну акцию выросла на 47%. Рост индекса Dow Jones за 1965 год составил 11%.

Одиночное плавание

На средства, полученные от продажи акций FMR, Сай создал собственный взаимный фонд — Manhattan Fund. Первичное предложение акций (IPO) инвестфонда в феврале 1966 года стало рекордным. Первоначально фонд планировал выпустить 2,5 млн акций по $10 за штуку. Спрос был так силен, что план пришлось дважды пересматривать в сторону увеличения выпуска — сначала до 10 млн акций, потом до 25 млн акций. В итоге Manhattan Fund установил рекорд по размеру привлеченного капитала — $247 млн. Предыдущий рекорд — $198 млн — был установлен в 1958 году и принадлежал IPO One William Street Fund, которым управлял банк Lehman Brothers.

На ежегодном собрании акционеров Manhattan Fund в 1967 году Сай объявил, что активы фонда достигли $513 млн. Доходность фонда за 1967 год составила 39%. Стратегия импульсного инвестирования продолжала оправдывать себя. Для растущего рынка это действенная стратегия. Но только для растущего.

Семья Сай пожертвовала $7,2 млн на создание при Бостонском университете культурного центра и фитнес-центра (на фото)

Тем временем эпоха «быков» на фондовом рынке США подходила к концу. Наступало время «медведей». 1968 год Manhattan Fund закончил с семипроцентным убытком. Среди почти 300 открытых взаимных фондов Manhattan занял по итогам года шестое место с конца. Дальше дела фонда пошли еще хуже, стоимость активов фонда за несколько лет упала на 90%.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мимо ехали евреи Мимо ехали евреи

«И ясно, что евреи виноваты, осталось только летопись найти»

Дилетант
Время Пегаса. Осеннее небо Время Пегаса. Осеннее небо

Этой осенью продолжаем разговор о созвездиях семейства Персея

Наука и жизнь
«Мы располагаем технологическими и экономическими возможностями для того, чтобы покончить с бедностью» | “We Have the Technological and Economic Means to End Poverty“ «Мы располагаем технологическими и экономическими возможностями для того, чтобы покончить с бедностью» | “We Have the Technological and Economic Means to End Poverty“

Интервью с профессором Джеффри Саксом

Позитивные изменения
Загадка сексуальности: чем женское либидо отличается от мужского Загадка сексуальности: чем женское либидо отличается от мужского

Как жизненные изменения сказываются на нашем либидо?

Psychologies
Первая пятилетка Первая пятилетка

Нереальные цифры, которые показались советским руководителям неамбициозными

Наука
Быть хорошей женой и выбраться из нищеты: как женщины попадают в наркобизнес Быть хорошей женой и выбраться из нищеты: как женщины попадают в наркобизнес

Разбираемся, какова роль женщин в наркобизнесе поневоле

Forbes
Были и небылицы Были и небылицы

История — это то, чего не происходило, описанное тем, кто никогда там не был

Дилетант
Недооцененные сиквелы, о которых все забыли Недооцененные сиквелы, о которых все забыли

Вторые, третьи и прочие части франшиз, которые затмили их предшественники

Maxim
Вижу цель. Как не потеряться в потоке информации Вижу цель. Как не потеряться в потоке информации

Как оставаться верным своим целям и не поддаваться на манипуляции

СНОБ
Незаметность простоты Незаметность простоты

Кутюрье Марк Боан: самая долгая карьера и жизнь в истории моды XX века

Weekend
7 экспериментов на детях, которые изменили систему воспитания 7 экспериментов на детях, которые изменили систему воспитания

Эксперименты, которые пролили свет на то, как работает детская психика

Psychologies
Остановить отток капитала из России: варианты развития событий Остановить отток капитала из России: варианты развития событий

Президент призвал правительство контролировать отток капитала из страны

ФедералПресс
Gesamtkunstwerk с конями Gesamtkunstwerk с конями

Как Александр Медведкин отдал всю власть над Москвой народу

Weekend
Алан Тьюринг Алан Тьюринг

Правила жизни математика, логика, криптографа Алана Тьюринга

Правила жизни
Убить пересменщика Убить пересменщика

«Подменыш»: хоррор отцовства

Weekend
Почему мы сожалеем о разводе: 3 основные причины Почему мы сожалеем о разводе: 3 основные причины

Что мешает разведенным людям радоваться новой жизни?

Psychologies
Шутки ради Шутки ради

Что происходит с юмором сегодня и каким он будет завтра?

Men Today
Приемы в общении с лжецами: как узнать правду Приемы в общении с лжецами: как узнать правду

Как распознать лжеца и вывести его на чистую воду, чтобы все же узнать правду?

VOICE
«Беременность на колесиках»: почему модные методики зачатия не работают — разоблачение от врача-гинеколога «Беременность на колесиках»: почему модные методики зачатия не работают — разоблачение от врача-гинеколога

Как женщины сами мешают себе забеременеть — с научной точки зрения

VOICE
Алло, мы ищем таланты! Алло, мы ищем таланты!

Что делать, когда вы не знаете, где искать свое призвание?

Добрые советы
Сейчас разберемся (в себе) Сейчас разберемся (в себе)

Трансформационные игры – просто забава или способ изменить жизнь?

VOICE
Вежливость не повод для доверия: главные ошибки в деловых отношениях с американцами Вежливость не повод для доверия: главные ошибки в деловых отношениях с американцами

Какие подводные камни таятся во взаимодействиях с американскими партнерами

Forbes
Лихачева, Сапрыкин, Михайлова — о тревожном мире и неопределенности Лихачева, Сапрыкин, Михайлова — о тревожном мире и неопределенности

Что вызывает тревогу прямо сейчас и можно ли с этим справиться?

РБК
Чувство дома Чувство дома

Как Feel Beit объединяет разные культуры

Seasons of life
Байки из мавзолея Байки из мавзолея

«Вселенная Стивена Кинга»: все, что мы и так знаем о мастере ужасов,— и не более

Weekend
Собирание земель русских Собирание земель русских

Кто поверит, что на месте Уральских гор когда-то плескался океан?

Вокруг света
Время доставки Время доставки

Можно ли на самом деле обуздать свою страсть к онлайн-шопингу?

VOICE
Два дня Владимира Ильича Два дня Владимира Ильича

Как Марк Захаров и Олег Ефремов вдыхали жизнь в лениниану

Weekend
Ударили автопробегом Ударили автопробегом

Автотуризм в России становится массовым

Деньги
«Любая эволюция предполагает несовершенства. Это естественно» «Любая эволюция предполагает несовершенства. Это естественно»

Михаил Гельфанд — о лжеученых и своей собственной научной работе

Наука
Открыть в приложении