Люди, которые не видели меня восемь лет, говорят: «Ничего себе! Ты другая!»

Коллекция. Караван историйРепортаж

Мария Шумакова: «В 30 лет, как только я разобралась в себе, у меня началась счастливая жизнь»

Люди, которые не видели меня восемь лет, говорят: «Ничего себе! Ты другая!» Но, конечно, я не стала святой, могу вспылить. Я могу быть и заносчивой, но при этом все совершенно в других объемах. Да, я сильно изменилась.

Беседовала Екатерина Филимонова

Фото: Ольга Тупоногова-Волкова

Мария, осенью прошлого года вы покинули труппу Театра на Бронной. Для всех ваш уход был неожиданным...

— В какой-то момент я поняла, что театр — это такая субстанция, которая, при всей моей любви и огромном интересе, забирает мою жизнь. Театр требует очень и очень много сил, времени, внимания. Я люблю сцену, но все-таки больше я люблю жизнь. Сейчас у меня другие приоритеты, мне больше интересно состояться в других профессиях.

Я мечтала о театре с момента окончания института. И спустя 10 лет, попав в Театр на Малой Бронной, полностью погрузилась в театральную жизнь. Мне было 30 лет, и надо отметить, несмотря на страстную включенность, довольно легко относилась к происходящему: получила роль — хорошо, не получила — найду чем заняться. Такое состояние очень сильно притягивает желаемые события. Поэтому меня нон-стоп звали в разные постановки, я постоянно что-то репетировала. У меня было все, о чем мечтают театральные актрисы: интересные большие роли, сотрудничество с талантливыми режиссерами.

Мне важно во всех аспектах жизни соблюдать свободу. Я люблю сама составлять свой график. Мне нравится путешествовать, жить в разных странах. Когда ты работаешь в театре, свободы нет: нужно постоянно отпрашиваться, подписывать бумаги, чтобы тебя отпустили. А вот в кино это возможно: снялся — и можешь отдыхать. И мой организм уже на физическом уровне начал давать сбои, я решила не усугублять эту ситуацию и ушла.

— Мария, но я помню, буквально два года назад вы горели театром, пропадали в нем с утра до вечера...

— Я работала с Константином Юрьевичем Богомоловым, а он мощный, интересный и глубокий режиссер. Мы с ним совпадали в видении искусства, творчества, подхода, разбора, техники, да и вообще актерского существования. Когда он говорил «это туда» мне или моим коллегам, я с ним соглашалась. У меня своеобразный взгляд на то, как все должно происходить, и он часто не совпадает с видением многих режиссеров, мне приходилось идти на компромиссы. А вот с Богомоловым компромиссов практически не было. Он очень глубоко копает, у него есть свой разработанный метод работы с актерами, очень тонкий. Таких режиссеров я больше не встречала. Поэтому, когда мы начали вместе работать, я была абсолютно в него влюблена. Я сейчас скучаю по совместной работе, потому что было действительно очень интересно.

Мария Шумакова и Никита Ефремов в спектакле «Бесы Достоевского», режиссер Константин Богомолов, Театр на Малой Бронной, 2020 год. Фото: пресс-служба Театра на Бронной

— Мария, не будь такой нагрузки в театре, возможно, вы бы и не ушли...

— Да, нагрузка была большая. В какой-то момент я выпустила подряд три премьеры, репетировала четвертый спектакль. Энергетически это было очень затратно.

Я сгорела в первый год работы. Я ведь уже уходила из театра. Но Константин Юрьевич меня не отпустил. Предложил пойти погулять, прийти в себя. И я гуляла четыре месяца. Все это время много думала, размышляла, переосмыслила себя. У меня был период перестройки. Я тогда вообще хотела уйти из актерской профессии.

— Даже так?

— Да. У многих артистов рано или поздно возникают такие мысли. Мы очень эмоциональные существа, у нас немного по-другому устроена психика. В институт я поступила в 17 лет, и с этого возраста началась эмоциональная раскачка. Моя психика с какого-то момента стала нестабильной. И только в 30 лет, после длительной работы с психологом, я начала чувствовать себя эмоционально стабильно. У меня изменились отношения с людьми, поменялось поведение. И, конечно, после такой работы над собой мне стало жалко приходить на площадку и раскачивать себя.

— Но вы вернулись в театр...

— У меня начались отношения с моим будущим мужем. Я ушла из театра, улетела в Нью-Йорк, пожила там какое-то время, насладилась свободным графиком. Вернулась в Москву, и практически сразу после моей поездки, 2 мая, у нас со Славой состоялось первое свидание. Мы долго ходили, что называется, за ручку. Но признаюсь, на пятом или шестом свидании я поняла, что это мой муж, я хочу с этим человеком строить семью. Это был первый мужчина в моей жизни, с которым я чувствовала себя абсолютно защищенно и спокойно. И все это дало мне силы. И как раз в этот романтический период Константин Юрьевич мне написал сообщение: «Пришли в себя?» Он пригласил меня на встречу в театр. Я пришла, мы поговорили. Константин Юрьевич умеет обольстить актера. (Улыбается.) Он может что-то сказать, после чего ты просто не можешь ему отказать. И я, конечно, вернулась. Началась очень активная и интересная работа, которая продлилась еще полтора года.

— Но потом все же ушли. В этот раз Богомолов не пытался вас остановить?

— Я ушла, потому что у меня начались проблемы со здоровьем. Одной из моих последних работ был спектакль «Гамлет in Moscow», в котором я играла в составе с Сашей Ребенок. Она чудесная актриса, я к ней с уважением отношусь. Но надо знать меня, а я человек довольно эгоцентричный, очень люблю себя, и мне сложно, когда есть я и есть кто-то еще.

Когда Саша репетировала, я практически весь процесс сидела и наблюдала. У меня есть ощущение, что это был какой-то определенный челендж от Константина Юрьевича, но могу и ошибаться. И я как-то очень тяжело эту ситуацию прожила. Все время была готова выйти на сцену, у меня был переизбыток этих эмоций, но я сидела в зале. Весь этот сгусток эмоций варился у меня внутри. И видимо, на физическом уровне организм дал сбой.

А еще там был непростой текст. Константин Юрьевич сам написал эту пьесу, а он очень сложно пишет. Последовательность слов и частиц имеет колоссальное значение, все должно звучать так, как написано. Помню, в сериале «Безопасные связи», в котором я снималась, нужно было соблюдать четкую последовательность слов, выучить так, как написано в сценарии.

Фото: Ольга Тупоногова-Волкова

Это необходимо, чтобы соблюсти определенный ритм, который создает ощущение легкости, органики. Для Богомолова это было важно, он всегда это отслеживает. Даже если ты поменяешь слова местами, он это заметит. И, к слову, может довольно остро отреагировать.

В итоге я сыграла в «Гамлет in Moscow». И, насколько помню, Константин Юрьевич был доволен, особенно первым актом. После премьеры у меня был отпуск, и когда я вернулась, поняла, что дальше жить в таком режиме не могу: здоровье дало сбой.

Я сказала Константину Юрьевичу, что ухожу. Он понимал, что на этот раз я все хорошо обдумала и это мое окончательное решение. Ситуация, как поет классик Филипп Киркоров: «Если хочешь идти — иди». (Смеется.) Один раз Константин Юрьевич дал погулять, но во второй раз отпустил. Как раз тогда в театр пришли молодые актрисы, было на кого меня заменить. Нужно понимать, что незаменимых людей нет. Я помогла ввестись актрисам на мои роли в театре. Мне было важно никого не подвести и уйти со спокойной совестью.

Я только сейчас отпустила ситуацию, а с тех пор прошло больше полугода. Первые четыре месяца очень переживала, мне каждую ночь снился театр, я каждую ночь что-то репетировала, мне колоссально не хватало этого процесса. Но я понимаю, что мои отношения с театром были нездоровыми: с одной стороны, страстные, с другой — убивающие.

— Вы сказали, что вам интересно состояться в других профессиях. Что вы имели в виду?

— Я активно развиваюсь в разных направлениях. Сейчас, например, заканчиваю второй год обучения сценарному делу. Учусь у Андрея Золотарева — одного из сильнейших сценаристов отечественной киноиндустрии. В данный период мы с продюсерами работаем над моим первым сериалом. Это занимает очень много времени. Вчера, кстати, узнала, что мой короткометражный фильм, в котором я выступила в качестве сценариста и режиссера, получил приз как лучший иностранный фильм в Хьюстоне на фестивале комедийного кино.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Людмила Поргина «Ленком». Коллеги Людмила Поргина «Ленком». Коллеги

Судьба подарила мне театр «Ленком», где я встретила свою любовь

Караван историй
Нога как у Барби Нога как у Барби

Как на самом деле живется с высоким подъемом стопы

Лиза
Мария Порошина: «Раньше ради съемок проводила по три ночи без сна. Потом поняла — здоровье дороже!» Мария Порошина: «Раньше ради съемок проводила по три ночи без сна. Потом поняла — здоровье дороже!»

«Когда дел так много, иногда ощущаю себя "мамой-осьминожкой"»

Караван историй
Такси высокого полета Такси высокого полета

Как и на чем мы будем передвигаться через несколько десятилетий

РБК
Наталья Гундарева в один миг рассталась с любимым, узнав о его предательстве Наталья Гундарева в один миг рассталась с любимым, узнав о его предательстве

Друзья рассказывают о Наталье Гундаревой

Коллекция. Караван историй
Убить пересменщика Убить пересменщика

«Подменыш»: хоррор отцовства

Weekend
Будет больно Будет больно

Я живу на три города – так вышло. В каждом у меня по женщине

Esquire
Привет из прошлого Привет из прошлого

Как реагировать, если вдруг начинает писать бывший молодой человек?

Лиза
Крупным планом Крупным планом

Роман Васьянов попробовал себя в новом качестве – запечатлел Ирину Старшенбаум

Grazia
От религиозного уединения до модного отпуска: что такое ретрит и для чего он нужен От религиозного уединения до модного отпуска: что такое ретрит и для чего он нужен

Какие бывают ретриты, в чем их польза для здоровья?

Forbes
Король Руперт, да здравствует король! Как Мердок построил самую успешную медиаимперию в мире Король Руперт, да здравствует король! Как Мердок построил самую успешную медиаимперию в мире

Почему Джо Байден назвал Мердока «самым опасным человеком в мире»

Правила жизни
Как прожить горевание и вернуться к жизни: советы себе и окружающим Как прожить горевание и вернуться к жизни: советы себе и окружающим

О чем нам стоит знать, чтобы справиться с проживанием горя?

Psychologies
Андрей Лихачев: «Технологии просочатся за пределы мегапроектов» Андрей Лихачев: «Технологии просочатся за пределы мегапроектов»

Как сделать города по-настоящему «умными» и зелеными?

РБК
5 психологических советов, которые помогут пережить боль от разрыва 5 психологических советов, которые помогут пережить боль от разрыва

Как справиться с грустью и перестать обесценивать себя после расставания

Psychologies
Разработчик приложения Ayana: «Языки и культуру малых народов спасет искусственный интеллект» Разработчик приложения Ayana: «Языки и культуру малых народов спасет искусственный интеллект»

Что собой представляет проект Ayana и какие возможности он открывает

ФедералПресс
Как понять, что мужчина не видит в вас любимую женщину: 5 тревожных сигналов Как понять, что мужчина не видит в вас любимую женщину: 5 тревожных сигналов

Как понять, что в ваших отношениях что-то идет не так?

Psychologies
У самурая нет цели У самурая нет цели

Юлия Кожемяко: компьютерные игры как художественное высказывание

Цифровой океан
5 предметов, которые исчезли из школьной программы. Навсегда ли? 5 предметов, которые исчезли из школьной программы. Навсегда ли?

Возможно, школьные дисциплины времен СССР пригодились бы и сегодня?

Psychologies
Нина Русланова: «Когда она узнала, что в «Иване Лапшине» будет играть Миронов, отказалась сниматься» Нина Русланова: «Когда она узнала, что в «Иване Лапшине» будет играть Миронов, отказалась сниматься»

Русланова была великой актрисой, играла все: от высокой трагедии до комедии

Караван историй
Куклы романтизма Куклы романтизма

Есть ли в мире бездушной и безжалостной техники место для романтиков?

Правила жизни
Философ у отверстого гроба Философ у отверстого гроба

Жизнь и смерть французского философа Николя де Кондорсе

Знание – сила
От Вологды до Мурманска: как женщины управляют региональными ателье по всей стране От Вологды до Мурманска: как женщины управляют региональными ателье по всей стране

Предпринимательницы из разных городов, которые вопреки всему развивают ателье

Forbes
Импульсивный инвестор Импульсивный инвестор

Как уроженец Шанхая стал легендарным американским финансистом

Деньги
Дизайн Дизайн

Натуральные материалы, обтекаемые формы и живые растения

Robb Report
Прильнувшие стеблем… Прильнувшие стеблем…

Вьюнки и повои из семейства Вьюнковые — красивые и коварные одновременно

Наука и жизнь
Без паники! Откуда берутся неврозы и как с ними справиться Без паники! Откуда берутся неврозы и как с ними справиться

Исследований невроза много, но ответы на главные вопросы не найдены до сих пор

Лиза
Сел и уснул: 10 лайфхаков, как хорошенько выспаться в самолете Сел и уснул: 10 лайфхаков, как хорошенько выспаться в самолете

Как «отключиться» от внешних раздражителей и погрузиться в сон на время полета

TechInsider
Ямальских овцебыков отправили на колыму Ямальских овцебыков отправили на колыму

14 полугодовалых овцебыков будут обживать колымскую тундру

ФедералПресс
Фёдор Сологуб Фёдор Сологуб

Русский поэт и писатель Фёдор Сологуб глазами Дмитрия Быкова

Дилетант
Как отказать абьюзеру: техника от психолога Как отказать абьюзеру: техника от психолога

Как действовать, если в вашем окружении обнаружился абьюзер?

Psychologies
Открыть в приложении