В Третьяковской галерее пройдет выставка картин художника Эдварда Мунка

ЭкспертКультура

«Крик» едет в Россию

В Третьяковской галерее впервые в России пройдет масштабная выставка картин норвежского художника Эдварда Мунка

Вячеслав Суриков

Эдвард Мунк. Крик. 1893

До сих пор в России несколько раз выставлялись гравюры Эдварда Мунка — последний раз это было в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в 1982 году. Мунк был и до сих пор остается для всех, за исключением специалистов и продвинутых любителей живописи, создателем одного произведения. Но зато в популярности картины «Крик» ему могут позавидовать очень и очень многие художники. Эта картина не только была однажды продана за баснословную сумму — 120 миллионов долларов —американскому миллиардеру Леону Блэку (на момент продажи это был рекорд для произведений искусства), но и стала расхожим образом, который одно время было принято в первую очередь ассоциировать с состоянием ужаса. Сейчас это мем, который раз за разом воспроизводится в самых разнообразных форматах. Что лишний раз указывает на гений художника, который часто заключается не столько в мастерстве передачи изображения на холсте или бумаге, а в умении поймать, зафиксировать визуальный образ, который воплотил в себе чаяния (или страхи) миллионов людей вне зависимости от их возраста, национальности, места проживания.

В Россию приедет графический «Крик», выполненный пастелью, аналогичный тому, что приобрел Леон Блэк, — художник создал несколько версий этого сюжета. Помимо «Крика» на выставке будет представлено 65 живописных произведений, 36 графических, а также фотографии, сделанные самим художником, книги из его личной библиотеки и архивные документы из Музея Мунка в Осло — крупнейшего собрания произведений художника. Две работы предоставлены ГМИИ имени Пушкина. Одна из них, полотно «Девушки на мосту», была приобретена известным московским коллекционером Михаилом Морозовым у самого художника. Он купил всего одну работу скорее всего не потому, что относился со скепсисом к творчеству Мунка, а потому, что художник никогда не был расположен продавать свои работы за границу. Исключительно благодаря этому в собрании Музея Мунка сейчас находятся две трети из его примерно 1750 живописных произведений, практически все из почти 850 графических работ, в нескольких версиях каждая, и бльшая часть из восьми тысяч рисунков.

Мунк всего на десять лет старше Ван Гога. Фактически это художники одного поколения, которые могли своими глазами наблюдать художественную революцию, которую совершили на их глазах импрессионисты, и сумели пойти дальше. Но если Ван Гог развил идеи импрессионистов, то Мунк, скорее, взял за основу их стратегию в изобразительном искусстве: создавать произведения без оглядки на предшественников. Он стал одновременно предтечей экспрессионизма и художником, который достиг вершины этого направления в изобразительном искусстве. Несмотря на разницу в возрасте и месте проживания, параллели в судьбах и творчестве обоих художников бросаются в глаза. Они используют в своем творчестве одни и те же мотивы, оба совершают один и тот же жест — жертвуют частями тела: Ван Гог в припадке безумия отрезает себе ухо, Эдвард Мунк в ссоре с подругой отстреливает себе палец — это произошло в доме, который он купил, как только у него появились первые серьезные деньги (сейчас этот дом — одна из достопримечательностей Норвегии). Но если Ван Гог дожил до тридцати семи, не продав при жизни не одной картины, то Мунк в один прекрасный день отправился в клинику, чтобы вылечиться от алкоголизма, успешно прошел курс лечения и дожил до восьмидесяти лет.

Сохраняя творческую активность едва ли не до последних дней, Мунк создал огромное количество работ. При этом он крайне неохотно с ними расставался. Перед смертью в 1944 году, осознавая значимость своего творчества, Мунк завещал все оставшиеся у него произведения муниципалитету Осло. Спустя двадцать лет после смерти художника и через сто лет после его рождения в 1963 году открылся Музей Мунка, в котором его работы хранятся и экспонируются по сей день. Но в ближайшие годы все изменится. Музей Мунка переедет в другое здание, строящееся в новом районе в центре норвежской столицы на берегу Осло-фьорда. Этот музей почти в пять раз больше нынешнего. Он откроется для публики летом 2020 года. Здание уже возведено, рабочие занимаются его внутренней отделкой. Это будет культурный центр, который сконцентрирует в себе максимальное количество художественных достижений норвежских художников. Но главным мастером, который займет основное место в этом многоэтажном храме изобразительного искусства, все же будет Мунк.

В XIX веке в Норвегии родилось сразу несколько гениев, которые нашли себя в разных видах искусства: Эдвард Григ, Генрик Ибсен и Эдвард Мунк. К ним можно причислить и Густава Вигеланда — одного из самых продуктивных скульпторов своего времени. Вигеланд — ближайший друг Мунка, с которым они не однажды делили и кров, и любовниц. Это не помешало Мунку рассориться с Вигеландом, когда тот получил крупный заказ от муниципалитета, в результате которого возник редчайший объект — парк, в котором стоят скульптуры, выполненные лишь одним художником. С Григом и Ибсеном Мунк и Вигеланд жили в одном городе и ходили в одни и те же кафе. В одном из них даже выгравирована надпись, указывающая, за каким столиком имел привычку сидеть Мунк. Фантастически талантливая четверка — Григ, Ибсен, Мунк и менее известный за пределами Норвегии, но не от этого не менее значимый Вигеланд — трепетно почитаются норвежцами.

Эдвард Мунк. Автопортрет. 1895

У Мунка тоже случались крупные заказы. Один из них —роспись столовой шоколадной фабрики, заказанная одним из местных предпринимателей. Свою работу Мунк оценил в сумму, которая соответствовала нескольким десяткам годовых зарплат работника фабрики. Фабриканта это не остановило, и он согласился на условия Мунка. Художник написал серию картин, на которых изобразил пасторальные сюжеты, которые ни в коем случае не должны были омрачать настроение работниц фабрики. Однако заказчик оказался этим не удовлетворен. Уже после того, как картины были предъявлены ему в законченном виде и даже развешаны в помещении столовой, он то и дело вызывал художника и призывал его дописать ту или иную деталь в какой-нибудь из работ. Поначалу Мунк соглашался и прописывал то, что от него просили, но просьбы не кончались. Первым потерял терпение Мунк. После очередного замечания, которое настигло его уже в процессе правки, он вручил кисточку заказчику и предложил ему исправить картины так, как тот сочтет нужным. Сейчас столовая фабрики, украшенная работами Мунка, — одна из самых ярких достопримечательностей Осло.

Мунка можно отнести к числу сумрачных гениев. В первые годы творчества он страдал алкоголизмом, но, даже избавившись от зависимости, не смог полностью отделаться от психопатических состояний. Смерть, болезнь, разрушительная сила, которая однажды рождается внутри человека, с непреодолимой силой притягивала его. Элемент стиля, который выделял его среди прочих художников, — незавершенность визуальных образов. В «Крике» этот элемент стиля достиг максимальной выразительности. Мы только угадываем в изображении человеческую фигуру, но не видим за ней персональной истории. Она воплощает в себе исключительно жест. Чтобы «перезагрузить» «Крик», норвежцы пригласили в Осло мастера перфомансов Марину Абрамович, которая придумала установить в одном из парков Осло пустую рамку, в которой сначала крикнула, повторив тот самый характерный жест — прижатые ко рту для усиления звука ладони, сама Абрамович, а теперь в нее может крикнуть любой желающий.

Тем не менее выставка в Третьяковской галерее откроется под жизнеутверждающим названием «Танец жизни». Ее контрапунктом станет тема «Мунк и Достоевский». Достоевский был одним из любимейших писателей художника. В его библиотеке были все издания важнейших произведений русского классика. На одном из последних автопортретов Мунка «Между часами и кроватью» в окружающем интерьере можно разглядеть висящую на стене картину «Кроткая», отсылающую к одноименной повести Достоевского. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказывает, что при отборе произведений для первой масштабной выставки Мунка в России они ориентировались на «явную общность двух больших художников, объединяющие их творчество темы, мотивы и выразительные средства». В итоге в экспозицию войдут картины из цикла «Фриз жизни» и близкие им тематически работы, созданные в 1890-е годы. Выставка откроется в апреле будущего года.

Книги со всего мира

Впервые за всю историю международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№ 20 ее почетным гостем станет Италия. Non/fictio№ 20

Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/ fictio№ 20, отмечающая в этом году двадцатилетний юбилей, будет проходить в Центральном доме художника на Крымском валу с 28 ноября по 2 декабря. В non/fictio№ 20 примут участие около 300 крупных и малых издательств, книготорговых предприятий и институтов культуры из 24 стран. Программа выставки насчитывает свыше 400 мероприятий, которые в течение всех пяти дней будут проходить в режиме нон-стоп на восьми дискуссионных площадках, а также на стендах участников.

Театр Вырыпаева

Спектакль идет на английском языке с синхронным переводом на русский, переводит автор и режиссер Иван Вырыпаев. Kasia Chmura

На сцене Театрального центра «На Страстном» 14–17 декабря пройдут показы спектакля «Иранская конференция» по пьесе Ивана Вырыпаева в постановке автора. По ее сюжету девять ученых собираются на симпозиум в Копенгагене, чтобы обсудить положение дел на Ближнем Востоке и в Иране. И задаются следующими вопросами: куда движется наша цивилизация с множеством таких разных культур и идеологий; моя жизнь и моя трансформация — как она меняет мир вокруг; существует ли универсальная доктрина или практика, которая объединит всех людей?

Пьеса Пиранделло

Пьесу Луиджи Пиранделло на протяжении всего ХХ века и до наших дней часто ставят в театрах по всему миру. БДТ

На сцене БДТ 4 и 5 декабря состоятся показы спектакля Театра Стабиле Неаполя — Театра Национале (Меркаданте) «Шесть персонажей в поисках автора» по пьесе Луиджи Пиранделло. Режиссер спектакля Лука де Фуско так объясняет ее значимость для мирового театра: «Предвосхищая концептуальное искусство, экзистенциализм, отчуждение от обыденности, он ломает устоявшуюся схему, вводя в нее элементы натуралистической фантастики. Эти шесть персонажей, шесть символов, приходят будто из другого мира, но их нельзя упрекнуть в нереалистичности и оторванности от мира нашего. Эти шесть персонажей готовы шагнуть со сцены в нашу реальность, пробуждая в нас так много личных воспоминаний, видений и ярких моментов».

Роль Клоуз

В фильме «Жена» главную роль играет Гленн Клоуз, шестикратная номинантка на премию «Оскар» и лауреат двух «Золотых глобусов». «Провзгляд»

В российский прокат 22 ноября вышел фильм шведского режиссера Бьёрна Рунге «Жена» с Гленн Клоуз и Джонатаном Прайсом в главных ролях. В предстоящей оскаровской гонке 2019 года фильму прочат номинацию на лучшую женскую роль. Гленн Клоуз играет жену писателя, обладательницу блестящего ума, который она скрывает ради того, чтобы литературная звезда ее супруга Джо сияла как можно ярче. По замыслу создателей, «Жена» «поднимает вопросы о природе партнерских отношений и о шатком положении амбициозной женщины в мире, где правят мужчины».

Полосу подготовил Вячеслав Суриков

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цифровой рубль: о чем молчит ЦБ Цифровой рубль: о чем молчит ЦБ

Банки и часть их клиентов уже тестируют реальные цифровые рубли

Эксперт
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Огонь царей Огонь царей

Переосмысление истории предков, чтобы избавиться от семейного проклятья

Grazia
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Два часа на «открытом воздухе» Два часа на «открытом воздухе»

«Бульдозерная» выставка — переломное событие в истории отечественного искусства

Дилетант
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Как получать магний из продуктов питания Как получать магний из продуктов питания

Магний — еще один важный элемент для здоровья ваших костей. Как его получать?

ТехИнсайдер
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту

Кто такой фуд-стилист и чем он занимается

СНОБ
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
15 способов получить повышение на работе 15 способов получить повышение на работе

Берите эти советы на заметку, если засиделись на своей должности

Maxim
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка

Как превратить детское увлечение кулинарией в профессию?

РБК
3 запроса о здоровом образе жизни 3 запроса о здоровом образе жизни

Что мешает нам поддерживать здоровый образ жизни?

Здоровье
Туда-сюда-издат Туда-сюда-издат

14 историй о том, как писатели пользовались тамиздатом

Weekend
Путешествие Ленга в Томбукту Путешествие Ленга в Томбукту

Шотландец, француз и полумифический мусульманский город

Знание – сила
Мембрана для извлечения водорода Мембрана для извлечения водорода

Мембрана из ванадиевого сплава — залог прогресс в водородной энергетике

ТехИнсайдер
ДНК всемогущая ДНК всемогущая

Можно ли узнать все о своем происхождении благодаря генетическим исследованиям?

Grazia
На грани извержения: как люди живут на территориях рядом с вулканами На грани извержения: как люди живут на территориях рядом с вулканами

Как человечество научилось жить рядом с источниками опасности?

Forbes
Водитель для зомби Водитель для зомби

«Кадавр»: сумрачный турецкий хоррор

Weekend
Шимпанзе лучше выполняют задания, если на них смотрят зрители Шимпанзе лучше выполняют задания, если на них смотрят зрители

«Эффект аудитории» укоренился в социальной эволюции человекообразных обезьян

ТехИнсайдер
Жизнь Ли Жизнь Ли

Кейт Уинслет о своем новом фильме «Ли» и истории Ли Миллер

Grazia
Ох уж эта свекровь! Ох уж эта свекровь!

На самом деле далеко не каждая свекровь – монстр. Просто нужно знать секреты!

Лиза
Вышел из тени Вышел из тени

С какими тенями борется актер Борис Хвошнянский?

Men Today
Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей

Какие риски для современного мира представляет GPT-контент?

Forbes
Открыть в приложении